Порядок исполнения
уполномоченным органом
Администрации города
Костромы муниципальной функции
«Муниципальный земельный
контроль»
Муниципальный
земельный контроль на территории города Костромы осуществляется уполномоченным
органом Администрации города Костромы – Управлением архитектуры и
градостроительства (далее – Управление) посредством профилактики нарушений
обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями
обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных
требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового
положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Предметом
муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами,
индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований
земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за
нарушение которых законодательством предусмотрена административная
ответственность, а также исполнение решений, принимаемых по результатам
контрольных мероприятий.
К отношениям,
связанным с осуществлением муниципального земельного контроля, организацией и
проведением профилактических мероприятий, контрольных мероприятий, применяются
положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О
государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).
Объектами
муниципального земельного контроля являются земля как природный объект и
природный ресурс, земельные участки, части земельных участков, расположенные на
территории города Костромы, к которым Земельным кодексом Российской Федерации предъявляются
обязательные требования.
Должностные лица Управления в рамках
муниципального земельного контроля осуществляют контроль за соблюдением:
а) обязательных
требований о недопущении самовольного занятия земельных участков, в том числе
использования земельных участков лицом, не имеющим предусмотренных
законодательством прав на них;
б) обязательных
требований об использовании земельных участков по целевому назначению в
соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или)
разрешенным использованием;
в) обязательных
требований, связанных с обязательным использованием земельных участков,
предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства,
огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение
установленного срока;
г) обязательных
требований, связанных с обязанностью по приведению земельных участков в
состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
д) исполнения
предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными
лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, в
пределах их компетенции.
В соответствии
Федеральным законом № 248-ФЗ, Положением о муниципальном земельном контроле на
территории города Костромы, утвержденным Решением Думы города Костромы от 23
сентября 2021 года № 138, в рамках муниципального земельного контроля
предусмотрены контрольные мероприятия при проведении которых могут совершаться
контрольные действия:
Мероприятия с взаимодействием с
контролируемыми лицами
|
Мероприятия без взаимодействия с
контролируемыми лицами
|
Инспекционный визит (осмотр, опрос,
получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование
документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны
находится в месте нахождения объекта земельных отношений);
|
Наблюдение за соблюдением обязательных
требований (мониторинг безопасности)
|
Рейдовый осмотр (осмотр, опрос,
получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование
документов, отбор проб, экспертиза);
|
Выездное обследование (осмотр, отбор
проб, инструментальное обследование, испытание, экспертиза)
|
Документарная проверка (получение
письменных объяснений, истребование документов, экспертиза);
|
|
Выездная проверка (осмотр, опрос,
получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование
документов, отбор проб, экспертиза).
|
|
В случае выявления в ходе проведения
проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения
требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской
Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте
проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.
Должностные лица Управления направляют
копию указанного акта в орган государственного земельного надзора – Управление
Росреестра по Костромской области для рассмотрения вопроса о привлечении лица,
допустившего нарушение земельного законодательства к административной
ответственности.
Меры ответственности, применяемые при
нарушении обязательных требований:
Статьей 7.1
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена
административная ответственность самовольное занятие земельного участка или части
земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не
имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на
указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в
случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в
размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не
менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой
стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических
лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее
ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость
земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на
юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Примечания:
1. За
административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, несут административную ответственность как юридические лица.
2. В случае
самовольного занятия части земельного участка административный штраф,
рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется
пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Частью
1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
предусмотрена административная ответственность за использование
земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его
принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением
случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного
штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на
граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного
участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5
процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч
рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости
земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не
определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от
десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч
до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч
рублей.
Частью 3 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях предусмотрена
административная ответственность за неиспользование
земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства,
садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по
использованию такого земельного участка в течение установленного срока
предусмотрена федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа
в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан
в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не
менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов
кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного
участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена
кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати
тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до
ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч
рублей.
Частью
4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
предусмотрена административная ответственность за невыполнение
или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние,
пригодное для использования по целевому назначению, - влечет наложение
административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти
тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических
лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Кроме
того, в
случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении
контрольного мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных
(надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению
обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на
профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В случае выявления
при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных
требований контролируемым лицом Управление в пределах полномочий,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано:
1) выдать после
оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписание об
устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и
(или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям (далее – Предписание), а также других мероприятий,
предусмотренных федеральным законом о виде контроля;
2) незамедлительно
принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по
недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или
прекращению его причинения;
3) при выявлении в
ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного
правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в
соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий
принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом
ответственности;
4) принять меры по
осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных
требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению
возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при
неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его
исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении
предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
5) рассмотреть
вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении
иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям.
Исполнение решений
Управления:
При наличии
обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные
сроки, уполномоченное должностное лицо Управления может отсрочить исполнение
решения на срок до одного года, о чем принимается соответствующее решение.
Должностным лицом
Управления, вынесшим решение, рассматриваются следующие вопросы, связанные с
исполнением решения:
1) о разъяснении
способа и порядка исполнения решения;
2) об отсрочке
исполнения решения;
3) о
приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного
исполнения решения;
4) о прекращении
исполнения решения.
Вышеуказанные
вопросы рассматриваются должностным лицом Управления, вынесшим решение, по
ходатайству контролируемого лица или по представлению инспектора в течение
десяти дней со дня поступления в Управление ходатайства или направления
представления. В случае отсутствия указанного должностного лица Управления
вопросы передаются на рассмотрение иного должностного лица Управления.
Контролируемое
лицо информируется о месте и времени рассмотрения данных вопросов. Неявка
контролируемого лица без уважительной причины не является препятствием для
рассмотрения соответствующих вопросов.
Решение, принятое
по результатам рассмотрения вопросов, связанных с исполнением решения,
доводится до контролируемого лица в установленном порядке.
По истечении срока
исполнения контролируемым лицом Предписания, либо при представлении
контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений,
представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения
информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований
(мониторинга безопасности) Управление оценивает исполнение решения на основании
представленных документов и сведений, полученной информации. Если указанные
документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании
либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением
обязательных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об
исполнении решения, Управление оценивает исполнение указанного решения путем
проведения одного из контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием
(инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная
проверка). В случае, если проводится оценка исполнения решения, принятого по
итогам выездной проверки, допускается проведение выездной проверки.
В случае, если по
итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с
контролируемым лицом, Управлением будет установлено, что решение не исполнено
или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу
Предписание, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении
Предписания в установленные сроки Управление принимает меры по обеспечению его
исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении
Предписания, если такая мера предусмотрена законодательством.
Информация об
исполнении Предписания в полном объеме вносится в единый реестр контрольных
(надзорных) мероприятий.
Кроме
того, в случае, если в ходе контрольного мероприятия с взаимодействием с
контролируемым лицом установлено, что меры по устранению нарушения земельного
законодательства не принимаются и нарушение не устранено, специалистом
Управления составляется протокол об административных правонарушениях по части
1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(невыполнение
в установленный срок законного предписания (постановления, представления,
решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор
(контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до
пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или
дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до
двадцати тысяч рублей) и направляется на рассмотрение мировому судье.
Исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться органом муниципального земельного контроля у контролируемого лица:
1) Документы на земельный участок, при условии отсутствия сведений у органа муниципального земельного контроля;
2) Документы, подтверждающие приведение земельного участка в состояние пригодное для использования по целевому назначению (проект рекультивации или иные документы).
Досудебный порядок подачи жалоб, установленный главой 9 Федерального закона № 248-ФЗ, при осуществлении муниципального земельного контроля не применяется.