АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2021 г. N 1129
 
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕСТНЫХ НОРМАТИВОВ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
 
 
 
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Администрации города Костромы от 11.08.2021 N 1339)
 
 
В соответствии со статьями 8, 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 3 статьи 9 Закона Костромской области от 22 апреля 2021 года N 83-7-ЗКО "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Костромской области в части совершенствования законодательства о градостроительной деятельности и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Костромской области", руководствуясь статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы, постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Местные нормативы градостроительного проектирования города Костромы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
 
И.о. главы Администрации
города Костромы
О.В.БОЛОХОВЕЦ
 
 
Утверждены
постановлением
Администрации
города Костромы
от 28 июня 2021 года N 1129
 
МЕСТНЫЕ НОРМАТИВЫ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
 
 
 
Список изменяющих документов
(в ред. постановления Администрации города Костромы от 11.08.2021 N 1339)
 
 
1. Цели, содержание и сфера применения настоящих Нормативов
 
1.1. Настоящие Нормативы разработаны для обеспечения градостроительного проектирования на территории города Костромы с учетом особенностей его застройки.
1.2. Применение настоящих Нормативов осуществляется в целях:
1.2.1. создания условий для устойчивого развития территорий муниципального образования, сохранения окружающей среды, объектов культурного наследия;
1.2.2. создания условий для планировки территорий муниципального образования за счет определения минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе нормативов обеспеченности объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории, доступности таких объектов для населения, включая инвалидов);
1.2.3. обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
1.2.4. создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
1.2.5. сохранения и развития в процессе реконструкции сложившейся ценной городской среды и необходимости обеспечения преемственного развития исторически сложившихся районов и исключения нанесения ущерба исторически сложившемуся архитектурному масштабу и характеру городской среды;
1.2.6. определения нормативной площади земельных участков при проектировании и строительстве жилых домов и общественных зданий для формирования планировочно обособленных комплексов недвижимого имущества;
1.2.7. создания комплекса социально гарантированных, гигиенически безопасных, комфортных условий для жизнедеятельности и создания городской среды, доступной для инвалидов и маломобильных групп населения;
1.2.8. охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
1.3. Настоящие Нормативы включают в себя:
1.3.1. общие расчетные показатели планировочной организации территорий города Костромы;
1.3.2. расчетные показатели в сфере жилищного обеспечения;
1.3.3. расчетные показатели в сфере социального и коммунально-бытового обеспечения;
1.3.4. расчетные показатели в сфере обеспечения объектами рекреационного назначения;
1.3.5. расчетные показатели в сфере транспортного обслуживания;
1.3.6. требования в сфере строительства и реконструкции объектов на застроенных территориях исторической части города Костромы;
1.3.7. расчетные показатели в сфере инженерной подготовки и защиты территорий;
1.3.8. требования по совершенствованию системы безопасности жилых домов и объектов с массовым пребыванием граждан на территории города Костромы.
1.4. Настоящие Нормативы используются для принятия решений государственными органами, органами местного самоуправления и обязательны для всех субъектов градостроительной деятельности, действующих на территории города Костромы, независимо от форм собственности объектов застройки, реконструкции. В части, не урегулированной настоящими Нормативами, применяются региональные нормативы градостроительного проектирования Костромской области.
 
2. Институты и понятия, используемые в настоящих Нормативах
 
2.1. Используемые в настоящих Нормативах институты и понятия законодательства о градостроительной деятельности, земельного, гражданского, и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
2.2. В настоящих Нормативах используются следующие основные понятия:
2.2.1. квартал (микрорайон) - планировочная единица застройки в границах красных линий, ограниченная улицами и дорогами местного значения;
2.2.2. коэффициент застройки - отношение площади части земельного участка, которая может быть занята зданиями, ко всей площади участка (в процентах);
2.2.3. коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади земельного участка;
2.2.4. плотность застройки - суммарная поэтажная площадь застройки наземной части зданий и сооружений в габаритах наружных стен, приходящаяся на единицу территории участка (квартала);
2.2.5. стоянка - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств. Автостоянки для хранения могут быть оборудованы навесами, легкими ограждениями боксов, смотровыми эстакадами. Автостоянки могут устраиваться внеуличными (в том числе в виде карманов при расширении проезжей части) либо уличными (на проезжей части, обозначенными разметкой);
2.2.6. стоянки гостевые - открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон;
2.2.7. этажность здания - число надземных этажей, включая цокольные этажи, если верх перекрытия цокольного этажа возвышается над уровнем планировочной отметки земли не менее чем на 2 метра. Первым надземным считается этаж, пол которого находится не ниже уровня планировочной отметки земли. Технический этаж, расположенный над верхним этажом, при определении этажности здания не учитывается. Термины "надземный этаж", "цокольный этаж", "технический этаж" определяются в соответствии со статьей 2 Правил землепользования и застройки города Костромы, утвержденных постановлением Администрации города Костромы (далее - Правила землепользования и застройки города Костромы);
2.2.8. объекты обслуживания - постройки, сооружения и площадки придорожной сервисно-транспортной инфраструктуры: автопарковки (в том числе сборно-разборные механизированные), кабинные уличные туалеты, телефонные кабины и тому подобное;
2.2.9. помещения общего пользования в многоквартирном доме - нежилые помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
2.2.10. место допустимого размещения зданий, строений, сооружений - место, за пределами которого запрещено строительство зданий, строений, сооружений с учетом всех выступающих конструкций зданий, строений, сооружений.
2.2.11. многотопливная автозаправочная станция - автозаправочная станция, на территории которой предусмотрена заправка транспортных средств двумя и более видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеводородный газ (сжиженный пропан-бутан) и компримированный природный газ (в том числе регазифицированный) (далее - многотопливная АЗС).
(п. 2.2.11 введен постановлением Администрации города Костромы от 11.08.2021 N 1339)
 
