АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 сентября 2017 года
 
2425
 
 
О прогнозе социально-экономического развития города Костромы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
 
Рассмотрев прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, в соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
 
Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
 
Глава Администрации города Костромы
    В. В. Емец
 
(ПРОЕКТ)
ОДОБРЕН
постановлением Администрации
города Костромы
от «1» сентября 2017 года
 
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА КОСТРОМЫ НА 2018 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 и 2020 ГОДОВ
 
1. Общие положения
 
Прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Прогноз) разработан с целью определения наиболее вероятных количественных параметров развития основных отраслей экономики и социальной сферы города Костромы, экономической базы бюджета города Костромы.
Прогноз составлен в соответствии с Порядком разработки прогноза социально-экономического развития города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26 июля 2010 года № 1417, на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, предложенных Министерством экономического развития Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов, анализа тенденций развития экономики города Костромы, сложившихся в 2016 - начале 2017 года, обобщения прогнозных материалов организаций, осуществляющих деятельность на территории города Костромы, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Костромы.
Анализ социально-экономической ситуации в городе Костроме и разработка прогноза базировались на данных государственной статистики.
 
2. Количественные характеристики основных параметров Прогноза
 
Показатели
Единицы
измерения
2016 год
отчет
2017 год
оценка
Прогноз
2018
год
2019
год
2020
год
1. Промышленное производство
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) (разделы В, C, D, E)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
58256,1
60467,4
63400,8
66868,4
70075,8
 
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
106,3
101,4
100,4
100,9
100,6
 
в том числе по видам экономической деятельности:
Добыча полезных ископаемых (раздел В)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
165,0
171,9
179,1
186,6
194,7
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
67,3
99,9
100,0
100,0
100,0
Обрабатывающие производства (раздел С)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
47541,2
49043,3
51709,1
54601,8
57307,6
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
111,4
101,5
101,0
101,2
100,7
Производство пищевых продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3191,3
3575,9
3804,2
3996,0
4201,4
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
99,9
109,0
102,0
101,0
101,0
Производство напитков
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
2322,5
2416,2
2565,4
2721,4
2892,5
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
108,0
101,2
101,8
102,0
102,1
Производство текстильных изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
441,4
347,6
361,2
376,0
396,1
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
80,1
75,0
100,0
100,0
101,0
Производство одежды
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
678,2
732,5
783,9
848,7
924,1
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
101,0
108,0
103,0
104,0
104,4
Производство кожи и изделий из кожи
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1,6
1,2
1,2
1,3
1,4
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
186,1
70,0
100,0
100,0
100,0
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
7582,7
7945,1
7910,0
8271,8
8171,3
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
100,7
97,6
96,5
100,9
95,8
Производство бумаги и бумажных изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
275,2
285,2
300,2
318,0
340,3
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
117,5
100,0
100,0
101,0
102,0
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1170,0
1227,2
1302,7
1358,8
1418,5
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
117,3
99,9
101,0
100,0
100,0
Производство химических веществ и химических продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
77,2
79,0
79,0
79,0
80,0
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
55,2
96,5
96,3
96,0
97,2
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
316,9
339,3
356,7
379,1
402,9
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
102,1
101,0
101,0
102,0
102,0
Производство резиновых и пластмассовых изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1678,5
1824,1
1931,2
2052,5
2181,5
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
109,4
103,5
101,7
102,0
102,0
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
2192,8
2084,4
2036,8
2014,4
2034,5
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
90,7
98,0
99,0
100,0
101,0
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3096,0
3550,9
3884,3
3995,5
4109,7
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
113,8
109,1
104,6
97,6
97,7
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
50,5
68,7
80,7
85,1
89,9
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
46,0
90,7
111,4
100,0
100,0
Производство электрического оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1652,9
1448,8
1546,9
1664,6
1793,0
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
46,0
68,4
99,6
99,9
99,5
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
4966,4
5223,2
5464,0
5718,5
6457,7
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
146,4
110,6
99,3
99,2
107,1
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3712,7
4535,0
4984,0
5470,2
5557,7
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
103,5
113,1
104,2
104,0
103,9
Производство прочих транспортных средств и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
925,9
1165,7
1444,3
1529,7
1620,8
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
121,9
136,4
117,4
100,4
100,3
Производство мебели
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1240,9
1487,9
1595,0
1680,2
1762,9
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
108,3
110,0
102,0
101,0
100,0
Производство прочих готовых изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
11914,9
10644,2
11213,0
11972,8
12798,7
индекс
промышленного производства
 
в процентах к предыдущему году
120,0
94,0
100,2
102,4
102,4
Ремонт и монтаж машин и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
52,6
60,8
64,4
68,1
72,6
индекс
промышленного производства
 
в процентах к предыдущему году
88,6
105,0
100,4
100,2
101,0
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (раздел D)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
9846,1
10385,1
10606,2
11126,0
11567,5
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
104,9
100,5
97,6
99,7
99,9
Водоснабжение; водоотведение организация сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (раздел E)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
703,8
867,2
906,4
954,0
1006,1
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
97,9
104,6
100,8
101,2
101,4
2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
7559,3
7876,6
8233,4
8600,5
9066,2
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
104,4
100,2
100,0
100,1
101,3
Ввод в эксплуатацию жилья
тыс. метров квадратных
169,1
185,0
190,0
200,0
205,0
3. Потребительский рынок товаров и услуг
3.1. Оборот розничной торговли
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
56331,5
59820,8
63582,4
67581,5
71552,6
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
103,2
101,2
102,2
102,1
102,0
3.2. Оборот общественного питания
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3086,8
3142,7
3268,4
3429,8
3631,4
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
99,1
97,8
100,0
101,0
102,0
3.3. Объем платных услуг населению
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
13009,4
13893,9
14248,0
15231,3
16266,5
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
101,5
102,2
102,0
102,1
102,1
4. Демографическая ситуация
Среднегодовая численность постоянного населения
тыс. человек
277,2
278,0
278,6
279,0
279,3
5. Трудовые ресурсы и оплата труда
Численность физических лиц, занятых в экономике города Костромы
тыс. человек
150,7
150,4
150,1
149,5
149,1
Численность физических лиц, работающих на предприятиях и в организациях
тыс. человек
92,3
91,9
91,6
91,2
90,8
Фонд заработной платы
млн. рублей
27357,0
28927,2
30706,8
32162,6
33718,7
Среднемесячная заработная плата на одного работника
рублей
24699,3
26230,7
27935,6
29388,3
30945,9
Численность официально зарегистрированных безработных граждан (на конец года)
человек
526
500
480
470
460
Уровень зарегистрированной
 безработицы (на конец года)
проценты
0,40
0,36
0,35
0,34
0,34
 
