АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
17 октября 2019 года
 
  2000
 
 
О прогнозе социально-экономического развития города Костромы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов
 
Рассмотрев прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки прогноза социально-экономического развития города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26 июля 2010 года № 1417, руководствуясь статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы,
 
ПОСТАНОВЛЯЮ:
 
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов.
2. Настоящее постановление подлежит размещению на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
 
Исполняющий обязанности
главы Администрации города Костромы 
 
О. В. Болоховец
 
 
Приложение
к постановлению Администрации города Костромы
от 17 октября 2019 года № 2000
 
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА КОСТРОМЫ НА 2020 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД
2021 и 2022 ГОДОВ
 
1. Общие положения
 
Прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Прогноз) разработан с целью определения наиболее вероятных количественных параметров развития основных отраслей экономики и социальной сферы города Костромы, экономической базы бюджета города Костромы.
Прогноз составлен в соответствии с Порядком разработки прогноза социально-экономического развития города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26 июля 2010 года № 1417, на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, предложенных Министерством экономического развития Российской Федерации в письме от 10 апреля 2019 года № 11049-ГС/Д03и, основных параметров прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов, анализа тенденций развития экономики города Костромы, сложившихся в 2018 году и начале 2019 года, обобщения прогнозных материалов организаций, осуществляющих деятельность на территории города Костромы, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Костромы.
Анализ социально-экономической ситуации в городе Костроме и разработка прогноза базировались на данных государственной статистики.
 
2. Количественные характеристики основных параметров Прогноза
 
Показатели
Единицы
измерения
2018 год
отчет
2019 год
оценка
Прогноз
2020
год
2021
год
2022
год
1. Промышленное производство
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и оказанных услуг (без НДС и акцизов) (разделы В, C, D, E)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
71 818,1
76 705,1
81 130,6
86 073,0
91 464,3
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
114,6
100,9
101,1
101,5
101,5
в том числе по видам экономической деятельности:
Добыча полезных ископаемых (раздел В)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
204,5
213,8
227,4
244,2
263,4
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
142,8
101,3
103,8
103,8
104,0
Обрабатывающие производства (раздел С)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
59026,5
63497,9
67342,6
71744,0
76564,8
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
117,7
101,3
101,3
101,7
101,8
Производство пищевых продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3 531,8
3 372,7
4 105,2
4 284,8
4 471,8
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
86,0
92,0
117,6
100,9
100,7
Производство напитков
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
2 061,3
2 139,7
2 303,2
2 479,1
2 673,7
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
106,7
103,7
104,0
104,1
104,1
Производство текстильных изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
302,5
332,4
339,7
362,8
387,5
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
145,0
101,9
101,9
103,2
103,1
Производство одежды
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1269,7
1456,7
1545,4
1644,3
1751,2
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
129,4
110,0
102,6
102,8
102,8
Производство кожи и изделий из кожи
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
0,7
0,7
0,7
0,8
0,8
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
80,1
98,0
98,6
99,0
99,6
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
9202,3
10509,3
10391,0
11073,8
11724,9
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
107,2
98,5
93,2
101,4
100,6
Производство бумаги и бумажных изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
475,4
494,5
520,7
575,2
636,5
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
119,1
103,5
100,1
105,0
105,1
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1293,4
1142,0
1146,9
1152,1
1158,2
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
95,7
85,9
96,0
96,2
96,5
Производство химических веществ и химических продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
94,1
103,5
114,4
126,3
139,9
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
94,0
105,0
105,0
105,0
105,2
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
516,7
544,1
582,1
622,8
668,9
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
116,0
100,1
101,6
101,8
102,0
Производство резиновых и пластмассовых изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1731,4
2284,3
2461,9
2649,3
2857,3
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
90,4
105,0
102,4
102,4
102,4
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1842,7
2015,9
2132,3
2252,8
2374,9
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
93,2
102,5
101,0
101,0
100,8
Производство металлургическое
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
399,8
409,0
421,9
438,7
457,5
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
98,0
98,0
99,0
99,4
99,6
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3178,7
3342,1
3644,1
3954,8
4297,3
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
107,4
102,6
103,5
103,5
103,5
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
47,2
45,8
48,0
50,3
52,8
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
84,7
95,2
99,8
99,8
99,8
Производство электрического оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1080,3
1277,4
1415,1
1513,6
1602,8
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
80,0
106,9
100,5
101,9
100,7
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
6385,5
6873,5
7406,3
7981,6
8672,2
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
101,5
105,8
102,6
102,6
103,3
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3973,5
4030,5
4425,6
4860,2
5352,9
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
103,7
98,3
104,6
104,6
104,7
Производство прочих транспортных средств и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1788,8
1699,6
1869,6
2059,2
2272,4
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
265,8
94,9
104,8
104,9
104,9
Производство мебели
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
946,1
948,3
957,8
983,9
1010,9
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
79,2
97,5
96,6
98,4
98,6
Производство прочих готовых изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
18563,8
20136,1
21142,9
22290,7
23592,4
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
167,8
103,6
100,4
100,6
100,8
Ремонт и монтаж машин и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
340,7
349,9
367,8
386,9
407,8
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
87,0
99,9
100,1
100,2
100,2
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха
(раздел D)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
10553,8
10868,8
11347,3
11780,6
12237,3
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
100,6
98,6
99,9
100,1
100,3
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (раздел E)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
2033,3
2124,6
2213,3
2304,2
2398,8
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
107,9
99,9
100,1
100,1
100,1
2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
8364,5
8791,3
9151,7
9550,3
9967,6
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
101,6
100,0
100,1
100,2
100,3
Ввод в эксплуатацию жилья
тыс. метров квадратных
90,5
190,0
124,8
181,5
230,9
3. Потребительский рынок товаров и услуг
3.1. Оборот розничной торговли
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
60879,9
64301,8
66949,7
69978,1
73216,2
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
101,4
100,4
100,5
100,6
100,7
3.2. Оборот общественного питания
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3328,0
3504,5
3641,6
3798,7
3966,6
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
103,7
100,1
100,3
100,4
100,5
3.3. Объем платных услуг населению
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
13010,5
13663,5
14308,5
15087,5
15987,6
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
102,0
100,4
100,5
101,0
101,5
4. Демографическая ситуация
Среднегодовая численность постоянного населения
тыс. человек
276,7
275,7
275,0
274,4
274,0
5. Трудовые ресурсы и оплата труда
Численность физических лиц, занятых в экономике города Костромы
тыс. человек
152,1
151,9
151,5
151,2
151,1
Численность физических лиц, работающих на предприятиях и в организациях
тыс. человек
96,7
97,1
97,3
97,4
97,5
Фонд заработной платы
млн. рублей
34824,6
36893,5
38759,8
40971,7
43309,5
Среднемесячная заработная плата на одного работника
рублей
29998,5
31654,0
33189,0
35048,0
37011,0
Численность официально зарегистрированных безработных граждан
(на конец года)
человек
499
650
660
670
690
Уровень зарегистрированной
безработицы (на конец года)
проценты
0,36
0,48
0,49
0,49
0,49
 