3. Общая организация и зонирование
территории города Костромы
 
3.1. При планировании общей организации и зонирования территории муниципального образования следует исходить из того, что город Кострома является историческим поселением федерального значения.
3.2. Общая организация территории города Костромы должна осуществляться на основе сравнения нескольких вариантов планировочных решений, принятых на основании анализа технико-экономических показателей, выявляющих возможность рационального использования территории, изменения социально-демографической ситуации и развития сферы обслуживания с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, максимального сохранения естественных экологических систем.
3.3. При применении пункта 3.2 настоящих Нормативов следует учитывать:
3.3.1. возможности развития за счет имеющихся территориальных ресурсов на основе повышения интенсивности использования территорий (за счет увеличения плотности застройки) в границах города, в том числе за счет реконструкции и реорганизации сложившейся застройки, ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. Реконструкция общественной и жилой застройки должна проводиться комплексно без нарушения своеобразия сложившейся среды с сохранением и развитием жилой функции, модернизацией существующих капитальных жилых и общественных зданий, благоустройством территории, развитием инженерной и транспортной инфраструктуры с соблюдением санитарно-гигиенических требований, норм пожарной безопасности, норм обеспеченности учреждениями и предприятиями обслуживания и других обязательных требований;
3.3.2. оптимальную структуру жилищного строительства, определяемую на основе соответствующих технико-экономических обоснований с учетом архитектурно-композиционных, социально-бытовых, гигиенических, демографических требований, особенностей социальной базы и уровня инженерного оборудования;
3.3.3. требования законодательства к развитию рынка земли и жилья;
3.3.4. возможности бюджета города Костромы и привлечения частных инвестиций для софинансирования программ развития города.
3.4. Границы территориальных зон города Костромы устанавливаются с учетом:
3.4.1. функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных с учетом требований настоящих Нормативов;
3.4.2. сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
3.4.3. планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;
3.4.4. предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства.
3.5. Виды территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются Правилами землепользования и застройки города Костромы с учетом ограничений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами Костромской области, а также настоящими Нормативами.
3.6. Планировочное структурное деление территории города Костромы должно предусматривать:
3.6.1. взаимосвязь территориальных зон и структурных планировочных элементов (жилых районов, микрорайонов (кварталов), участков отдельных зданий и сооружений);
3.6.2. доступность объектов, расположенных на территории города в пределах нормативных затрат времени, в том числе беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам жилой, социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в соответствии с требованиями настоящих Нормативов;
3.6.3. интенсивность использования территории с учетом ее кадастровой и градостроительной ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков;
3.6.4. сохранение объектов культурного наследия и исторической планировки городского округа город Кострома.
3.7. Строительство объектов во всех зонах производится в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Костромы, проектами планировки территории и настоящими Нормативами, техническими регламентами, противопожарными, строительными, санитарными нормами и правилами.
 
4. Расчетные показатели в сфере жилищного обеспечения
 
4.1. В городе Костроме устанавливаются следующие расчетные показатели объемов и типов жилой застройки. Средний расчетный показатель жилищной обеспеченности зависит от соотношения жилых домов и квартир различного уровня комфорта.
 
Тип жилого дома и квартиры по уровню комфорта
Норма площади жилого дома и квартиры в расчете на одного человека, м2
Формула заселения жилого дома и квартиры
Доля в общем объеме жилищного строительства, процентов
Престижный (бизнес-класс)
40
k = n + 1
k = n + 2
8/15
Массовый (экономкласс)
30
k = n
k = n + 1
25/50
Социальный (муниципальное жилище)
15
k = n - 1
k = n
60/30
Специализированный
12
k = n - 2
k = n - 1
7/5
 
Переменные показатели, указанные в таблице, имеют следующие значения: k - общее число жилых комнат в квартире или доме; n - численность проживающих людей.
Приведенные в таблице показатели "доля в общем объеме жилищного строительства" в числителе - на первую очередь до 2018 года включительно, в знаменателе - на расчетный срок до 2025 года включительно.
Указанные в таблице расчетные показатели не являются основанием для установления нормы реального заселения.
4.2. В городе Костроме устанавливаются следующие нормативы распределения территории жилищного строительства по этажности (в процентах):
 
Этажность жилого дома по основному виду разрешенного использования, надземных этажей
Нормативы распределения территории жилищного строительства по этажности, процентов
Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)
2-10
Среднеэтажная жилая застройка
30-40
Малоэтажная многоквартирная жилая застройка
8-10
Для индивидуального жилищного строительства
40-60
 
5. Общие расчетные показатели планировочной организации
территории города Костромы
 
5.1. В городе Костроме устанавливаются следующие нормативы плотности населения территорий (человек на один гектар территории):
 
Наименование территории
Плотность населения территории, человек на один гектар территории
Зона домов малоэтажной, индивидуальной застройки (1-3 этажа)
20
Зоны домов малоэтажной жилой застройки (2-4 этажа)
80
Зоны домов среднеэтажной многоквартирной жилой застройки (5 этажей)
150
Зоны домов многоэтажной многоквартирной жилой застройки (6-12 этажей)
250
 
При применении настоящего пункта максимальную расчетную плотность населения необходимо принимать не более 300 человек на один гектар территории.
5.2. Нормативы распределения функциональных зон с отображением параметров планируемого развития (в процентах и в гектарах) в городе Костроме устанавливаются в соответствии с Генеральным планом города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 18 декабря 2008 года N 212 (далее - Генеральный план города Костромы).
5.3. В городе Костроме устанавливаются следующие нормативы плотности застройки территорий жилого назначения (в тысячах метров квадратных на один гектар территории):
 