2.1. Промышленность
По итогам 2016 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными предприятиями города Костромы составил 58,3 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 10,7 процента. Индекс промышленного производства  (ИПП) составил 106,3 процента.
Наибольший рост объемов производства продемонстрировали обрабатывающие предприятия (111,4 процента), выпустив дополнительно продукции на 4,9 млрд. рублей.
Более чем на 1,76 млрд. рублей увеличили объемы выпускаемой продукции предприятия по производству машин и оборудования (ОАО «Калориферный завод», ООО «Брэндфорд», ОАО «Цвет», ЗАО «Завод имени Красина»). ИПП составил 146,4 процента.
Дополнительно на 0,89 млрд. рублей выпущено продукции предприятиями по производству автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов за счет увеличения объемов производства лидером отрасли АО «Костромской завод автокомпонентов». ИПП составил 103,5 процента.
На 0,45 млрд. рублей увеличили объемы отгруженной продукции предприятия по производству прочих готовых изделий (ювелирной отрасли). Несмотря на сложный период, падение спроса, ювелирные предприятия, используя технологии конструирования облегченных изделий, применяя гибкую политику цен, в 2016 году смогли увеличить  физические объемы производства на 20 процентов.
На 21,9 процента в сопоставимых ценах увеличили промышленные объемы предприятия по производству прочих транспортных средств и оборудования (ООО «Костромское ПО «Автофильтр ВОС», АО «Костромской судомеханический завод», АО «Костромская верфь»).
В производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (АО «КС-Октябрь», ООО «ВолгаСтрап») ИПП составил 113,8 процента.
С увеличением объемов отгруженной продукции завершили 2016 год предприятия по производству бумаги и бумажных изделий, в области полиграфической деятельности (ИПП-117,5 процента), в производстве резиновых и пластмассовых изделий (ИПП- 109,4 процента).
На 8,3 процента увеличились объемы производства мебели.
На уровне 2015 года (в сопоставимых ценах) сохранили объемы производства предприятия по обработке древесины. Лидер отрасли ОАО «НАО СВЕЗА КОСТРОМА» не планирует наращивания объемов выпуска продукции по причине снижения объемов продаж и в 2017 -2020 годах.
На уровне 2015 года сохранили объемы производства и предприятия по производству пищевых продуктов (ИПП 99,9 процента).
Снизили в 2016 году объемы производства предприятия по изготовлению прочих неметаллических минеральных продуктов (строительных материалов), что обусловлено замедлением темпов строительной отрасли.
Почти в 2 раза (на 1,17 млрд. рублей) в 2016 году снизил объемы производства ЗАО "Электромеханический завод «Пегас» – ведущее предприятие в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования.
В 2017 году по оценке объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг в обрабатывающих производствах составит 49,04 млрд. рублей, индекс промышленного производства – 101,5 процента. Рост объемов производства планируется в производстве машин и оборудования, пищевых продуктов и напитков, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, готовых металлических изделий, в производстве автотранспортных средств, в производстве мебели.
В то же время не смогут сохранить свои позиции и планируют снижение объемов предприятия по производству текстильных изделий, электрического оборудования, обработке древесины и производства изделий из дерева, строительных материалов, ювелирных изделий.
В целом в обрабатывающих производствах в прогнозном периоде индекс промышленного производства составит: в 2018 году – 101,0 процент, в 2019 году – 101,2 процента, в 2020 году – 100,7 процента.
Рост объемов производства в 2016 году в обрабатывающих производствах положительно повлиял на итоги работы энергетических компаний, индекс промышленного производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром составил 104,9 процента. Вторым важным фактором увеличения объемов производства стали более холодные погодные условия в 1 и 4 квартале 2016 года, что привело к увеличению отпуска тепловой энергии и как следствие к увеличению выработки электроэнергии.
В 2017 году индекс промышленного производства в отрасли планируется на уровне 100,5 процента в основном за счет увеличения объемов производства ПАО «Костромская сбытовая компания».
В 2016 году индекс промышленного производства на предприятиях по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов составил 97,4 процента. В основном это связано со снижением объемов производства МУП г. Кострома «Костромагорводоканал». В 2017 году индекс производства в отрасли планируется на уровне 104,6 процента. Рост обусловлен наращиванием объемов производства ООО «ЭкоТехноМенеджмент» - крупнейшего оператора по переработке и утилизации бытовых отходов.
В прогнозном периоде в промышленном производстве в целом индекс производства составит: в 2018 году – 100,4 процента, в 2019 году – 100,9 процента, в 2020 году - 100,6 процента.
Следует отметить, что предприятия даже на среднесрочную перспективу сдержанно планируют свою производственную деятельность, что обусловлено:
1)     снижением покупательской активности (обрабатывающие производства, связанные с производством товаров для населения);
2)     отсутствием долгосрочных заказов;
3)     ограниченностью финансовых средств на модернизацию производства;
4)     ограниченностью трудовых ресурсов.
 