2.1. Промышленность
По итогам 2018 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными предприятиями города Костромы составил 71 818,1 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2017 годом на 21,1 процента. Индекс промышленного производства составил 114,6 процента. Наибольшее увеличение объемов производства показала ювелирная отрасль –
с 10 540,8 млн. рублей в 2017 году до 18 557,2 млн. рублей в 2018 году, индекс промышленного производства в отрасли составил 167,8 процента.
Индекс промышленного производства предприятий, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в 2018 году составил 142,8 процента. Увеличило объемы производства щебня акционерное общество «Карьеравтодор», также рост производства показали малые предприятия, работающие в отрасли. По оценке
2019 года, а также в прогнозном периоде 2020 – 2022 годов предприятия планируют увеличение объемов производства в среднем на 1,3 – 4,0 процента в год.
В обрабатывающих производствах, на долю которых в общем объеме промышленной продукции приходится 82,2 процента, индекс промышленного производства в 2018 году составил 117,7 процента. Положительную динамику производства показали общество с ограниченной ответственностью «Новая Костромская льняная мануфактура», непубличное акционерное общество «СВЕЗА Кострома», общество с ограниченной ответственностью «Адищевская бумажная фабрика», общество с ограниченной ответственностью «ВолгаСтрап», общество с ограниченной ответственностью «Завод Брэндфорд», общество с ограниченной ответственностью «Костромское предприятие «Автофильтр», акционерное общество «Костромской судомеханический завод», ювелирные предприятия города Костромы. Предприятия машиностроительной отрасли сохранили объемы производства на уровне 2017 года.
Вместе с тем, снижение объемов производства в 2018 году к уровню 2017 года показали предприятия пищевой промышленности, производства кожи и изделий из кожи, производства химических веществ и химических продуктов, производства резиновых и пластмассовых изделий, эклектического оборудования, мебели, производства прочих неметаллических минеральных продуктов, компьютеров, электронных и оптических изделий, полиграфические и металлургические предприятия.
В структуре обрабатывающих производств наибольший удельный вес занимают: ювелирная отрасль – 31,4 процента, обработка древесины и производство изделий из дерева (кроме мебели) – 15,6 процента, производство машин и оборудования – 10,8 процента, производство автотранспортных средств, прицепов, полуприцепов – 6,7 процента, производство пищевых продуктов – 6,0 процентов, производство готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) – 5,4 процента.
По оценке 2019 года индекс промышленного производства в обрабатывающей отрасли прогнозируется на уровне 101,3 процента, объем отгруженных товаров собственного производства составит 63,5 млрд. рублей. В прогнозном периоде
2020 - 2022 годов индекс производства планируется на уровне 101,3 – 101,8 процента.
В энергетике расчетный индекс промышленного производства
по итогам 2018 года составил 100,6 процента. Увеличение объемов производства тепловой энергии, в связи с более холодными по сравнению с 2017 годом погодными условиями, показало публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 2».
Снижение объемов производства в 2018 году показали крупные предприятия энергетической отрасли: акционерное общество «Газпромгазораспределение Кострома», публичное акционерное общество «Костромская сбытовая компания», муниципальное унитарное предприятие города Костромы «Городские сети».
В 2019 году ожидается понижение индекса промышленного производства в энергетической отрасли до 98,6 процента, в основном за счет снижения объемов производства крупных поставщиков тепловой энергии и газа. В 2020 – 2022 годах индекс промышленного производства в данной отрасли прогнозируется на уровне 99,9 – 100,3 процента.
Организации, осуществляющие деятельность по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов в 2018 году увеличили объемы производства на 7,9 процента. По оценке 2019 года, а также в прогнозном периоде 2020 – 2022 годов предприятия данной отрасли планируют сохранить объемы производства на уровне
2018 года.
В прогнозном периоде всего в промышленном производстве индекс производства составит: в 2020 году – 101,1 процента, 2021 году – 101,5 процента, 2022 году – 101,5 процента. Динамика развития отраслей промышленного производства будет определяться реализацией комплекса мер, направленных на увеличение экспорта промышленной продукции, развитие импортозамещения, реализацию инвестиционных проектов, увеличение внутреннего потребления (в связи с ростом реальных доходов населения).
 