Наименование территории
Максимальная плотность существующей застройки, тысяч метров квадратных на один гектар
Максимальная плотность застройки в застраиваемой территории, тысяч метров квадратных на один гектар
Зона домов малоэтажной, индивидуальной застройки (1-3 этажа)
0,6
0,8
Зоны домов малоэтажной жилой застройки (2-4 этажа)
2,0
2,5
Зоны домов среднеэтажной многоквартирной жилой застройки (5 этажей)
3,6
4,5
Зоны домов многоэтажной многоквартирной жилой застройки (6-12 этажей)
6,2
7,8
 
5.4. В городе Костроме устанавливаются следующие показатели нормируемых элементов территории жилых зон, микрорайонов (в квадратных метрах на 1 человека):
 
Номер строки
Элементы территории
Удельная площадь, квадратных метров на 1 человека, не менее
микрорайон
отдельный дом
 
Территория, всего,
17,9
13,2
в том числе
 
 
1
участки общеобразовательных школ
5,6
3,7
2
участки дошкольных образовательных учреждений
2,1
1,3
3
участки зеленых насаждений
6,0
4,0
4
участки объектов обслуживания
1,2
1,2
5
участки закрытых автостоянок
3,0
3,0
 
Удельные площади элементов территории микрорайона, указанные в строках 1, 2, 4, 5 таблицы настоящего пункта, определены на основании областных статистических и демографических данных за 2007 год.
5.5. В городе Костроме устанавливаются следующие показатели радиуса удаленности нормируемых элементов территории микрорайонов до объектов для хранения транспортных средств (парковок):
 
Здания, до которых определяется расстояние
Расстояние, в метрах
от открытых автостоянок и гаражей вместимостью, машино-мест
от станций технического обслуживания при числе постов
10 и менее
11-50
51-100
101-300
Свыше 300
Легковых автомобилей до 5 постов (без малярно-жестяных работ)
Легковых, грузовых автомобилей, не более 10 постов
Жилая застройка:
 
 
 
 
 
 
 
- фасады жилых зданий и торцы с окнами
10
15
25
35
50
50
100
- торцы жилых зданий без окон
10
10
15
25
35
50
100
Дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование.
Среднее и высшее профессиональное образование
25
50
50
50
50
50
100
Стационарное медицинское обслуживание
25
50
по расчету
по расчету
по расчету
50
100
Отдых (рекреация)
25
50
по расчету
по расчету
по расчету
50
100
 
Расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", нормативных документов по пожарной безопасности и свода правил СП 113.13330 "СНиП 21-02-99 Стоянки автомобилей".
(в ред. постановления Администрации города Костромы от 11.08.2021 N 1339)
5.6. В городе Костроме устанавливаются следующие показатели нормируемых элементов хозяйственной территории для индивидуальной жилой застройки (в метрах квадратных на 1 человека):
 
Номер строки
Элементы территории микрорайона
Удельная площадь, метров квадратных на 1 человека, не менее
 
Территория, всего
10,4
в том числе
 
1
участки общеобразовательных школ
1,5
2
участки дошкольных образовательных учреждений
2,1
3
участки объектов обслуживания
0,8
4
участки зеленых насаждений
6,0
 
Удельные площади элементов территории микрорайона, указанные в таблице настоящего пункта, определены на основании областных статистических и демографических данных за 2007 год.
5.7. В городе Костроме устанавливаются следующие показатели для расчета площади нормируемых элементов земельного участка для строительства многоквартирного жилого дома:
 
Элементы территории
Значение показателя
Расстояние от площадок до окон жилого дома, в метрах
Количество мест для гостевой стоянки автомобилей
1 машино-место на 90 квадратных метров общей площади многоквартирного жилого дома, за исключением площади нежилых помещений, не входящих в состав общедомового имущества многоквартирного жилого дома.
С повышением этажности домов применяется следующие коэффициенты:
0,97 - для 4-этажного жилого дома;
0,9 - для 5-этажного жилого дома;
0,83 - для 6-этажного жилого дома;
0,76 - для 7-этажного жилого дома;
0,69 - для 8-этажного жилого дома;
0,62 - для 9-этажного жилого дома;
0,55 - для 10-этажного жилого дома и выше
-
Детские игровые площадки
0,7 квадратного метра на человека
12
Площадка для занятий физической культурой
2 квадратных метра на человека
10-40
Хозяйственная площадка
0,3 квадратного метра на человека
20
Площадь озеленения
4 квадратных метра на человека
-
 
Для нежилых помещений, не входящих в состав общедомового имущества многоквартирного жилого дома, применяются нормативы обеспеченности стоянками автомобилей в соответствии с пунктом 5.9 настоящих Нормативов.
В границах элемента планировочной структуры, при подготовке проектов планировки территории, допускается размещение системы парковок автомобилей для нескольких многоквартирных домов.
При проектировании многоквартирных жилых домов в расчет необходимого количества машино-мест для гостевой стоянки автомобилей не включаются машино-места, не относящиеся к общему имуществу данных многоквартирных жилых домов.
5.8. В городе Костроме устанавливаются следующие расчетные параметры улиц:
 
Категория улиц
Расчетная скорость движения, км/ч
Ширина в красных линиях, м
Ширина полосы движения, м
Число полос движения
Наименьший радиус кривых в плане, м
Наибольший продольный уклон, %
Ширина пешеходной части тротуара, м
Магистральные улицы:
 