2.2. Инвестиции в основной капитал
По итогам 2016 года объем инвестиций в основной капитал составил 7,6 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 10,4 процента, индекс физического объема – 104,4 процента. Наибольший объем инвестиций вложили предприятия обрабатывающей отрасли АО «Костромской завод автокомпонентов», НАО «СВЕЗА - Кострома», АО «КС - Октябрь (1,2 млрд. руб.).
По оценке в 2017 году объем инвестиций увеличится к уровню 2016 года на 4,2 процента и  составит 7,9 млрд. рублей, индекс физического объема  – 100,2 процента.
В соответствии с прогнозом в 2018 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составят 8 233,4 млн. рублей или 104,5 процента к уровню 2017 года в текущих ценах.  Доля малых предприятий в общем объеме инвестиций составит порядка 10,0 процентов, за исключением строительной отрасли, где на их долю приходится более 30,0 процентов инвестиций.
По прогнозу с 2018 года доля объемов привлеченных средств в структуре источников инвестиций в основной капитал, снижавшаяся в последние годы ввиду удорожания кредитных ресурсов, будет иметь слабую положительную динамику.
В структуре привлеченных источников высокой останется доля бюджетных средств (порядка 42,0 процентов), что объясняется необходимостью вложений в социальную сферу: образование, здравоохранение, социальную поддержку и социальное обслуживание населения.
Следует отметить, что после резкого падения (почти в 2 раза) в 2016 году объёмов привлеченных средств из федерального бюджета, с 2017 года наблюдается тенденция их роста.
Доля средств организаций и населения на долевое строительство, составившая по итогам 2015 года более 10,7 процента в общем объеме инвестиций, в 2016 году - 7,0 процентов, в последующие годы будет иметь слабую положительную динамику.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности наибольший удельный вес будет приходиться на предприятия обрабатывающих производств. Это связано с реализацией в прогнозном периоде крупных инвестиционных проектов сразу несколькими предприятиями отрасли:
 - создание подразделения по выпуску полиэстеровой упаковочной ленты 8,5 тыс. тонн в год ООО «ВолгаСтрап»;
- реконструкция завода по производству ЦСП и строительству новой линии ЦСП ЗАО «Межрегион Торг Инвест»;
- организация механообрабатывающего производства деталей для гражданской авиации ЗАО «Электромеханический завод «Пегас»»;
- организация автоматизированного производства силикатного кирпича ОАО «Костромской силикатный завод»;
-  создание и расширение производственных мощностей АО «Костромской завод автокомпонентов»;
- развитие деятельности ООО «Кострома - Сервис - Понссе» по обслуживанию, ремонту и продаже лесозаготовительной техники;
-  создание участка производства днищ ОАО «Цвет»;
-  расширение производственных мощностей ООО «Завод Брэндфорд»;
-  производство ПЭТ-преформ ООО «Резилюкс –Волга».
Спад объема инвестиций спрогнозирован по виду деятельности «Водоснабжение, водоотведение, услуги по удалению и рекультивации отходов» в связи с завершением строительства мусоросортировочного завода ООО «ЭкоТехноМенеджмент».
Небольшой рост инвестиций ожидается по видам экономической деятельности: «Сооружения и строительные работы» и «Услуги, связанные с недвижимым имуществом». На территории города Костромы продолжится  застройка микрорайонов: «Новый город», «Катино», территория, ограниченная улицами Дубравной, Пантусовской, бульваром Михалевским, Чернигинской набережной, «Паново-2», «Агашкина гора-2» территория в районе поселка Волжский. Кроме того, по итогам конкурса заключен договор с инвестором «О развитии застроенной территории ограниченной улицами 7-я Рабочая, 11-я Рабочая, Ленина».
Ввод в действие жилых домов составит по оценке в 2017 году 185,0 тыс. кв. м., в дальнейшем прогнозируется постепенный рост ввода в среднем на 2 процента ежегодно. В 2020 году планируется ввести 205,0 тыс. кв. м жилой площади.
С целью ресурсного обеспечения перспективной застройки объектов жилищного и промышленного сектора организациями коммунального комплекса запланирована реализация инфраструктурных проектов.
Ресурсоснабжающие отрасли жилищно-коммунального хозяйства характеризуются достаточно стабильным объемом вложенных инвестиций, что обусловлено, прежде всего, разработкой инвестиционных программ развития. Еще в 2013 году МУП города Костромы «Костромагорводоканал» утверждена инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2013-2020 годы, программа предусматривает обеспечение инфраструктурой вновь строящихся объектов.
Филиал ПАО «МРСК Центра - Костромаэнерго» реализует инвестиционную программу по развитию системы энергоснабжения на 2016-2020 годы. ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» реализует инвестиционную программу по развитию системы теплоснабжения, предусматривающую мероприятия по техническому перевооружению и модернизации существующих энергогенерирующих мощностей.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом объемы инвестиций в сектор торговли изменились незначительно. В то же время продолжилось строительство объектов розничной торговли по ул. Волжская 2-я,3, Сутырина, 26а, универсального магазина в п. Волжский, здания торгового центра по просп. Текстильщиков, д. 92 .
С 2017 года спрогнозировано постепенное снижение объемов инвестиций в торговлю. Продолжится строительство следующих торговых объектов: торгово-выставочных центров по ул. Ярославской, 4а, торгового центра в районе дома 100 ул. Московская, торговых павильонов №3 Кинешемское ш. д.76,  №1,3 м/р-н Давыдовский-3,11, торговых объектов: Локомотивная, 2б., ул. Юбилейная д.25а, ул. Индустриальная д.95.
Инвестиционные вливания в социальную сферу по-прежнему на 80-85 процентов будут состоять из средств бюджетов всех уровней.
Рост инвестиций в сфере «Образование» обусловлен реализацией муниципальной программы «Развитие образования, культуры, спорта, физической культуры и совершенствование молодежной политики в городе Костроме», в рамках которой предполагается строительство общеобразовательной школы  по ул. Суслова,8, строительство дошкольной образовательной организации в микрорайоне «Новый город», строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в микрорайоне  Давыдовский-3, 17, продолжится реконструкция водно-гребной базы (Речной проспект, 65).
Кроме того, в рассматриваемый период планируется строительство негосударственных дошкольных учреждений в микрорайонах города Костромы «Венеция» на 280 мест и двух дошкольных учреждений в микрорайоне «Малышково» на 275 и 180 мест.
В сфере здравоохранения прогнозируется поступательный рост инвестиций, предусмотренный государственной программой «Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года».
В 2019 - 2020 годах рост инвестиционных вложений предприятий и организаций города Костромы прогнозируется на уровне 100,1 и 101,3 процента (в сопоставимых ценах) соответственно.
 
2.3. Потребительский рынок
 
Потребительский спрос населения является главным  индикатором состояния как экономики города, так и в целом экономики государства. В свою очередь показатель оборота розничной торговли указывает на состояние платежеспособного спроса населения.
В 2016 году розничный товарооборот увеличился по сравнению с 2015 годом на 11,6 процента и составил 56,3 млрд. рублей, индекс физического объема - 103,2 процента.
По прогнозу в 2017 - 2020 годах рост розничного товарооборота продолжится.
Этому будет способствовать наметившийся уже в 2016 году рост реальной заработной платы населения, и как следствие восстановление его платежеспособности. Повышение платежеспособности населения в свою очередь создаст предпосылки для снижения нормы сбережения и восстановления потребительского кредитования.
По оценке в 2017 году  розничный товарооборот составит 59,8 млрд. рублей, индекс физического объема в торговле -101,2 процента, к 2020 году товарооборот должен вырасти до 71,6  млрд. рублей при ежегодном увеличении индекса физического объема на 2,0-2,2 процента.
Оборот общественного питания в 2016 году составил 3,09 млрд. рублей, индекс физического объема – 99,1 процента. В 2017 году продолжится тенденция снижения физического объема показателя, обусловленная неготовностью населения, несмотря на рост реальных доходов, к увеличению расходов по данной статье.
В прогнозном периоде с 2018 года по 2020 год будет наблюдаться положительная динамика показателя: в 2018 году индекс физического объема оборота общественного питания составит 102,0 процента, в 2019 году – 101,0 процент и в 2020 году – 101,0 процент.
Общая динамика развития рынка платных услуг населению города Костромы определена потребительским поведением населения на рынке жилищно-коммунальных, транспортных, связи и отдельных видов бытовых услуг, являющихся социально значимыми. Их потребление неэластично к доходам населения и формируется главным образом под влиянием законодательных изменений цен и тарифов. Доля их в структуре всех платных услуг составляет около 80 процентов.
В 2016 году населению города Костромы крупными, средними и малыми организациями было оказано платных услуг на сумму 13,0 млрд. рублей, индекс физического объема составил 101,5 процента.
В среднесрочной перспективе на увеличение объема платных услуг населению будет оказывать рост денежных доходов населения и ослабление инфляционного давления.
В целом в 2017 году объем платных услуг, оказываемых населению города Костромы, увеличится по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 2,2  процента и составит 13,9 млрд. рублей.
В прогнозном  периоде 2018-2020 годов  объем платных услуг населению города ежегодно будет расти в среднем на 2,0 процента и на конец 2020 года составит 16,3 млрд. рублей.
 