2.2. Инвестиции в основной капитал
 
По итогам 2018 года объем инвестиций в основной капитал составил
8 364,5 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2017 годом на 7 процентов, индекс физического объема составил 101,6 процента.
Наибольший объем инвестиций вложили предприятия обрабатывающей отрасли: акционерное общество «Костромской завод автокомпонентов», непубличное акционерное общество «СВЕЗА Кострома», открытое акционерное общество «Цвет», общество с ограниченной ответственностью «ВолгаСтрап», общество с ограниченной ответственностью «Завод Брэндфорд» общество с ограниченной ответственностью «Костромской машиностроительный завод», общество с ограниченной ответственностью «АКВА СТАР».
По оценке в 2019 году объем инвестиций увеличится к уровню 2018 года на 5,1 процента и составит 8 791,3 млн. рублей.
В соответствии с Прогнозом в 2020 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составят 9 151,7 млн. рублей или 104,1 процента
к уровню 2019 года. Доля малых предприятий в общем объеме инвестиций составит порядка 14,0 процентов, за исключением строительной отрасли, где на их долю приходится более 40,0 процентов инвестиций.
По оценке в 2019 году доля объемов привлеченных средств в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал, снижавшаяся в последние годы ввиду высокой стоимости кредитных ресурсов, будет иметь слабую положительную динамику.
В структуре привлеченных источников финансирования наибольшей останется доля бюджетных средств (порядка 52,0 процента), что объясняется необходимостью вложений в социальную сферу: образование, здравоохранение, социальную поддержку и социальное обслуживание населения.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста объемов привлеченных средств из федерального бюджета, в 2018 году финансирование из федерального бюджета увеличилось на 32,9 процента по сравнению с 2017 годом.
Доля средств организаций и населения на долевое строительство, составившая по итогам 2018 года 0,5 процента в общем объеме инвестиций, в последующие годы будет иметь незначительный рост.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности наибольший удельный вес будет приходиться на предприятия обрабатывающих производств.
В прогнозном периоде будет осуществляться реализация следующих крупных инвестиционных проектов предприятий обрабатывающей отрасли:
- организация автоматизированного производства силикатного кирпича акционерного общества «Костромской силикатный завод»;
- создание и расширение производственных мощностей акционерного общества «Костромской завод автокомпонентов»;
- расширение производственных мощностей общества с ограниченной ответственностью «Завод Брэндфорд»;
- создание в городе Костроме дополнительных мощностей по производству полиэстеровой ленты и складских помещений общества с ограниченной ответственностью «ВолгаСтрап»;
- расширение производственных мощностей на заводе «АКВА СТАР» общества с ограниченной ответственностью «АКВА СТАР».
В прогнозный период небольшой рост инвестиций ожидается среди предприятий, относящихся к видам деятельности «Сооружения и строительные работы» и «Услуги, связанные с недвижимым имуществом». На территории города Костромы осуществляется комплексная застройка:
- территории ограниченной улицами Магистральной, Евгения Ермакова, Стопани, Заволжской (документация по планировке территории, утверждена постановлением Администрации города Костромы от 11 июня 2013 года № 1204);
- территории ограниченной улицей Соловьиной, Черногорской, Богатырской, границей города Костромы, северо-восточной границей гаражного кооператива (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 18 ноября 2015 года № 3313);
- территории ограниченной улицами Дубравной, Пантусовской, бульваром Михалевским, набережной Чернигинской (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 16 декабря 2015 года № 3753);
- территории ограниченной улицей Магистральной, северо-восточной границей земельного участка по улице Магистральной, 40, северо-восточной границей лыжероллерной трассы в микрорайоне Паново, северо-восточной границей озелененной территории «Роща в карьере по ул. Ярославской», юго-восточной и юго-западной границами садоводческого товарищества «Березка-2», улицей Металлистов, юго-западными границами земельных участков по улице Магистральной, 30а, 30 (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 1 июля 2016 года № 1770);
- территории ограниченной Волгореченским шоссе, улицей Магистральной, улицей, проходящей на юго-востоке от улицы Магистральной параллельно улице Радиозаводской в направлении планируемого продолжения проезда Студенческого, магистральной улицей районного значения в продолжение проезда Студенческого, улицей Радиозаводской, северо-западной и северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:080608:4, границей города Костромы (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 18 июля 2016 года № 1974);
- территории ограниченной улицами Магистральной, Радиозаводской, территорией гаражного кооператива по улице Магистральной, в районе д. 77, границами земельного участка по улице Магистральной, 75, проездом от улицы Магистральной до земельного участка по улице Магистральной, 75 (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 28 октября 2013года № 2486);
- территории ограниченной улицей Ленина, полосой отвода железнодорожной ветки, проспектом Мира, охранной зоной ЛЭП, северной границей территории предприятия ОАО «Красная Маевка» (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 19 декабря 2016 года № 3387);
- территории ограниченной проездами Шарьинским, Нейским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:030101:685, проездом Апраксинским, южной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:030101:536, рекой Солонкой (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 2 декабря 2015 года № 3560);
- территории ограниченной проездом Апраксинским, северо-восточной границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:030101:536, продолжением улицы Армейской, юго-западной границей земельного участка 44:27:030101:536 (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 27 июня 2019 года № 1088);
- территории в районе поселка Волжский, ограниченной набережной реки Кострома, границей существующей жилой застройки поселка Волжский, проспектом Речным, садоводческим товариществом «Огонек-1» и «Юбилейный», границей города Костромы, границами земельных участков, находящихся в частной собственности (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 17 сентября 2014 года № 2475);
- территории ограниченной проездами Нейским, Шарьинским, Апраксинским, границей земельного участка с кадастровым номером 44:27:030101:586 (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 17 сентября 2014 года № 2479).
В период 2019 - 2021 годов планируется приступить к освоению следующих крупных свободных территорий:
- территории в районе пересечения улиц Магистральной, Московской (документация по планировке территории разрабатывается на основании постановления Администрации города Костромы от 4 апреля 2018 года № 604);
- территории расположенной в поселке Рыбное (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 19 июня 2019 года № 1026);
- территории ограниченной улицей местного значения от улицы Заречной до улицы Запрудня, улицей Запрудня, урезом воды реки Кострома (документация по планировке территории разрабатывается на основании постановления Администрации города Костромы от 16 мая 2018 года № 938);
- территории в границах улиц Ленина, 11-я Рабочая, 7-я Рабочая (документация по планировке территории утверждена постановлением Администрации города Костромы от 8 июня 2018 года № 1202).
По оценке в 2019 году показатель ввода в эксплуатацию жилья составит
190,0 тыс. квадратных метров, с 2021 года прогнозируется рост данного показателя.
В 2022 году планируется ввести в эксплуатацию 230,9 тыс. квадратного метра жилья.
Кроме того, с целью ресурсного обеспечения перспективной застройки объектов жилищного и промышленного сектора запланирована реализация инфраструктурных проектов организациями коммунального комплекса.
Ресурсоснабжающие организации характеризуются достаточно стабильным объемом вложенных инвестиций, что обусловлено, прежде всего их работой
в соответствии с принятыми инвестиционными программами их развития.
Муниципальным унитарным предприятием города Костромы «Костромагорводоканал» реализуется инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2018 - 2021 годы, утвержденная  постановлением департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 19 ноября 2018 года № 5
«О внесении изменений в постановление департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 30 ноября
2017 года № 44». Основными целями данной программы являются, реконструкция и обновление существующих сетей водоотведения и водоснабжения, а также обеспечение инженерными коммуникациями новых строительных площадок с возможностью подключения дополнительных нагрузок.
На территории города Костромы публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» реализуется инвестиционная программа по развитию системы энергоснабжения на 2016 - 2020 годы, утвержденная Минэнерго России 15 декабря 2015 года № 951.
Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая
компания №2» реализует инвестиционную программу в сфере теплоснабжения, утвержденную постановлением департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 10 июля 2019 года № 34 «Об утверждении инвестиционной программы ПАО «ТГК-2» г. Кострома в сфере теплоснабжения на 2019-2023 годы в границах Костромской области», предусматривающую мероприятия по техническому перевооружению и модернизации существующих энергогенерирующих мощностей.
Муниципальное унитарное предприятие города Костромы «Городские сети» реализует в период 2017 - 2019 годов инвестиционную программу, предусматривающую реализацию мероприятий по развитию системы теплоснабжения города Костромы, в том числе строительству новых объектов системы теплоснабжения и новых тепловых сетей,
в целях подключения потребителей.
Инвестиционные вливания в социальную сферу экономики по-прежнему
на 80 - 85 процентов будут состоять из средств бюджетов всех уровней.
Рост инвестиций в социальной сфере обусловлен реализацией муниципальной программы города Костромы «Развитие образования, культуры, спорта, физической культуры и совершенствование молодежной политики в городе Костроме», утвержденной постановлением Администрации города Костромы от 17 сентября 2015 года № 2625, в рамках которой в городе Костроме продолжится строительство зданий муниципальных общеобразовательных организаций по улице Суслова, 8, а также по улице Профсоюзной, в районе дома 48, и строительство зданий дошкольных образовательных организаций по улице Московской, в районе дома 100, по улице Санаторной, 21, и в районе дома 48 по улице Профсоюзной, предполагается строительство зданий дошкольных общеобразовательных организаций в поселке Волжский и в Заволжском районе, закончится реконструкция объекта капитального строительства муниципальной собственности города Костромы
«База гребного спорта» на проспекте Речном, 65.
В 2021 - 2022 годах прогнозируется увеличение инвестиционной активности за счет строительства социально значимых объектов в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, дальнейшего развития территорий, реализацией инвестиционных проектов промышленными предприятиями города Костромы. Рост инвестиционных вложений предприятий и организаций города Костромы в прогнозном периоде составит 104,1 процента ежегодно.
 