 
 
 
 
 
 
- общегородского значения регулируемого движения
80
37-75
3,50
4-8
400
50
3,0
- районного значения:
 
 
 
 
 
 
 
- транспортно-пешеходные
70
35-45
3,50
2-4
250
60
2,25
- пешеходно-транспортные
50
30-40
4,00
2
125
40
3,0
Улицы в жилой застройке
40
15-25
3,00
2-3
90
70
1,5
Проезды:
 
 
 
 
 
 
 
основные
40
10-11,5
2,75
2
50
70
1,0
второстепенные
30
7-10
3,50
1
25
80
0,75
Пешеходные улицы
-
-
-
-
-
40
0,75-2,0
Велосипедные дорожки
20
-
1,50
1-2
30
40
-
 
5.9. В городе Костроме устанавливаются следующие нормативы обеспеченности стоянками для парковки автомобилей при общественных объектах:
 
Здания и сооружения (направление отрасли), рекреационные территории и объекты отдыха
Расчетная единица
Минимальное число машино-мест на расчетную единицу
Здания и сооружения
Общественное управление, предпринимательство
100 работающих
35
Среднее и высшее профессиональное образование, обеспечение научной деятельности
100 работающих
26
Производственная деятельность
100 работающих в двух смежных сменах
17
Дошкольная образовательная организация
1 объект
По заданию на проектирование, но не менее 10
Общеобразовательная организация
1 объект
По заданию на проектирование, но не менее 10
Стационарное медицинское обслуживание
100 коек
9
Амбулаторно-поликлиническое обслуживание
100 посещений
5
Бытовое обслуживание
30 квадратных метров общей площади
2
Спорт
100 мест
9
Культурное развитие
100 мест или единовременных посетителей
17
Парки культуры и отдыха
100 единовременных посетителей
12
Магазины, объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)
100 квадратных метров торговой площади
12
Рынки
50 торговых мест
43
Общественное питание
100 мест
26
Гостиничное обслуживание
100 мест
26
Железнодорожный транспорт
100 пассажиров дальнего и местного сообщений, прибывающих в пиковые часы
26
Рекреационные территории и объекты отдыха
Отдых (рекреация)
100 единовременных посетителей
52
Деятельность по особой охране и изучению природы
100 единовременных посетителей
35
Природно-познавательный туризм
100 единовременных посетителей
52
Причалы для маломерных судов
100 единовременных посетителей
52
Санаторная деятельность
100 отдыхающих и обслуживающего персонала
17
Гостиничное обслуживание
100 отдыхающих и обслуживающего персонала
9
Туристическое обслуживание
100 отдыхающих и обслуживающего персонала
По расчетной вместимости
Общественное питание.
Магазины.
Бытовое обслуживание
100 мест в залах или единовременных посетителей и персонала
17
Ведение садоводства
10 участков
17
 
Стоянки для парковки автомобилей при зданиях общеобразовательной организации должны располагаться за пределами территории общеобразовательной организации.
На территории вновь строящихся зданий общеобразовательной организации необходимо предусмотреть место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
5.10. Применение пункта 5.9 настоящих Нормативов осуществляется с учетом следующих положений:
5.10.1. стоянки автомобилей при организациях дошкольного образования и общеобразовательных организациях размещаются вне территории указанных организаций на нормативном расстоянии от границ земельного участка в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74), исходя из количества машино-мест;
5.10.2. при организации кооперированных стоянок для автомобилей, обслуживающих группы объектов с различным режимом суточного функционирования, допускается снижение расчетного числа машино-мест по каждому объекту в отдельности на 10-15 процентов;
5.10.3. на туристских маршрутах следует предусматривать стоянки автобусов и легковых автомобилей, принадлежащих туристам, число которых определяется расчетом. Указанные стоянки должны быть размещены с учетом обеспечения удобных подходов к объектам туристского осмотра, но не далее 500 метров от них и не нарушать целостный характер исторической среды;
5.10.4. число машино-мест следует принимать при уровнях автомобилизации, определенных на расчетный срок;
5.10.5. расчет машино-мест может производиться пропорционально расчетной единице.
5.11. Предельно допустимый коэффициент плотности застройки квартала не должен превышать 1,2, а для условий реконструкции - 1,6 при соблюдении противопожарных и санитарно-гигиенических требований.
5.12. В городе Костроме устанавливаются следующие максимальные показатели плотности застройки, применяемые с учетом необходимости соблюдения противопожарных и санитарно-гигиенических требований:
 
Наименование вида застройки
Коэффициент застройки
Коэффициент плотности застройки
Застройка территории многоквартирными многоэтажными жилыми домами
0,25
1,2
Строительство в застроенной территории многоквартирных многоэтажных жилых домов
0,6
1,6
Застройка территории многоквартирными жилыми домами малой и средней этажности
0,3
0,8
Застройка территории блокированными жилыми домами с приквартирными земельными участками
0,25
0,6
Застройка территории одно-, двухквартирными жилыми домами с придомовыми земельными участками
0,2
0,4
 
Коэффициенты застройки и коэффициенты плотности застройки приведены для территории квартала (брутто) с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей, стоянок автомобилей, зеленых насаждений, площадок и других объектов благоустройства. В условиях реконструкции существующей застройки плотность застройки допускается повышать, но не более чем на 30% при соблюдении санитарно-гигиенических и противопожарных норм.
5.13. При подсчете процента застройки подземное сооружение не учитывается, если поверхность земли (надземная территория) над ним используется под озеленение, организацию площадок, автостоянок и другие виды благоустройства. Такое подземное сооружение должно размещаться в границах места допустимого размещения зданий и сооружений.
5.14. При организации пешеходных зон благоустройство, озеленение, размещение малых форм и т.д. следует проектировать с учетом обеспечения возможности проезда пожарных машин и машин специального транспорта, установки пожарной и другой специальной техники.
При устройстве тупиковых проездов необходимо предусмотреть возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.
Расчетные параметры противопожарных проездов применяются в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования Костромской области.
5.15. При проектировании многоквартирных домов на земельных участках, предназначенных для строительства таких домов, рекомендуется предусматривать установку ограждений.
 