2.4. Демографическая ситуация
 
По итогам 2016 года среднегодовая численность населения города Костромы составила 277,2  тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2015 годом на 0,3 процента.
Прирост населения, как и в предыдущие годы, обусловлен миграционным притоком из районов области (649 человек) и стран СНГ (349 человек). Одновременно по сравнению с 2015 годом снизился отток населения в другие регионы и зарубежные страны. В целом миграционный прирост в 2016 году составил 1003 человека, превысив показатель 2015 года в 2,2 раза.
Рождаемость, достигшая в 2015 году максимального значения (по всей вероятности это обусловлено изначально планированием государством завершения  выдачи сертификатов на материнский капитал 31 декабря 2016 года), на фоне неопределенной экономической ситуации и снижения реальных доходов населения в предыдущие годы, в 2016 году сократилась на 4,6 процента и составила 3786 человек. Показатель смертности сохранился примерно на уровне 2015 года.
В 2017 году по оценке среднегодовая численность постоянного населения города составит 278,0 тыс. человек, рост численности, как и прежде, будет определяться миграционным притоком населения. В силу указанных выше причин, несмотря на продление действия государственных мер поддержки семьям, сохранится тенденция снижения рождаемости. Показатель смертности сохранится на уровне 2015-2016 годов.
В 2018 - 2020 годах прогнозируется положительная динамика численности постоянного населения города, обусловленная сдержанным миграционным приростом из районов области и стран СНГ. Уровень рождаемости будет определяться совокупностью факторов: ухудшающейся возрастной структурой (старением) населения, реальными доходами граждан, сохранением государственных мер поддержки семьям. Смертность будет иметь слабую положительную динамику (следствие возобновления всеобщей диспансеризации, формирования мотивации к здоровому образу жизни у населения, стимулирования к занятиям физкультурой и спортом, и т.д.).
 
2.5. Трудовые ресурсы и оплата труда
В 2016 году численность занятых в экономике города по оценке составила 150,7 тыс. человек или 99,1 процента к уровню 2015 года. Снижение показателя обусловлено главным образом демографическими факторами (снижением численности трудоспособного населения). По данным службы занятости на фоне увеличения количества вакансий на 6,3 процента по сравнению с 2015 годом, количество обратившихся в поиске работы сократилось на 19,4 процента. В 1 полугодии 2017 года количество заявленных вакансий выросло по отношению к аналогичному периоду 2016 года на 19,0 процентов и составило 5,25 тыс. единиц, в свою очередь количество граждан, обратившихся в поиске работы, сократилось на 12,8 процента и составило 4,2 тыс. человек.
В прогнозном периоде 2018-2020 годов численность занятых в экономике будет иметь сдержанную отрицательную динамику: снижение численности трудоспособного населения будет компенсироваться миграционным притоком, за счет жителей Костромского района, города Волгореченска. Немаловажную роль должны сыграть государственные меры по стимулированию экономической активности граждан пенсионного и предпенсионного возраста в рамках новой пенсионной реформы.
По прогнозу уровень безработицы к 2020 году составит 0,34 процента.
По расчетным данным в 2016 году среднемесячная начисленная заработная плата по городу Костроме выросла на 7,4 процента и составила 18 750 рублей, что обусловлено главным образом повышением минимального размера оплаты труда. Рост реальной заработной платы составил 101,2 процента.
По расчету в 2017 году рост среднемесячной заработной платы на предприятиях и организациях города составит 106,2 процента, в основном за счет роста заработной платы в сферах экономики с минимальным уровнем материальных затрат, прежде всего в сфере услуг (бухгалтерских, юридических, финансовых, страховых, проектно-изыскательских и прочих посреднических услуг). В целом по городу рост среднемесячной заработной платы в 2017 составит 105,6 процента.
В 2018 - 2020 годах рост заработной платы будет обусловлен дальнейшим повышением минимального размера оплаты труда (доведением его величины до прожиточного минимума), продолжением реализации государственных мер по повышению оплаты труда отдельных категорий бюджетников (преподавателей высших и средних профессиональных учебных учреждений, работников науки и т.д.), в сфере предпринимательского сектора – ростом экономической активности на фоне усугубляющегося дефицита трудовых ресурсов.
 
 
 
3. Прогноз развития отраслей социальной сферы в городе Костроме
 
3.1. Прогноз развития системы образования города Костромы
Количественные характеристики основных показателей развития системы образования города Костромы до 2020 года
 
 
 
Показатели
Единицы
измерения
2016 год
отчет
2017 год
оценка
Прогноз
2018 год
2019
год
2020
год
Превышение мощности  общеобразовательных учреждений  от установленной  проектом нормы
чел.
2329
3448
4731
5481
6738
Численность выпускников муниципальных образовательных учреждений, получивших среднее общее образование
чел.
1251
1211
1247
1267
 