2.3. Потребительский рынок
 
Потребительский спрос населения является главным индикатором состояния как экономики города, так и в целом экономики государства. В свою очередь показатель оборота розничной торговли указывает на состояние платежеспособного спроса населения. Так, экономический рост, увеличение реальной заработной платы сказались на розничном товарообороте, индекс физического объема которого по итогам 2018 года составил 101,4 процента. Объем розничного товарооборота в 2018 году составил 60,9 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2017 годом на 4,6 процента.
В прогнозном периоде 2019 - 2022 годов на фоне устойчивого роста реальной заработной платы, продолжится увеличение объемов розничного товарооборота, который в 2022 году прогнозируется в размере 73,2 млрд. рублей при ежегодном увеличении индекса физического объема на 0,1 - 0,3 процента.
Оборот общественного питания в 2018 году составил 3,3 млрд. рублей, индекс физического объема – 103,1 процента. В 2019 году индекс физического объема спрогнозирован на уровне 100,1 процентов.
Общий рост оборота общественного питания в прогнозном периоде 2020 - 2022 годов составит 103,9 – 104,4 процентов в год.
Развитие рынка оказания платных услуг населению города Костромы определено потребительским поведением населения на рынке жилищно-коммунальных услуг, транспортных услуг, услуг связи и отдельных видов бытовых услуг, являющихся социально значимыми. Потребление данных услуг неэластично к доходам населения и формируется преимущественно под влиянием законодательных изменений цен и тарифов. В структуре всех платных услуг их доля составляет около 80 процентов.
В 2018 году населению города Костромы крупными, средними и малыми организациями было оказано платных услуг на сумму 13,0 млрд. рублей, индекс физического объема составил 102,0 процента.
По оценке в 2019 году объем платных услуг, оказываемых населению города Костромы, увеличится по сравнению с предыдущим годом на 5,0 процентов и составит 13,7 млрд. рублей.
В прогнозном периоде 2020 - 2022 годов объем платных услуг населению города ежегодно будет расти в среднем на 5,4 процента и на конец 2022 года составит 16,0 млрд. рублей.
 
2.4. Демографическая ситуация
 
По итогам 2018 года среднегодовая численность населения города Костромы составила 276,7 тыс. человек, снизившись по сравнению с 2017 годом на 0,3 процента. 
Сокращение численности населения города Костромы обусловлено как естественной убылью, так и снижением миграционного притока населения. В 2018 году миграционный приток населения снизился по сравнению с 2017 годом на 6,4 процента и составил 8,1 тыс. человек, при этом миграционный отток населения остался примерно на том же уровне. Миграционное сальдо по итогам 2018 года составило «минус» 819 человек, в 2017 году - «минус» 199 человек. 
В Костроме сохраняется естественная убыль населения. Рождаемость в 2018 году снизилась по сравнению с 2017 годом на 7,8 процента и составила 3 163 ребенка. Снижение рождаемости обусловлено сокращением числа женщин раннего и среднего репродуктивного возраста, а также откладыванием рождения первого ребенка на более поздний срок.
Показатель смертности имеет устойчивую тенденцию снижения. В 2018 году смертность в городе снизилась по сравнению с 2017 годом на 1,1 процента и составила 3 560 человек, общий коэффициент смертности населения, характеризующий уровень смертности на 1000 жителей составил 12,9 процента. В 55,1 процентов случаев смертность связана с болезнями органов кровообращения, в 17,6 процентов случаев – новообразования.
По оценке в 2019 году среднегодовая численность постоянного населения города составит 275,7 тыс. человек, снижение численности будет определяться как естественной убылью населения, так и миграционным оттоком населения. В силу указанных выше причин, несмотря на расширение государственных мер поддержки семьям, сохранится тенденция снижения рождаемости. Одновременно будет наблюдаться снижение смертности населения города.
В 2020 - 2022 годах прогнозируется снижение численности постоянного населения города, обусловленное сдержанным миграционным приростом из районов области и естественной убылью населения.
Государственная миграционная политика, направленная на повышение миграционной привлекательности Российской Федерации, будет способствовать привлечению в город на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов, тем не менее не сможет компенсировать отток молодых людей, уезжающих из города для получения высшего образования в другие регионы страны.
Учитывая мероприятия по стимулированию рождаемости, разработанные в рамках реализации национального проекта «Демография», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года № 16, в прогнозном периоде ожидается умеренный рост рождаемости, который в то же время будет сдерживаться изменениями
в возрастной структуре населения (снижение числа женщин раннего и среднего репродуктивного возраста). 
Реализация мероприятий, проводимых в сфере здравоохранения, в том числе в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 года № 16 позволяет прогнозировать ежегодное снижение смертности и увеличение продолжительности жизни граждан.
 
