Порядок исполнения уполномоченным органом
Администрации города Костромы муниципальной функции
«Муниципальный земельный контроль»
 
Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль на территории города Костромы осуществляется уполномоченным органом Администрации города Костромы – Управлением архитектуры и градостроительства (далее – Управление) в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном постановлением администрации Костромской области от 13.05.2015 № 181-а «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Костромской области», а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного самоуправления: решением Думы города Костромы от 24.04.2015 № 77 «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории города Костромы» и Административным регламентом осуществления Администрацией города Костромы функции по муниципальному земельному контролю, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26.06.2012 № 1306, с учетом положений статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации.
Объектами муниципального земельного контроля являются расположенные в границах города Костромы:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
Предметом проверок при осуществлении муниципального земельного контроля является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, законодательства Костромской области, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Костромской области предусмотрена административная и иная ответственность.
Должностные лица Управления в рамках муниципального земельного контроля осуществляют контроль за соблюдением:
- требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов;
- требований земельного законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению;
- требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, в указанных целях;
- обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- предписаний, выданных должностными лицами Управления в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Формы муниципального земельного контроля и иные виды деятельности по осуществлению муниципального земельного контроля:
1. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, законодательства Костромской области, муниципальных правовых актов города Костромы, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Костромской области предусмотрена административная и иная ответственность. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в соответствии с Ежегодными планами проведения плановых проверок.
Плановые и внеплановые проверки в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) и административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля. Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным Законом № 294-ФЗ.
2. В соответствии со статьей 13.2 Закона № 294-ФЗ и Порядком должностные лица, специалисты органа муниципального контроля проводят мероприятия без взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков.
3. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Костромской области и настоящим Порядком, должностные лица, специалисты органа муниципального контроля принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством Костромской области меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
При выявлении в ходе плановых (рейдовых) осмотров, обследования земельных участков нарушений земельного законодательства, Управлением рассматривается  возможность проведения внеплановых проверок в соответствии с требованиями статьи 10 Закона № 294-ФЗ, а также в соответствии со статьей 8.2 Закона № 294-ФЗ выносится предостережение о недопустимости нарушения требований земельного законодательства. В случае отсутствия возможности проведения внеплановых проверок Управлением рассматривается вопрос по включению лица, допустившего нарушение требований земельного законодательства, в проект Плана проведения плановых проверок на будущий год.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.
Должностные лица Управления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора – Управление Росреестра по Костромской области для рассмотрения вопроса о привлечении лица, допустившего нарушение земельного законодательства к административной ответственности.
Статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом.
Частью 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Кроме того, в случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. Срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства.
В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок нарушитель не позднее срока, указанного в предписании, направляет должностному лицу, выдавшему предписание об устранении нарушения земельного законодательства, ходатайство (заявление) с просьбой о продлении срока устранения нарушения земельного законодательства.
К ходатайству (заявлению) прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для оформления и получения нарушителем документов, требуемых для устранения правонарушения и подтверждения указанного факта.
Ходатайство (заявление) о продлении срока исполнения предписания рассматривается должностными лицами Управления. По результатам рассмотрения ходатайства начальником Управления принимается распоряжение:
1) об удовлетворении ходатайства и продлении срока исполнения предписания – в случае, если нарушителем приняты все зависящие от него и предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации меры, необходимые для устранения выявленного нарушения;
2) об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения земельного законодательства без изменения – в случае, если нарушителем не приняты все зависящие от него меры, необходимые для устранения выявленного нарушения.
В течение тридцати дней с момента истечения срока устранения нарушения земельного законодательства, установленного предписанием об устранении нарушения земельного законодательства, организуется проведение внеплановой проверки устранения ранее выявленного нарушения.
В случае, если в ходе внеплановой проверки установлено, что меры по устранению нарушения земельного законодательства не принимаются и нарушение не устранено, специалистом Управления составляется протокол об административных правонарушениях по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направляется на рассмотрение мировому судье, а также выдается повторное предписание с новым сроком устранения нарушения.
Распоряжением начальника Управления от 24.03.2017 № 241-р утвержден Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении муниципального земельного контроля. Указанный Перечень размещен на официальном сайте Администрации города Костромы в сети Интернет во вкладке «Муниципальный контроль».
Учитывая изложенное, обращаем внимание органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на необходимость соблюдения требований земельного законодательства при использовании объектов земельных отношений.
Подробную информацию по вопросам исполнения муниципальной функции заинтересованные лица могут получить путем направления в Управление письменных обращений, по телефону (4942) 32-70-67, по электронной почте uag@gradkostroma.ru, в ходе личного приема, а также на официальном сайте Администрации города Костромы в сети Интернет.