1273
 
 
В 2016-2017 учебном году в общеобразовательных учреждениях города Костромы проходили обучение 28 633 учащихся, из них 28 382 - в дневных общеобразовательных учреждениях.
Увеличение общего количества учащихся  обусловлено, прежде всего, стабильным  ростом рождаемости, который уже с 2014 года начал оказывать  влияние на рост численности учащихся, поступающих на обучение в первый класс общеобразовательных учреждений города.
Также следует отметить, что ежегодно из общеобразовательных учреждений города выпускается около 2 тысяч учащихся 9 классов, а начинают обучение в первом классе более 3 тысяч учащихся, данная разница ежегодно дает прирост общей численности учащихся общеобразовательных учреждений города.
Увеличение численности учащихся так же идет за счет миграции населения из районов Костромской области, других регионов России, а также из стран ближнего зарубежья.
Средняя наполняемость классов в 2015-2016 учебном году составила - 25,3 человека, в 2016-2017 - 25,9 человека.
 В прогнозном периоде положительная динамика наполняемости классов в общеобразовательных учреждениях города сохранится: в 2017-2018 году она составит 26,4 человек, в 2018-2019  году - 26,8 человека, в 2019 – 2020 году - 27,2 человека.
В целях уменьшения количества классов обучающихся во вторую смену в 2018 году планируется строительство общеобразовательной школы  по ул. Суслова,8.
Сохранится в прогнозном периоде и проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях, несмотря на то, что в последние годы количество мест в учреждениях дошкольного образования на территории города Костромы ежегодно увеличивается: в 2015 году - 190 мест, в 2016 году -470 мест, в 2017- 360 мест.
 В 2018 - 2020 годах запланировано строительство негосударственных дошкольных учреждений в микрорайонах города Костромы «Венеция» на 280 мест, двух дошкольных учреждений в микрорайоне «Малышково»  на 275 и 180 мест соответственно.
 
3.2. Прогноз развития сфер культуры, искусства, туризма, физической культуры, спорта и работы с молодежью города Костромы
 
Количественные характеристики основных показателей развития сферы культуры, искусства, туризма, физкультуры, спорта и работы с молодежью города Костромы до 2020 года
 
 
Показатели
Единицы
измерения
2016 год
отчет
2017 год
оценка
Прогноз
2018 год
2019
год
2020
год
Количество записей в электронном  каталоге библиотечного фонда общедоступных библиотек
шт.
7497
8000
9000
10 000
11 000
Увеличение численности населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными организациями культуры, и в работе любительских объединений
посещ.
752900
763000
770000
775000
780000
Количество детей, посещающих профильные учреждения  дополнительного образования:
 
чел.
25417
25674
25866
26060
26256
Открытие новых туристических объектов
ед.
4
2
1
1
1
Количество туристов, ежегодно посещающих город Кострому в том числе:
- в ходе многодневных туров:
- в ходе однодневных туров:
- в  качестве экскурсантов
 
чел.
630000
 
 
126000
173000
331000
632 000
 
 
127000
173500
331500
634000
 
 
128000
173500
332500
636000
 
 
129000
174000
333000
638000
 
 
130000
174500
333500
Открытие дополнительных спортивных залов, площадок и т.д.
ед.
1
1
1
1
1
Удельный вес молодежи, участвующей в общественных   и иных мероприятиях, проводимых в рамках молодежной политики
%
88,9
89,1
89,3
89,5
89,6
Количество детей и молодежи, охваченных мероприятиями летнего отдыха и занятости
чел.
76341
76380
76390
76400
76410
 
Одной из важных задач в сфере культуры в прогнозном периоде по-прежнему остается увеличение услуг населению, предоставляемых в электронном виде. В 2016 году  произошло увеличение в электронном каталоге записей на 2920 единиц, что обусловлено увеличением фонда библиотек за счет получения областного гранта «Библиотека. Школа. Семья – единое культурное пространство». Проект реализован детской библиотекой № 2 совместно с СОШ № 8. В прогнозном периоде планируется пополнять электронный каталог в среднем на 1000 записей ежегодно.
Увеличение численности населения, участвующего в культурно - досуговых мероприятиях, в 2017 - 2020 годах обусловлено проведением новых программ по культурному отдыху населения, событийных праздников, использованию новых видов и форм культурно-массовой работы, дальнейшему развитию бренда «Костромская Снегурочка», улучшению зрелищности. Проведение праздничных мероприятий получило качественное развитие. К организации праздников привлекаются общественные организации, союзы, общественность города и молодежь. Ежегодно городские мероприятия посещают около 450 тысяч человек. В прогнозном периоде планируется проведение общегородских мероприятий, ставших традиционными: праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы: «Бессмертный полк» - 7 тысяч участников, хоровой фестиваль «Песни Победы» - 4-х часовая программа, в которой примет участие 40 коллективов и исполнителей, программа для ветеранов «Костер Победы». Кроме того традиционно в городе Костроме планируется проведение крупномасштабных городских праздников: «Новогодняя компания с участием Всероссийского Деда Мороза», День России, праздника в рамках Всероссийского полумарафона «Бегом по золотому кольцу», около 40 мероприятий в рамках празднования Дня города
На объём туристических услуг существенное влияние оказывает покупательская способность населения и общеэкономическая ситуация. За последние годы количество туристов, предпочитающих отдых внутри России, увеличилось. Кострома входит в знаменитый российский туристический маршрут «Золотое кольцо России», что является важным конкурентным преимуществом.
В прогнозируемом периоде количество российских и иностранных туристов, посещающих Кострому, будет постепенно увеличиваться. Этому будет способствовать развивающаяся инфраструктура: новые объекты коллективного размещения и объекты туристического показа (музеи, выставочные  и развлекательные центры). В 2017 году планируется открытие новой гостиницы «Отель Александровский», частного «Музея сыра». Восстановление храмового комплекса Костромского кремля уже на данном этапе привлекает туристов и паломников. Туристические бренды города «Сказочная Кострома - родина Снегурочки», «Кострома - ювелирная столица», «Кострома сырная» и событийные мероприятия «День рождения Снегурочки», международный ювелирный фестиваль «Золотое кольцо России», фестиваль фейерверков «Серебряная ладья» ежегодно привлекают внимание туристов. Участие в международных туристических выставках «Интурмаркет» и «Отдых», запланированное в 2017 году, привлечёт в Кострому новых туристов, посодействует установлению новых бизнес-контактов, в том числе с туроператорами других регионов, и в целом положительно скажется на туристическом имидже города.         
В 2017 году к системе дополнительного образования добавилась Детская хоровая школа. Контингент учащихся увеличился до 3500 детей (что составляет 13 процентов от всех детей школьного возраста).
Новое помещение получила Детская школа искусств №2 для организации занятий отделения изобразительных искусств по адресу ул. Голубкова, д.17а. Контингент обучающихся школы увеличился до 700 детей.
Количество детей, посещающих профильные учреждения дополнительного образования, в 2017-2020 годах увеличится за счет увеличения общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории города Костромы и охвате детей занимающихся дополнительным образованием.
Увеличение доли молодежи, участвующей в общественных и иных мероприятиях, проводимых в рамках молодежной политики, в прогнозируемом периоде обусловлено внедрением инновационных методик и технологий в систему работы с молодежью, взаимодействием с представителями общественности по вопросам работы с молодежью, увеличением активности в некоммерческом секторе, взаимодействием с представителями СМИ и использованием в работе по реализации молодежной политики информационных ресурсов сети Интернет, развитием молодежного волонтерского движения.
Увеличение количества детей и молодежи, охваченных мероприятиями летнего отдыха и занятости, обусловлено внедрением новых форм малозатратной занятости и проведением новых профильных смен.
В целях развития физической культуры и спорта в 2016 году введён в эксплуатацию крытый физкультурно-оздоровительный комплекс для игровых видов спорта «Юниор» (улица Бульварная), в 2016-2017 годах - организованы физкультурно-оздоровительные комплексы открытого типа на базе общеобразовательных учреждений, в 2017 году – введен в эксплуатацию крытый манеж для занятий футболом. В 2018 -2020 годах планируется завершение реконструкции водно-гребной базы (Речной Проспект, 65),  в 2020 году начнется строительство легкоатлетического манежа.
Положительная динамика связана с разработкой и включением проектов по строительству и реконструкции спортивных объектов в федеральные целевые программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020гг.».
 