2.5. Трудовые ресурсы и оплата труда
 
В 2018 году численность физических лиц, занятых в экономике города составила 152,1 тыс. человек или 98,8 процента к уровню 2017 года. Снижение данного показателя обусловлено главным образом демографическими факторами (снижением численности трудоспособного населения, в том числе в связи с миграционным оттоком населения). По данным службы занятости на фоне увеличения количества вакансий на 8,0 процентов по сравнению с 2017 годом, количество обратившихся в поиске работы сократилось на 11,0 процентов.
В первом полугодии 2019 года количество заявленных вакансий увеличилось по отношению к аналогичному периоду 2018 года на 21,1 процента и составило 6,0 тыс. единиц, в свою очередь количество граждан, обратившихся в поиске работы, сократилось на 1,9 процента и составило 3,4 тыс. человек.
В прогнозном периоде 2020 - 2022 годов численность физических лиц, занятых в экономике города будет иметь сдержанную отрицательную динамику. Эффект от повышения пенсионного возраста будет проявляться в сокращении дефицита рабочей силы на рынке труда, вызванного демографическими ограничениями (снижение притока населения, увеличение доли граждан пенсионного возраста, переход в трудоспособный возраст малочисленного поколения людей, рожденных в нестабильные 90-е годы). Уровень безработицы на конец 2022 года прогнозируется в размере 0,49 процентных пункта.
Среднемесячная заработная плата на предприятиях и организациях города Костромы в 2018 году выросла на 13,2 процента и составила 29 998,5 рублей, рост реальной заработной платы составил 108,5 процента. Высокий рост среднемесячной заработной платы обусловлен повышением минимального размера оплаты труда и доведением его до величины прожиточного минимума, индексацией заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением заработной платы на предприятиях и организациях города.
По оценке в 2019 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на предприятиях и организациях города Костромы увеличится на 5,5 процентов,
в промышленности – на 6,0 – 6,5 процентов
В части оплаты труда в бюджетном секторе в 2019 – 2022 годах для отдельных категорий работников (врачи, средний и младший медицинский персонал, педагогические работники образовательных организаций дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и оказывающие социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, преподаватели и мастера производственного обучения начального и среднего профессионального образования, преподаватели вузов, работники науки и культуры, социальные работники) предполагается сохранение достигнутых соотношений их заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в Костромской области.
В прогнозном периоде 2020 - 2022 годов рост заработной платы будет обеспечен, в том числе за счет реализации мер, определенных Правительством Российской Федерации. Ежегодное установление минимального размера оплаты труда на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года, развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам, целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности семей
с детьми, рост производительности труда приведут к росту реальных доходов граждан на уровне 1 - 1,5 процента в год.
 
3. Прогноз развития отраслей социальной сферы в городе Костроме
 
3.1. Прогноз развития системы образования города Костромы
 
Количественные характеристики основных показателей развития системы образования города Костромы до 2022 года
 
Показатели
Единицы
измерения
Отчет 2018
год
Оценка 2019
год
Прогноз
2020
год
 
2021
год
 
2022
год
 
 
Превышение проектной  мощности общеобразовательных организаций от установленной  проектом нормы
человек
4862
5983
5200
5000
5300
Численность выпускников муниципальных образовательных учреждений, получивших среднее общее образование
человек
1252
1417
1459
1532
1577
В 2018 - 2019 учебном году в общеобразовательных организациях города Костромы проходили обучение 31 170 учащихся. Ежегодно количество учащихся, поступающих в первый класс, продолжает превышать количество учащихся завершающих обучение в 9 классе и получивших основное общее образование примерно на 1000 человек, следовательно, увеличивается общая численность учащихся общеобразовательных организаций. Средняя наполняемость классов в 2018 - 2019 учебном году составила 26,8 человека, а в 2017 - 2018 учебном году - 26,5 человек.
В прогнозном периоде положительная динамика среднего количества учащихся в классе в общеобразовательных организациях города сохранится, и составит: в 2019 - 2020 учебном году – 27,1 человека, в 2020 - 2021 учебном году - 27,4 человека, в 2021 - 2022 учебном году - 27,8 человек.
С целью увеличения количества мест в общеобразовательных организациях города Костромы, в рамках муниципальной программы города Костромы «Развитие образования, культуры, спорта, физической культуры и совершенствование молодежной политики в городе Костроме», утвержденной постановлением Администрации города Костромы от 17 сентября 2015 года № 2625, продолжится строительство зданий муниципальных общеобразовательных организаций в городе Костроме по улице Суслова, 8, а также в районе дома 48 по улице Профсоюзной. Введение в эксплуатацию данных объектов планируется соответственно в декабре 2019 года и 2020 году.
 