6. Застройка и реконструкция застроенных территорий
жилых зон исторической части города Костромы
 
6.1. В целях интенсивного использования территории города и формирования безопасной и благоприятной среды проживания населения может быть запланирована реконструкция сложившейся застройки.
Развитие застроенных территорий осуществляется в пределах селитебных территорий и в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
Реконструкция застройки в границах элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов) или их частей является комплексной, реконструкция застройки в пределах земельного участка является локальной (выборочной).
При сносе существующей застройки более 50 процентов реконструкция является радикальной.
6.2. Развитие (реконструкция) застроенной территории осуществляется в соответствии со следующими требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации:
 
Зоны жилой застройки
Сведения о жилой застройке
Принятое решение о зоне жилой застройки
Орган, принимающий решение о развитии застроенной территории
Многоквартирные дома
Местоположение, площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу
Аварийные и подлежащие сносу
Органы местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Многоквартирные дома
Местоположение, площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, реконструкции
Аварийные и подлежащие сносу, подлежащие реконструкции
Органы местного самоуправления на основании муниципальных адресных программ
 
6.3. Объемы реконструируемого или подлежащего сносу жилищного фонда определяются на основании проектов планировки и межевания реконструируемых районов с учетом его экономической и исторической ценности, технического состояния, максимального сохранения жилищного фонда, пригодного для проживания, и сложившейся исторической среды.
6.4. В исторически сложившихся районах города Костромы запрещается размещение и реконструкция объектов I, II, III классов опасности по санитарной классификации, а также объектов IV и V классов по санитарной классификации, границы санитарно-защитных зон которых пересекают участки жилой и общественной застройки и озелененных территорий общего пользования.
При реконструкции на территории исторически сложившихся районов могут сохраняться промышленные предприятия, преимущественно градообразующего значения, объекты внешнего транспорта, а также коммунально-складские объекты, обеспечивающие жизнедеятельность исторически сложившихся районов, при условии проведения мероприятий по снижению их отрицательного воздействия на среду обитания и уменьшении размеров санитарно-защитной зоны при объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований.
6.5. В охранных зонах объектов культурного наследия должны сохраняться пространственно-планировочная структура, исторически ценная застройка и сложившийся городской ландшафт, обеспечиваться или резервироваться возможности восстановления его ранее утраченных элементов и параметров.
Не допускаются снос, перемещение и изменение недвижимых памятников истории и культуры, а также строительство новых зданий и сооружений, за исключением возводимых в порядке реставрации или регенерации архитектурного ансамбля. Запрещается снос зданий фоновой застройки, ценных в градостроительном отношении, образующих ткань городского ландшафта.
При реконструкции из охранной зоны необходимо выводить объекты, которые наносят физический и эстетический ущерб памятникам, вызывая чрезмерные грузовые потоки, загрязняя почву, атмосферу и водоемы.
6.6. В зонах регулирования застройки в случае разрешения проектирования нового строительства на пустующих участках должны соблюдаться характерные для исторически сложившихся районов высота и силуэт зданий, модуль застройки, тектоника фасадов, материал, фактура и цвет стен, традиционные приемы застройки, методы строительства, обеспечивающие сохранность соседних зданий.
6.7. Находящиеся в исторически сложившихся районах исторические объекты ландшафтной архитектуры и исторически сложившиеся микроландшафты имеют тот же статус, что и архитектурные памятники истории и культуры, и подлежат охране на этапе реконструкции.
Исторически сложившиеся объекты ландшафтной архитектуры, микроландшафты имеют фиксированные границы. При реконструкции не допускается их снос, перемещение и изменение их основных композиционных элементов, а также строительство на их территории новых зданий и сооружений (за исключением возводимых в порядке реставрации или регенерации исторического образа ландшафта), влияющие на экологическую жизнеспособность объекта.
Изменение планировочной структуры исторических объектов ландшафтной архитектуры и исторически сложившихся микроландшафтов допускается при всестороннем градостроительном обосновании по согласованию с органами по охране памятников истории и культуры.
6.8. При реконструкции автомобильных дорог расширение проезжей части допускается за счет сокращения площади озелененной территории, прилегающей к автомобильной дороге.
 
7. Показатели в сфере социального
и коммунально-бытового обеспечения
 
7.1. В городе Костроме устанавливаются следующие нормативы обеспеченности объектами здравоохранения (в единицах мест на одну тысячу человек, коек на одну тысячу человек, посещений в смену):
 
Наименование показателя
Значение показателя
Стационары всех типов с вспомогательными зданиями и сооружениями, коек на одну тысячу человек
10
Амбулаторно-поликлинические учреждения, посещений в смену на одну тысячу человек
22
Аптеки, объектов на одну тысячу человек
4
 
7.2. В городе Костроме устанавливаются следующие нормативы обеспеченности объектами дошкольного, общего, дополнительного и среднего образования (в числе мест на одну тысячу человек):
 
Наименование показателя
Значение показателя (мест на 1000 человек)
Норматив обеспеченности объектами дошкольного образования
60-71
Норматив обеспеченности объектами начального, основного, среднего общего образования,
93
в том числе для X-XI классов
12
Норматив обеспеченности объектами дополнительного образования
41
 