4. Прогноз развития городского хозяйства города Костромы
4.1. Прогноз развития жилищного и коммунального хозяйства в городе Костроме
Количественные характеристики основных показателей развития жилищно-коммунального хозяйства города Костромы до 2020 года
 
 
Показатели
Единицы
измерения
2016 год
отчет
2017 год
оценка
Прогноз
2018 год
2019
год
2020
год
Общая площадь жилищного фонда
тыс.кв.м
 
6785,4
 
6802.2
6870,2
6940,9
7025,5
в том числе:
 
 
 
 
 
- общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда
тыс.кв.м
148,3
153,1
155,2
157,7
159,1
Общая площадь жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности
тыс.кв.м
318,7
298,0
-
-
-
Полная стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг
млн.руб.
4332,6
5062,2
5173,7
5287,6
5403,9
Фактическая доля платежей населения в полной стоимости жилищно-коммунальных услуг
%
100
100
100
100
100
Доля капитально отремонтированного жилищного фонда от общей площади жилищного фонда
%
8,2
9,3
9,8
10,1
10,5
Количество переложенных и реконструированных изношенных трубопроводов:
- водоснабжения
- водоотведения
- теплоснабжения
 
км
 
 
6,3
1,3
7.8
 
 
2,3
4,3
8,0
 
 
4,0
3,0
8,0
 
 
4,0
3,0
8,0
 
 
4,0
3,0
8,0
Доля переложенных и реконструированных изношенных трубопроводов:
- водоснабжения
- водоотведения
- теплоснабжения
в общей протяженности соответствующих сетей и линий
%
 
1,1
0,3
2,1
 
0,4
1,1
2,2
 
1,0
0,8
2,2
 
1,0
0,8
2,2
 
1,0
0,8
2,2
Фактическая обеспеченность придомовых территорий от нормативных требований:
- детскими игровыми площадками с исправным оборудованием;
- спортивными площадками с исправным оборудованием
%
87,0
88,0
89,0
90,0
91,0
Количество жалоб и обращений граждан на недостатки в содержании жилищного фонда и инженерного оборудования
ед.
1144
1150
1155
1160
1170
 
Прогнозные данные по общей площади жилищного фонда на 2018-2020 годы представлены из фактически сложившейся динамики строительства многоквартирных домов на территории города Костромы. В связи с увеличением объёмов ввода в эксплуатацию вновь построенных многоквартирных домов, прогнозируется увеличение площади жилищного фонда на территории города Костромы. 
В целом по городу Костроме наибольшее количество домов имеет физический износ конструктивных элементов от 31 до 65 процентов, в старой черте городской застройки – 60 - 65 процентов. Объем нового строительства и проведение капитального ремонта зданий не позволяет компенсировать ухудшение технических параметров конструктивных элементов МКД, в связи с чем, предполагается  рост площади ветхого и аварийного жилищного фонда.
В прогнозном периоде капитальный ремонт жилищного фонда будет осуществляться в соответствии с региональной  программой  капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной  постановлением Администрации Костромской области от 26 марта 2014 года №100-а. В связи с увеличением общей площади жилищного фонда, а также увеличением количества многоквартирных домов, в которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества, прогнозируется увеличение доли капитально отремонтированного жилищного фонда.
Одновременно Администрацией города Костромы будет активно проводиться работа по приведению в надлежащее состояние детского игрового оборудования и демонтаж старого, что предполагает увеличение обеспеченности придомовых территорий площадками с исправным детским игровым оборудованием и спортивными площадками.
Несмотря на  улучшение качества обслуживания населения и создание благоприятных условий проживания, исходя из динамики предыдущих лет, прогнозируется незначительный рост количества жалоб и обращений граждан о недостатках в содержании жилищного фонда и инженерного оборудования. Это связано с уверенностью граждан  в решении  их проблем через обращения в органы власти.
Полная стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг в 2018 - 2020 годах вырастет. Это связано с ростом платы граждан за жилищные услуги и тарифов на коммунальные услуги в рамках установленных максимальных (предельных) индексов роста платы  граждан за коммунальные услуги, а также за счет увеличения, площади жилищного фонда города Костромы. В то же время объем предоставляемых коммунальных услуг  снижается в связи с переходом граждан на расчеты по показаниям приборов учета коммунальных ресурсов, как общедомовых, так и индивидуальных.
По состоянию на 01.01.2017 года в городе Костроме имеется инженерных сетей:
- 541,5 км  сетей водоснабжения, из них 252,0 км находятся в ветхом состоянии (износ – 72 процента);
- 394,7 км  х сетей водоотведения, из них 290,0 км находятся в ветхом состоянии (износ – 73 процента);
- 342,74 км тепловых сетей, из них 252,0 км находятся в ветхом состоянии (износ – 70 процентов).
Для создания условий эффективного функционирования и развития систем коммунальной инфраструктуры города Костромы, обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания граждан и улучшение экологической обстановки, необходимо приведение в нормативное состояние инженерных сетей, то есть ежегодно увеличивать объем капитального ремонта (реконструкции) сетей.
Процент износа сетей водоснабжения и водоотведения не снижается в основном из-за постоянно проводимой Администрацией города Костромы работой по приемке в муниципальную собственность бесхозяйных сетей, которые, как правило, находятся в неудовлетворительном состоянии. Кроме того, затраты на эксплуатацию и капитальный ремонт сетей с каждым годом возрастают, а тарифы на воду для населения сдерживаются предельным индексом роста платы граждан.
С 2003 по 2007 годы на территории города ежегодно производились  капитальные  ремонты тепловых сетей с заменой трубопроводов в объеме 10 км в год. С 2008 года  ежегодно обновлялось не более 6-8 км теплотрасс (1,7-2,2 процента от общей протяженности сетей). Ежегодные недоремонты обусловлены задолженностью (неплатежами) перед ресурсоснабжающими организациями потребителей, в том числе населения.
 