3.2. Прогноз развития сфер культуры, искусства, туризма, физической культуры, спорта и работы с молодежью города Костромы
 
Количественные характеристики основных показателей развития сферы культуры, искусства, туризма, физкультуры, спорта и работы с молодежью города Костромы до 2022 года
 
 
Показатели
Единицы
измерения
2018 год
отчет
2019 год
оценка
Прогноз
 
2020 год
2021
год
2022
год
Количество записей в электронном каталоге библиотечного фонда общедоступных библиотек
единица
9 000
10 000
11 000
11 500
12000
 
Численность населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными организациями культуры,
и в работе любительских объединений
человек
770 000
775 000
780 000
782 000
785 000
 
Доля детей в возрасте 5 – 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию
в муниципальных образовательных учреждениях,
в общей численности детей данной возрастной группы
 
 
%
71
73
75
77
78
 
Количество детей и молодежи, охваченных мероприятиями летнего отдыха и занятости
человек
76955
77648
77658
77668
77678
 
Открытие новых туристических объектов
единица
5
3
1
1
1
 
Количество туристов, ежегодно посещающих город Кострому,
 в том числе:
- в ходе многодневных туров
- в ходе однодневных туров
- в качестве экскурсантов
человек
693 000
 
 
83 000
194 000
416 000
714 000
 
 
86 000
200 000
428 000
735 000
 
 
88 000
206 000
441 000
757 000
 
 
91 000
212 000
454 000
780 000
 
 
94 000
218 000
468 000
 
Открытие дополнительных спортивных залов, площадок
и т. п.
единица
3
3
1
1
1
 
Одной из важных задач в сфере культуры в прогнозном периоде остается увеличение услуг населению, предоставляемых в электронном виде. В 2018 году произошло увеличение количества записей в электронном каталоге на 3000 единиц, что вызвано активизацией работы в области оказания населению помощи по получению услуг в электронном виде. Данные в электронный каталог вносятся не только на вновь поступившую литературу, но и на издания прошлых лет, находящиеся в фондах библиотек, это: краеведческая литература, классическая литература и литература по истории. В библиотеках города ведется целенаправленная работа по обучению компьютерной грамотности и оказанию помощи в работе с компьютером людям пенсионного возраста.
Увеличение численности населения, участвующего в культурно - досуговых мероприятиях, в 2018 - 2022 годах обусловлено проведением новых программ по культурному отдыху населения, событийных праздников, использованию новых видов и форм культурно-массовой работы, улучшению зрелищности и качества проводимых мероприятий. На основе богатейшего культурного наследия, системной поддержки Администрацией города Костромы и обществом культурных инициатив реализуются долгосрочные международные, всероссийские, областные и муниципальные проекты
в сфере культуры, художественного образования, культурно-познавательного туризма
(«День рождения Снегурочки», международный ювелирный фестиваль «Золотое кольцо России», фестиваль фейерверков «Серебряная ладья» и другие мероприятия).
В прогнозном периоде планируется проведение общегородских мероприятий, ставших традиционными: праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы («Бессмертный полк» - 20 тысяч участников, хоровой фестиваль «Песни Победы» -
4-х часовая программа, с участием 40 коллективов и исполнителей, программа для ветеранов «Костер Победы», «Костромская губернская ярмарка», «Фестиваль сыра». Кроме того, традиционно в городе Костроме проводятся крупномасштабные городские праздники: «Новогодняя компания с участием Всероссийского Деда Мороза», День России, праздник в рамках Всероссийского полумарафона «Бегом по Золотому кольцу», около 40 мероприятий в рамках празднования Дня города.
На сегодняшний день в городе Костроме сохранена многовариативная сеть учреждений дополнительного образования детей, деятельность которых равномерно охватывает все районы города.
Услуги дополнительного образования детей оказывают в 9 многопрофильных учреждениях дополнительного образования по 390 программам шести направленностей дополнительного образования. Наиболее востребованы образовательные услуги в области социально-педагогической, художественной, физкультурно-спортивной, технической направленностям. Педагогическую деятельность в многопрофильных учреждениях дополнительного образования осуществляют 434 педагогических работника, более 70 процентов которых, имеют первую и высшую квалификационные категории. Традиционно воспитанники учреждений дополнительного образования детей становятся победителями на всероссийских соревнованиях и конкурсах, фестивалях художественного творчества. По итогам 2018 года победителями и призерами конкурсов различного уровня стали 3 666 детей и подростков, что составляет 19 процентов
от общего количества обучающихся.
Доля детей, получающих услуги по дополнительному образованию
в муниципальных образовательных учреждениях составляет по итогам 2018 года
71 процент от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет. В 2019 году данный показатель предварительно составит 73 процента. Увеличение показателя связано
с внедрением,
в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"», федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года № 10, с 2019 года, в соответствии с распоряжением Администрации Костромской области от 29 октября 2018 года № 212-ра
«Об утверждении комплекса мер по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей и концепции ее внедрения в Костромской области», распоряжением Администрации Костромской области от 5 июля 2019 года
№ 139-ра «Об утверждении концепции системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Костромской области»,
системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Костромской области для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей.
Вместе с тем, немаловажную роль в увеличение данного показателя играет повышение уровня подготовки и профессиональной компетенции педагогического и тренерского состава, обеспечение условий качественной организации предоставления дополнительного образования, увеличение количества реализуемых дополнительных общеразвивающих программ, в том числе технической направленности.
Ежегодно на территории города Костромы в рамках летней оздоровительной кампании для детей, подростков и молодежи муниципальными учреждениями образования, культуры, спорта и работы с молодежью организуются профильные смены, оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей, малозатратные формы отдыха, трудоустройство и занятость. Количество детей и молодежи города, охваченных мероприятиями летнего отдыха и занятости в 2018 году составило 76 955 человек.
В плане на 2019 год охватить всеми формами занятости в каникулярный период 77 648 человек детей и молодежи.
Увеличение численности детей и молодежи, принявших участие в летней оздоровительной кампании 2019 года, связано с увеличением количества профильных отрядов, сборов, смен, участников лагерей с дневным пребыванием, привлечением внебюджетных средств (в том числе, родительская плата) на ее организацию, активным участием представителей общественных организаций и волонтеров, студентов в мероприятиях летней оздоровительной кампании. Кроме того, в 2019 году внедрена новая форма работы в каникулярный период - разновозрастные отряды.
На объём туристических услуг существенное влияние оказывает покупательская способность населения и общеэкономическая ситуация. За последние годы увеличивается количество туристов, предпочитающих отдых внутри России. Кострома входит в популярный российский туристический маршрут «Золотое кольцо России», что является важным конкурентным преимуществом.
В прогнозируемом периоде количество российских и иностранных туристов, посещающих Кострому, будет постепенно увеличиваться. Этому будет способствовать развивающаяся инфраструктура: новые объекты коллективного размещения и объекты туристического показа (музеи, выставочные и развлекательные центры). В 2019 году планируется открытие новых объектов туристского притяжения: кофейни Снегурочки и объекта показа «Модный дом Снегурочки». Восстановление храмового комплекса Костромского кремля уже на данном этапе привлекает туристов и паломников. Туристические бренды города «Сказочная Кострома - родина Снегурочки», «Кострома - ювелирная столица», «Кострома сырная» и событийные мероприятия «День рождения Снегурочки», ежегодный «Фестиваль сыра», международный ювелирный фестиваль «Золотое кольцо России», фестиваль фейерверков «Серебряная ладья» ежегодно привлекают внимание туристов. Участие в 2019 году представителей города Костромы в международных туристических выставках «Интурмаркет» и «Отдых», привлечёт в Кострому новых туристов, посодействует установлению новых бизнес-контактов, в том числе с туроператорами других регионов, и в целом положительно скажется на туристическом имидже города.
Развитие физической культуры и спорта в городе Костроме связано с открытием новых спортивных объектов. На карте спортивных объектов города в 2018 году появился крытый футбольный манеж по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ город Кострома, город Кострома, микрорайон Давыдовский-3, дом 17 и частный футбольный зал по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ город Кострома, город Кострома, на улице Профсоюзной, дом 25г.
Кроме того, в 2018 году на особо охраняемой природной территории регионального значения туристско-рекреационной местности «Парк «Берендеевка» обустроена открытая тренажёрная площадка и скейтпарк. В июне 2019 года на данной территории введено в эксплуатацию 3 многофункциональные площадки для волейбола, баскетбола, мини-футбола и большого тенниса.
В четвертом квартале 2019 года планируется завершение реконструкции объекта капитального строительства муниципальной собственности города Костромы «База гребного спорта» на проспекте Речном, 65.
Положительная динамика открытия дополнительных спортивных объектов связана с разработкой и включением проектов по строительству и реконструкции спортивных объектов в федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 30,
а также строительство частных спортивных объектов.
 