7.3. В городе Костроме устанавливаются следующие нормативы обеспеченности объектами бытового обслуживания населения (мест на одну тысячу человек):
 
Наименование показателя
Значение показателя (единица измерения на 1000 человек)
Норматив обеспеченности предприятиями бытового обслуживания
5 объектов
Жилищно-эксплуатационные организации
1 объект на микрорайон до 20 тысяч человек
Общественные уборные
1 прибор
 
7.4. В городе Костроме устанавливается норматив обеспеченности объектами торговли и общественного питания, составляющий 200-300 квадратных метров торговой площади (площади обслуживания) на одну тысячу человек.
7.5. В городе Костроме устанавливаются следующие нормативы обеспеченности объектами физической культуры и спорта (в квадратных метрах площади спортивных площадок и (или) в единицах мест на одну тысячу человек):
 
Наименование показателя
Значение показателя
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий в микрорайоне, квадратных метров общей площади на 1000 человек
70-80
Спортивные залы общего пользования, квадратных метров площади пола на 1000 человек
60-80
Детско-юношеские спортивные школы, мест на 1000 человек
20
Бассейны крытые и открытые общего пользования, квадратных метров площади зеркала воды на 1000 человек
20-25
 
7.6. В городе Костроме устанавливаются следующие нормативы площади территорий для размещения объектов рекреационного назначения (в гектарах):
7.6.1. для парков в планировочных районах - не менее 10 гектаров на планировочный район;
7.6.2. для садов жилых зон - не менее 3 гектаров на соответствующую зону;
7.6.3. для скверов - не менее 0,5 гектара на 2 микрорайона.
7.7. В городе Костроме устанавливаются следующие показатели радиуса обслуживания населения учреждениями и предприятиями социального и коммунально-бытового обеспечения (в метрах):
 
Учреждения и предприятия обслуживания
Радиус обслуживания, метров
Дошкольные образовательные учреждения:
 
в городских округах
300
в сельских округах и в малых городских округах и городских округах при малоэтажной жилой застройке
500
Общеобразовательные школы
500
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий
500
Физкультурно-спортивные центры жилых районов
1500
Поликлиники и их филиалы
1000
Аптеки
500
То же в районах малоэтажной жилой застройки
800
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:
в городских округах при застройке:
 
многоэтажной
500
малоэтажной
800
в сельских округах
2000
Отделения связи и филиалы банков
500
 
8. Расчетные показатели в сфере обеспечения
объектами рекреационного назначения
 
8.1. В городе Костроме устанавливаются следующие нормативы площади озеленения территорий объектов рекреационного назначения (в квадратных метрах на одного отдыхающего в среднем за сутки в выходные и праздничные дни):
8.1.1. для общегородской территории - не менее 10 квадратных метров на одного отдыхающего;
8.1.2. для районной территории - не менее 6 квадратных метров на одного отдыхающего.
8.2. Норматив площади озеленения зелеными насаждениями придомовых территорий в городе Костроме устанавливается не менее 4 квадратных метров на одного проживающего.
8.3. В городе Костроме устанавливаются следующие нормативы озеленения улиц, дорог, проездов (в метрах):
 
Здание, сооружение
Расстояния от здания, сооружения, объекта до оси, метров
ствола дерева
кустарника
Край тротуара и садовой дорожки
0,7
0,5
Край проезжей части улиц, кромка укрепленной полосы обочины дороги или бровка канавы
2,0
1,0
Стена жилого дома до оси стволов деревьев с кроной диаметром
 
1,5
- до 5 метров
5
- более 5 метров
от 5
 
9. Расчетные показатели в сфере транспортного обслуживания
 
9.1. Норматив уровня автомобилизации (в единицах транспортных средств на одну тысячу человек) в городе Костроме составляет 300 автомобилей на 1000 человек.
9.2. Нормативы транспортной и пешеходной доступности до объектов социального назначения принимаются в соответствии с пунктом 7.7 настоящих Нормативов.
9.3. Норматив дальности пешеходных подходов к ближайшим остановочным пунктам на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении, проходящих в границах города Костромы, составляет:
9.3.1. от объектов массового посещения - 250 метров;
9.3.2. от жилых домов - не более 400 метров.
9.4. Показатель расстояния между остановочными пунктами на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском сообщении, проходящих в границах города Костромы, принимаются в диапазоне от 400 до 600 метров.
9.5. В городе Костроме устанавливается следующий показатель плотности сетей улиц и дорог (в километрах на квадратный километр территории):
 
Год
2015
2020
2030
Плотность сетей улиц и дорог, километров на квадратный километр территории
2,3
2,3
2,7
 
9.6. Показатель плотности сети линий общественного пассажирского транспорта (в километрах на квадратный метр территории города): устанавливается в городе Костроме в размере 1,5-4,5 километра на квадратный метр территории города Костромы.
 
10. Расчетные показатели в сфере инженерной подготовки
и защиты территории
 
10.1. В городе Костроме норматив инженерной подготовки и защиты территории по отводу поверхностных вод устанавливается в размере 0,448 километра ливневой канализации и открытых водоотводящих устройств на 1 квадратный километр территории города Костромы.
10.2. В городе Костроме норматив по защите территорий от затопления и подтопления составляет не менее 1,132 метра превышения бровки подсыпанной территории относительно уровня расчетного горизонта высоких вод.
 