Количественные характеристики основных показателей развития дорожного хозяйства города Костромы до 2020 года
 
 
Показатели
Единицы
измерения
2016 год
отчет
2017 год
оценка
Прогноз
2018 год
2019
год
2020
год
Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям
%
45
48
51
53
55
Объем ремонта асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог общего пользования
тыс. м2
319,026
180,0
180,0
180,0
180,0
 
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста города, повышение качества жизни населения.
В настоящее время социально-экономическое развитие города Костромы во многом сдерживается по причине неудовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня, развития автомобильных дорог. Действующая сеть автомобильных дорог города Костромы сформирована в 70-80-е годы XX века. По состоянию на 1 января 2015 года улично-дорожная сеть общего пользования местного значения в городе включает в себя:
- 482 улицы, в том числе 115 основных улиц с движением общественного транспорта площадью 1955,7 тыс. м2 и 367 второстепенных улиц площадью 1187,3 тыс. м2;
- 7 мостов и путепроводов;
- система ливневой канализации протяженностью 107,9 км;
- 86 светофорных объектов.
Значительная часть автомобильных дорог общего пользования местного значения имеет высокую степень износа. В настоящее время в нормативном состоянии находится 45 процентов автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы.
Ежегодно объемы выполняемых ремонтных работ значительно ниже необходимых. Несоблюдение межремонтных сроков службы дорожных покрытий увеличивает объемы ямочного ремонта и не дает необходимого эффекта в сохранении сети автодорог. Средства, выделяемые на содержание и ремонт автомобильных дорог в городе Костроме  за счет собственных доходов бюджета, обеспечивают лишь текущее содержание и ямочный ремонт улично-дорожной сети. Текущий и капитальный ремонт улично-дорожной сети осуществляется за счет средств, выделяемых на данные цели бюджету города Костромы из Дорожного фонда Костромской области либо федерального бюджета.
При ежегодном финансировании работ по ремонту улично-дорожной сети из дорожного фонда Костромской области  в размере не менее 350 млн. рублей к 2020 году планируется увеличить долю протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, на 10 процентов, при этом общая протяженность автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям, будет составлять 55 процентов.
Содержание и ремонт улично-дорожной сети города Костромы осуществляется силами специально созданного для этих целей МКУ города Костромы "Дорожное хозяйство".
 
4.2. Прогноз развития пассажирского транспорта в городе Костроме
 
Количественные характеристики основных показателей развития муниципального пассажирского транспорта в городе Костроме до 2020 года
 
 
 
Показатели
Единицы
измерения
2016 год
отчет
2017 год
оценка
Прогноз
2018
 год
2019
год
2020
год
Субсидии юридическим лицам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Костроме в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением указанной деятельности
тыс. рублей
96481,0
-
-
 
-
 
-
Оплата транспортной работы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам в городе Костроме по регулируемым тарифам
тыс. рублей
12222,3
101707,0
101707,0
101707,0
101707,0
Количество подвижного состава:
единиц
 
 
 
 
 
 
  муниципальных автобусов:
 
 
 
 
 
    - списочное
65
65
65
65
65
    - работающее на линии
45
45
55
55
55
  троллейбусов:
 
 
 
 
 
    - списочное
37
37
37
37
37
    - работающее на линии
22
20
20
20
20
  частных перевозчиков:
 
 
 
 
 
    - списочное
436
398
354
354
354
    - работающее на линии
396
361
321
321
321
Расчетная потребность подвижного состава:
 
 
 
 
 
  муниципальных автобусов
45
45
55
55
55
  троллейбусов
37
37
37
37
37
Количество перевезенных пассажиров
тыс. чел.
10500,0
10500,0
12000,0
12000,0
12000,0
Стоимость одной поездки в городском пассажирском транспорте:
 
рублей
17
17
20
22
22
 
В 2017-2020 годах прогнозируется постепенный рост пассажиров, перевезенных муниципальным транспортом. В этих целях в рамках муниципальной программы «Развитие городского пассажирского транспорта» предполагается пересмотр маршрутной сети для вывода избыточного подвижного состава частных перевозчиков и таким образом увеличение коэффициента использования подвижного состава МУП города Костромы «Костромагортранс» по общей вместимости. В 2016 - 2017 годах для улучшения транспортного обслуживания на муниципальных маршрутах Администрацией города Костромы приобретено 22 единицы подвижного состава средней вместимости. Кроме того, в 2018 году планируется приобретение (поставка транспорта из фонда, исключенного из эксплуатации в городе Москве) подвижного состава для муниципальных унитарных предприятий.
В соответствии с Постановлением администрации Костромской области от 31 июля 2012 года № 313-а «О департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области», установление предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров в городском сообщении находится в полномочиях Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области. Стоимость проезда на общественном транспорте устанавливается постановлением Администрации города Костромы на основании принятого решения Администрации Костромской области. С 1 января 2015 года по настоящее время тариф на перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Костромы не пересматривался.
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 октября 2016 года обслуживание муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Все мероприятия по организации движения и работы маршрутной сети в новых условиях завершены 31 июля 2017 года. Дальнейшие изменения в маршрутной сети будут осуществляться в соответствии с муниципальной программой «Развитие городского пассажирского транспорта» и «Планом развития регулярных перевозок в городе Костроме на 2016-2019 годы», а также вносимых изменений в данные законодательные акты.
 
5. Обоснование  параметров Прогноза на очередной финансовый год и плановый период и их сопоставление с параметрами прогноза социально-экономического развития на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, одобренного постановлением Администрации города Костромы
от 30 сентября  2016  года № 2776
 