4. Прогноз развития городского хозяйства города Костромы
4.1. Прогноз развития жилищного и коммунального хозяйства в городе Костроме
Количественные характеристики основных показателей развития
жилищно-коммунального хозяйства города Костромы до 2022 года
 Показатели
Единицы
измерения
2018 год
отчет
2019 год
оценка
Прогноз
2020 год
2021 год
2022 год
Общая площадь жилищного фонда
тысяч кв.  м
7118,0
7308,0
7432,8
7614,3
7845,2
в том числе:
 
 
 
 
 
- общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда
тысяч кв.  м
148,3
135,7
136,0
140,0
140,0
Общая площадь жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности
тысяч кв.  м
322,4
275,1
-
-
-
Полная стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг
млн. рублей
5302,4
5408,5
5516,7
5627,0
5739,5
Фактическая доля платежей населения в полной стоимости жилищно-коммунальных услуг
%
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Доля капитально отремонтированного жилищного фонда от общей площади жилищного фонда
%
8,0
8,0
8,1
9,1
9,2
Протяженность отремонтированных и реконструированных трубопроводов:
- водоснабжения
- водоотведения
- теплоснабжения 
км
 
 
 
5,4
1,0
11,6
 
 
 
5,0
1,0
19,8
 
 
5,0
1,0
24,8
 
 
5,0
1,0
25,7
 
 
5,0
1,0
23,3
Доля отремонтированных и реконструированных трубопроводов:
- водоснабжения
- водоотведения
- теплоснабжения
в общей протяженности соответствующих сетей
%
 
0,96
0,23
3,2
 
0,88
0,23
5,5
 
0,88
0,23
6,9
 
0,88
0,23
7,1
 
0,88
0,23
6,5
На территории города Костромы наибольшее количество домов имеет физический износ конструктивных элементов от 31 до 65 процентов, вместе с тем имеются дома, где физический износ конструктивных элементов составляет от 60 - 65 процентов.
Основной целью в сфере жилищного хозяйства является улучшение качества жилищного фонда на территории города Костромы. Достижение данной цели обеспечивается путем строительства нового жилья, сносом аварийных многоквартирных домов, а также проведения капитального ремонта имеющегося жилищного фонда.
Кроме того, в период 2020 - 2024 годов в рамках муниципальной программы города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома», утвержденной постановлением Администрации города Костромы от 4 июля 2019 года № 1131 "Об утверждении муниципальной программы города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Кострома»", планируется реализовать мероприятия направленные на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных
до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. К концу 2022 года доля расселенного аварийного жилищного фонда по отношению к жилищному фонду, признанному до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации должна составить 37,3 процента.
Прогнозные данные по общей площади жилищного фонда на 2020 - 2022 годы представлены из фактически сложившейся динамики строительства многоквартирных домов на территории города Костромы. В связи с увеличением объёмов ввода в эксплуатацию вновь построенных многоквартирных домов, прогнозируется увеличение площади жилищного фонда на территории города Костромы. 
В прогнозном периоде капитальный ремонт жилищного фонда будет осуществляться в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26 марта 2014 года № 100-а «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы».
В связи с увеличением общей площади жилищного фонда, а также увеличением количества многоквартирных домов, в которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, к окончанию прогнозного периода ожидается увеличение доли капитально отремонтированного жилищного фонда.
 В сфере коммунального хозяйства основная задача - обеспечение населения коммунальными услугами нормативного качества.
Полная стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг в 2019 - 2021 годах вырастет в связи с ростом платы граждан за жилищные услуги и тарифов на коммунальные услуги в рамках установленных максимальных (предельных) индексов роста платы граждан за коммунальные услуги, а также за счет увеличения, площади жилищного фонда города Костромы. В то же время объем предоставляемых коммунальных услуг снизится в связи с переходом граждан на расчеты по показаниям приборов учета коммунальных ресурсов, как общедомовых, так и индивидуальных.
Прямое влияние на качество предоставляемых коммунальных услуг оказывает состояние объектов коммунальной инфраструктуры, поэтому задачей Администрации города является поддержание имеющейся коммунальной инфраструктуры в нормативном состоянии, а также, строительство новых объектов.
В городе Костроме по состоянию на 1 января 2019 года протяженность инженерных сетей составляет:
- сети водоснабжения - 562,1 км, из них 202,3 км находятся в ветхом состоянии (износ – 36 процентов);
- сети водоотведения – 421,5 км, из них 134,8 км находятся в ветхом состоянии (износ – 32 процента);
- тепловые сети - 360,1 км, из них 252,0 км находятся в ветхом состоянии
(износ – 70 процентов).
Для создания условий эффективного функционирования и развития систем коммунальной инфраструктуры города Костромы, обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания граждан и улучшение экологической обстановки, необходимо приведение в нормативное состояние инженерных сетей, то есть ежегодное увеличение объемов капитального ремонта (реконструкции) сетей.
Процент износа сетей водоснабжения и водоотведения резко снижается в связи с применением при проведении ремонтных работ инновационных материалов.
Процент износа тепловых сетей не снижается в связи приемом в муниципальную собственность бесхозяйных тепловых сетей, которые, как правило, находятся в неудовлетворительном состоянии. Кроме того, затраты на эксплуатацию и капитальный ремонт тепловых сетей с каждым годом возрастают, а тарифы для населения сдерживаются предельным индексом роста платы граждан. Для приведения тепловых сетей в нормативное состояние необходимо ежегодно проводить работы по капитальному ремонту не менее 20,0 км сетей. Выполнение данного показателя планируется обеспечить в рамках заключенного 28 июня 2019 года между Администрацией города Костромы и публичным акционерным обществом «Территориальная генерирующая компания» концессионного соглашения.
 