11. Требования по совершенствованию системы безопасности
жилых домов и объектов с массовым пребыванием граждан
на территории города Костромы
 
11.1. При разработке проектов планировки территории, проектной документации на строительство многоэтажных многоквартирных домов и объектов с массовым пребыванием граждан необходимо учитывать размещение оборудования системы видеонаблюдения с его подключением и последующей интеграцией в аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" (вывод изображения от подключаемых камер на автоматизированное место оператора аппаратно-программного комплекса "Безопасный город"), а также размещение помещений для оказания медицинской помощи, пунктов охраны общественного порядка, экстренной связи, помещений общего пользования.
11.2. Технические требования, предъявляемые к видеокамерам подсистемы обзорного видеонаблюдения:
11.2.1. требования к цифровым купольным сетевым PTZ-видеокамерам:
а) оптическое увеличение не менее 18x, цифровое - не менее 12x;
б) прогрессивная развертка;
в) разрешение сенсора не менее 1280 x 720 точек;
г) возможность управления параметрами камеры дистанционно;
д) возможность одновременной передачи нескольких индивидуально настроенных потоков видео в форматах MJPEG и H.264;
е) возможность регулирования частоты кадров и пропускной способности в H.264;
ж) детектирование движения, автоматическое слежение;
з) класс защиты не менее IP66;
и) металлический корпус;
к) возможность обеспечения электропитания видеокамеры и кожуха видеокамеры по технологии High Power over Ethernet;
11.2.2. требования к цифровым стационарным видеокамерам:
а) прогрессивная развертка;
б) разрешение сенсора не менее 1280 x 720 точек;
в) возможность управления параметрами камеры дистанционно;
г) возможность одновременной передачи нескольких индивидуально настроенных потоков видео в форматах MJPEG и H.264;
д) возможность регулирования частоты кадров и пропускной способности в H.264;
е) детектирование движения;
ж) класс защиты не менее IP66;
з) металлический корпус;
и) возможность обеспечения электропитания видеокамеры и кожуха видеокамеры по технологии High Power over Ethernet;
11.2.3. прочие требования к видеокамерам:
а) видеокамеры должны сохранять работоспособность при наружном монтаже в диапазоне температур от -40 до +50 град. C;
б) должны быть предусмотрены меры по защите от загрязнения;
11.2.4. места установки - конструкции зданий, опоры мачт освещения и другое. Выбор места установки видеокамер следует производить из расчета:
а) максимально затрудненного несанкционированного доступа, при невозможности этого - предусмотреть конструктивные элементы, затрудняющие доступ;
б) обеспечения максимальных углов обзора и отсутствия непрозрачных помех (препятствий);
в) недопустимости избыточной или недостаточной освещенности (блики, тени) в зоне видеонаблюдения.
 
12. Обеспечение доступности жилых объектов,
объектов социальной инфраструктуры для инвалидов
и маломобильных групп населения
 