При расчетах основных параметров прогноза социально-экономического развития города Костромы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов использовались индексы-дефляторы цен по видам экономической деятельности, установленные базовым вариантом Прогноза сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, параметров прогноза Костромской области, а также индексы-дефляторы предприятий на период 2018-2020 годов.
Базовый вариант характеризует развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов при сохранении консервативной бюджетной политики, в том числе в части социальных обязательств государства.
Прогноз основан на предпосылке о постепенном замедлении мирового экономического роста, неблагоприятной демографической ситуации (старение населения), а также замедления темпов роста производительности труда.
Базовый вариант прогноза разработан, исходя из умеренной динамики цен на нефть марки Urals - на уровне 40 долл. США/баррель в ценах 2017 года, замедления годовых темпов инфляции к декабрю 2017 года - 3,8 процента и сохранения инфляции в 2018-2020 годах на уровне 4 процентов.
Основой для инвестиционного роста в среднесрочный период послужит повышение уровня доверия бизнеса на фоне достижения макроэкономической стабильности (низкая инфляция, устойчивая бюджетная конструкция). Положительное влияние на восстановление инвестиционного спроса будет оказывать ограничение роста тарифов: сокращение издержек компаний позволит направить часть высвободившихся средств на инвестиционные нужды.
Восстановлению инвестиционной активности будут способствовать рост инвестиций в обрабатывающую промышленность, отрасли сферы услуг и топливно-энергетический комплекс.
Курс доллара на конец 2017 года в базовом сценарии закладывается на уровне 68,0 руб., на конец 2018 года - 70,8 руб., на конец 2019 года - 71,6 руб., на конец 2020 года - 73,8 руб.
Министерством экономического развития для разработки параметров федерального бюджета на 2018 – 2020 годы предложен базовый вариант, содержащий в себе безопасные консервативные оценки.
Расчетный индекс промышленного производства по итогам 2016 года составил 106,3 процента вместо ранее спрогнозированного – 99,6 процента, что обусловлено значительным ростом объемов производства предприятий обрабатывающей отрасли, индекс промышленного производства в которой составил 111,4 процента. В соответствии с планами предприятий, индекс промышленного производства на 2017 год спрогнозирован на прежнем уровне – 101,4 процента, на 2018 - 2019 годы –скорректирован в сторону небольшого снижения  по отношению к значениям, спрогнозированным  ранее.
По прогнозной оценке в 2016 году в экономику города должно было быть направлено 7,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Согласно предоставленным уточненным статистическим данным, значение показателя составило 7,6 млрд. рублей, расчетный индекс физического объема - 104,4 процента, что на 1,7 процентных пункта выше ранее запланированного значения. Это обусловлено началом реализации в 2016 году на территории города крупных инвестиционных проектов ведущими предприятиями города.
На 2018-2019 годы  в соответствии с планами предприятий города индекс физического объема инвестиций в основной капитал скорректирован в сторону более слабой динамики роста.
С учетом медленного восстановления потребительского спроса населения города в настоящем прогнозе скорректированы в сторону более слабой положительной динамики индексы физического объема розничного товарооборота, оборота общественного питания. Одновременно повышен индекс физического объема платных услуг, что обусловлено наметившейся тенденцией - перераспределением расходов населения в сторону услуг (в области образования, спорта, медицины, туризма и т.д.).
По статистическим данным в 2016 году среднегодовая численность населения города составила 277,2 тыс. человек, достигнув ранее спрогнозированного значения (277,1 тыс. человек), что обусловлено увеличением миграционного прироста населения, по сравнению с 2015 годом примерно в 2 раза450 до 1003 человек). Соответственно показатель постоянной численности населения города Костромы в 2017-2019 годах скорректирован в сторону увеличения с учетом сдержанного роста миграционного притока.
Численность занятых в экономике, а также работающих на предприятиях и  организациях города, скорректирована на основании  уточненных  данных  Костромастат  по итогам 2016 года. В 2017-2019 годах с учетом развития экономики города: роста промышленного производства, реализации инвестиционных проектов, спрогнозирована более сдержанная отрицательная динамика показателей.
Темпы роста среднемесячной заработной платы на предприятиях и организациях города Костромы в 2016 году составили 105,5 процента, что выше на 1,7 процентных пункта ранее спрогнозированного значения. С учетом оценки экономической ситуации начала 2017 года,  параметров базового варианта Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, на период 2017-2018 годов показатель скорректирован в сторону увеличения. Как положительный момент следует отметить, что численность официально зарегистрированных безработных и уровень регистрируемой безработицы скорректированы в сторону уменьшения.
 Сопоставление основных экономических показателей прогноза, уточненных с учетом сложившейся экономической ситуации, с ранее утвержденными параметрами прогноза 2017-2019 годов приведено в таблице.
 
Показатели
2017 год
Откло
нение
2018 год
Отклонение
2019 год
Отклонение
Прогноз
Оценка
Прогноз
Прогноз
август
2016
года
август
2017
года
август 2016
года
август
2017
года
август 2016
года
август 2017 года
1.      Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) (раздел B, C, D, E)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
101,4
101,4
0,0
101,5
100,4
-1,1
101,7
100,9
-0,8
в том числе:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.1. Добыча полезных ископаемых (раздел B)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
100,0
99,9
-0,1
100,0
100,0
 
0,0
 
 
100,0
 
100,0
 0,0
 
1.2. Обрабатывающие производства (раздел C)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
101,9
101,5
-0,4
101,8
101,0
-0,8
101,9
101,2
-0,7
1.3. Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (раздел D)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
99,1
100,5
+1,4
100,4
97,6
-2,8
100,7
99,7
-1,0
1.4 «Водоснабжение, водоотведение организация сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений» (раздел Е) (ОКВЭД введен с 2017 года)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
-
-
-
-
-
-
-
-
-
2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
104,1
100,2
-3,9
104,1
100,0
-4,1
102,5
100,1
-2,4
3. Оборот розничной торговли
индекс физического объема, в  процентах к предыдущему году
103,1
101,2
-1,9
104,1
102,2
-1,9
104,6
102,1
-2,5
4. Оборот общественного питания
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
103,5
97,8
-5,7
103,8
100,0
-3,8
104,1
101,0
-3,1
5. Объем платных услуг населению
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
100,5
102,2
+1,7
101,0
102,0
+1,0
101,0
102,1
+1,1
6. Демографическая ситуация
Среднегодовая численность постоянного населения (тысяч человек)
277,8
278,0
+0,2
278,3
278,6
+0,3
278,8
279,0
+0,2
7. Трудовые ресурсы и оплата труда
Численность занятых в экономике
(тысяч человек)
151,7
150,4
-1,3
150,0
150,1
+0,1
149,2
149,5
 +0,3
Численность работающих на предприятиях и в организациях (тысяч человек)
90,1
91,9
+1,8
89,6
91,6
+2,0
89,2
91,2
+2,0
Фонд заработной платы, темп роста (проценты)
104,8
105,8
+1,0
104,8
106,1
+1,3
106,2
104,8
-1,4
Среднемесячная заработная плата 1 работника, темп роста (проценты)
105,6
106,2
+0,6
106,0
106,5
+0,5
106,3
105,2
-1,1
Численность официально зарегистрированных безработных граждан (человек)
570
500
-70
570
480
-90
560
470
-90
Уровень зарегистрированной безработицы (проценты)
0,43
0,36
-0,07
0,43
0,35
-0,08
0,43
0,34
-0,09