4.2. Прогноз развития дорожного хозяйства  
 
Количественные характеристики основных показателей развития дорожного хозяйства города Костромы до 2022 года
Показатели
Единицы
измерения
2018 год
отчет
2019 год
оценка
Прогноз
2020 год
2021
год
2022
год
Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям
%
50,8
54
57
60
63
Объем ремонта асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог общего пользования
тыс. кв. м
184,8
180,0
 
180,0
 
180,0
 
180,0
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста города, повышение качества жизни населения.
В настоящее время социально-экономическое развитие города Костромы сдерживается по причине неудовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня, развития автомобильных дорог. Действующая сеть автомобильных дорог города Костромы сформирована в 70-80-е годы XX века.
По состоянию на 1 января 2019 года улично-дорожная сеть общего пользования местного значения в городе включает в себя 485 улиц, в том числе 115 основных улиц с движением общественного транспорта и 370 второстепенных улиц протяженностью 411,8 км, а также 8 мостов и 6 путепроводов. Значительная часть автомобильных дорог общего пользования местного значения имеет высокую степень износа. В настоящее время в нормативном состоянии находится 51 процент автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы.
Ежегодно объемы выполняемых ремонтных работ значительно ниже необходимых. Несоблюдение межремонтных сроков службы дорожных покрытий увеличивает объемы ямочного ремонта и не дает необходимого эффекта в сохранении сети автодорог. Средства, выделяемые на содержание и ремонт автомобильных дорог в городе Костроме за счет собственных доходов бюджета, обеспечивают лишь текущее содержание и ямочный ремонт улично-дорожной сети. Текущий и капитальный ремонт улично-дорожной сети осуществляется за счет средств, выделяемых на данные цели бюджету города Костромы из дорожного фонда Костромской области, а также из федерального бюджета в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24 декабря 2018 года № 15.
Содержание и ремонт улично-дорожной сети города Костромы осуществляется силами специально созданного для этих целей муниципального казённого учреждения города Костромы «Дорожное хозяйство».
 
4.3. Прогноз развития пассажирского транспорта в городе Костроме
 
Количественные характеристики основных показателей развития пассажирского транспорта в городе Костроме до 2022 года
 
Показатели
Единицы
измерения
2018 год
отчет
2019 год
оценка
Прогноз
2020 год
2021 год
2022 год
Расходы на оплату индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, по муниципальным маршрутам в городе Костроме
тыс. рублей
98 113,6
101 707,0
101 707,0
101 707,0
101 707,0
Количество транспортных средств муниципального унитарного предприятия, используемых при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам в городе Костроме по регулируемым тарифам, на основании выданных транспортных карт, в том числе:
единица
61
71
71
71
71
- автобусов, в том числе:
единица
35
35
35
35
35
 - работающих на линии
единица
27
27
27
27
27
- троллейбусов, в том числе:
единица
26
36
36
36
36
- работающих на линии
единица
20
20
20
20
20
Количество транспортных средств индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, используемых при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам в городе Костроме по регулируемым тарифам, на основании выданных транспортных карт, в том числе:
единица
338
354
374
394
394
- работающих на линии
единица
318
321
341
361
361
Расчетная потребность подвижного состава муниципального предприятия, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам в городе Костроме по регулируемым тарифам, в том числе:
 
66
66
66
66
66
автобусы
единица
30
30
30
30
30
троллейбусы
единица
36
36
36
36
36
Количество перевезенных пассажиров, в том числе:
тыс. человек
36 463,0
38 000,0
38 000,0
38 500,0
38 500,0
- муниципальным унитарным предприятием, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам в городе Костроме по регулируемым тарифам
тыс. человек
7 025,0
10 500,0
10 500,0
10 500,0
10 500,0
- индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам
в городе Костроме по регулируемым тарифам
тыс. человек
29 438,0
27 500,0
27 500,0
28 000,0
28 000,0
Стоимость одной поездки в городском пассажирском транспорте
рублей
20
20
23
25
27
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года
№ 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 октября 2016 года обслуживание муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
В 2019 - 2020 годах прогнозируется постепенный рост пассажиров, перевезенных по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении, проходящих в границах города Костромы.
В целях обеспечение бесперебойной работы городского пассажирского транспорта общего пользования, улучшения качества и безопасности пассажирских перевозок, транспортной доступности в рамках муниципальной программы «Развитие городского пассажирского транспорта», утвержденной постановлением Администрации города Костромы № 2394 от 26 октября 2018 года "Об утверждении муниципальной программы города Костромы «Развитие городского пассажирского транспорта»" запланировано проведение комплексного обследования пассажиропотока по всей территории городского округа город Кострома независимой специализированной организацией и по результатам проведенного обследования внесение соответствующих изменений в маршрутную сеть города Костромы.