12.1. При планировке и застройке необходимо обеспечивать доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения.
При проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии со СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", сводами правил СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения", СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам", СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", ведомственными строительными нормами ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения", руководящим документом системы РДС 35-201-99 "Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры".
Перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, расчетное число и категория инвалидов, а также группа мобильности групп населения устанавливаются заданием на проектирование.
Задание на проектирование утверждается в установленном порядке по согласованию с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
12.2. К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; почтово-телеграфные; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
12.3. Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать:
12.3.1. досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
12.3.2. безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;
12.3.3. своевременное получение полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.;
12.3.4. удобство и комфорт среды жизнедеятельности.
12.4. В проектах, указанных в пункте 12.3 настоящих Нормативов должны быть предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к зданию или по территории предприятия, комплекса сооружений с учетом требований настоящих нормативов. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для маломобильных групп населения на все время эксплуатации.
Жилые районы и их улично-дорожная сеть должны проектироваться с учетом прокладки пешеходных маршрутов для инвалидов и маломобильных групп населения с устройством доступных им подходов к площадкам и местам посадки в общественный транспорт.
12.5. Объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием:
12.5.1. визуальной и звуковой информацией, включая специальные знаки у строящихся, ремонтируемых объектов и звуковую сигнализацию у светофоров;
12.5.2. телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов;
12.5.3. санитарно-гигиеническими помещениями;
12.5.4. пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания;
12.5.5. пологими спусками у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования;
12.5.6. специальными указателями маршрутов движения инвалидов по территории вокзалов, парков и других рекреационных зон;
12.5.7. пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров;
12.5.8. пандусами при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в надземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей.
12.6. Размещение специализированных учреждений, предназначенных для медицинского обслуживания и реабилитации инвалидов, и вместимость этих учреждений следует определять по реальной и прогнозируемой потребности в районах, микрорайонах.
12.7. Территориальные центры социального обслуживания следует проектировать двух основных типов: надомного обслуживания и дневного пребывания, которые допускается объединять в одном здании в качестве отделений единого центра, а также включать в состав домов-интернатов для инвалидов и престарелых.
При включении территориального центра социального обслуживания или его отделений в состав жилого здания, рассчитанного на проживание инвалидов и престарелых, помещения территориального центра должны проектироваться с учетом обслуживания дополнительно не менее 30% численности инвалидов и престарелых, проживающих в здании.
12.8. Здания должны иметь как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
Места обслуживания и постоянного нахождения маломобильных групп населения должны располагаться на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий наружу. Эвакуационные выходы и пути должны проектироваться из непожароопасных материалов и соответствовать требованиям СНиП 35-01-2001, СНиП 21-01-97*.
12.9. При проектировании участка здания или комплекса следует соблюдать непрерывность пешеходных и транспортных путей, обеспечивающих доступ инвалидов и маломобильных лиц в здания. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку коммуникациями и остановками городского транспорта.
Ограждения участков должны обеспечивать возможность опорного движения маломобильных групп населения через проходы и вдоль них.
12.10. Транспортные проезды и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении требований к параметрам путей движения.
Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок.
В условиях сложившейся застройки при невозможности достижения нормативных параметров ширины пути движения следует предусматривать устройство горизонтальных площадок размером не менее 1,6 x 1,6 м через каждые 60-100 м пути для обеспечения возможности разъезда инвалидов на креслах-колясках.
12.11. При совмещении на участке путей движения посетителей с проездами для транспорта следует предусматривать ограничительную (латеральную) разметку пешеходных путей на дорогах в соответствии с требованиями Правил дорожного движения Российской Федерации. Ширина полос движения должна обеспечивать безопасное расхождение людей, в том числе использующих технические средства реабилитации, с автотранспортом. Полосу движения инвалидов на креслах-колясках и механических колясках рекомендуется выделять с левой стороны на полосе пешеходного движения на участке, пешеходных дорогах, аллеях.
Ширина пешеходного пути через островок безопасности в местах перехода через проезжую часть улиц должна быть не менее 3 м, длина - не менее 2 м.
12.12. Уклоны пешеходных дорожек и тротуаров, которые предназначаются для использования инвалидами на креслах-колясках и другими маломобильными группами населения, не должны превышать: продольный - 5%, поперечный - 1%. В случае, когда по условиям рельефа невозможно обеспечить указанные пределы, допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 12 м пути с устройством горизонтальных промежуточных площадок вдоль спуска.
12.13. Высоту бордюров по краям пешеходных путей следует принимать не менее 0,05 м.
Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Опасные для инвалидов участки и пространства следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 0,1 м.
12.14. При невозможности организации отдельного наземного прохода для инвалидов и маломобильных групп населения, подземные и надземные переходы следует оборудовать пандусами и подъемными устройствами.
12.15. Тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.
Примечание: на путях движения маломобильных групп населения не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, а также турникеты.
12.16. Для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней - не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2%.
Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
12.17. Объекты, нижняя кромка которых расположена на высоте от 0,7 до 2,1 м от уровня пешеходного пути, не должны выступать за плоскость вертикальной конструкции более чем на 0,1 м, а при их размещении на отдельно стоящей опоре - не более 0,3 м. При увеличении выступающих размеров пространство под этими объектами необходимо выделять бордюрным камнем, бортиком высотой не менее 0,05 м или ограждениями высотой не менее 0,7 м и т.п.
Устройства и оборудование (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т.п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать нормируемое пространство для прохода, а также проезда и маневрирования кресла-коляски.
Таксофоны и другое специализированное оборудование для людей с недостатками зрения должны устанавливаться на горизонтальной плоскости с применением рифленого покрытия или на отдельных плитах высотой до 0,04 м, край которых должен находиться от установленного оборудования на расстоянии 0,7-0,8 м. Формы и края подвесного оборудования должны быть скруглены.
12.18. На открытых автостоянках около объектов социальной инфраструктуры на расстоянии не далее 50 м от входа, а при жилых зданиях - не далее 100 м, следует выделять до 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов с учетом ширины зоны для парковки не менее 3,5 м.
На автостоянках при специализированных зданиях и сооружениях для инвалидов следует выделять для личных автомобилей инвалидов не менее 20% мест, а около учреждений, специализирующихся на лечении спинальных больных и восстановлении опорно-двигательных функций, - не менее 30% мест.
При наличии на стоянке мест для парковки автомашин, салоны которых приспособлены для перевозки инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к местам стоянки таких машин должна быть не менее 2,5 м.
Места парковки оснащаются знаками, применяемыми в международной практике.
12.19. Расстояние от остановок специализированных средств общественного транспорта, перевозящих только инвалидов, до входов в общественные здания не должно превышать 100 м.
12.20. Площадки и места отдыха следует размещать смежно вне габаритов путей движения мест отдыха и ожидания.
Площадки и места отдыха должны быть оборудованы устройствами для защиты от перегрева, осадков и постороннего шума (для мест тихого отдыха); информационными указателями.
12.21. Для озеленения участков объектов, посещаемых инвалидами и маломобильными группами населения, следует применять нетравмирующие древесно-кустарниковые породы.
Граница озелененных эксплуатируемых площадок, примыкающая к путям пешеходного движения не должна иметь перепада высот, бордюров, бортовых камней высотой более 0,04 м.
В целях безопасности элементы озеленения не должны закрывать обзор для оценки ситуации на перекрестках, опасных участках, затенять проходы и проезды, сигналы, информационные устройства, ограждения опасных мест, а также иметь выступающие части (кроны, стволы, корни).
 
13. Требования к проектированию, строительству
и реконструкции многотопливных автозаправочных станций
(введен постановлением Администрации города Костромы
от 11.08.2021 N 1339)
 
13.1. Многотопливные АЗС следует проектировать из расчета одна топливораздаточная колонка на 1 200 легковых автомобилей. Доля автомобильных газозаправочных станций от общего количества автозаправочных станций подлежит определению в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования Костромской области, утвержденными постановлением администрации Костромской области от 1 октября 2010 года N 344-а (далее - региональные нормативы градостроительного проектирования).
13.2. Минимальные расстояния от многотопливной АЗС, в состав которой входят комплексы автозаправок с жидким моторным топливом (бензин и дизельное топливо), сжиженный пропан-бутан и компримированный природный газ (в том числе регазифицированный), принимаются в соответствии с региональными нормативами градостроительного проектирования.
13.3. Санитарно-защитные зоны для многотопливных АЗС принимаются в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.