ПРОЕКТ
 
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА КОСТРОМЫ НА 2019 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 и 2021 ГОДОВ
 
1. Общие положения
 
Прогноз социально-экономического развития города Костромы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Прогноз) разработан с целью определения наиболее вероятных количественных параметров развития основных отраслей экономики и социальной сферы города Костромы, экономической базы бюджета города Костромы.
Прогноз составлен в соответствии с Порядком разработки прогноза социально-экономического развития города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26 июля 2010 года № 1417, на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, предложенных Министерством экономического развития Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, анализа тенденций развития экономики города Костромы, сложившихся в 2017 - начале 2018 года, обобщения прогнозных материалов организаций, осуществляющих деятельность на территории города Костромы, отраслевых (функциональных) органов Администрации города Костромы.
Анализ социально-экономической ситуации в городе Костроме и разработка прогноза базировались на данных государственной статистики.
 
2. Количественные характеристики основных параметров Прогноза
 
Показатели
Единицы
измерения
2017 год
отчет
2018 год
оценка
Прогноз
2019
год
2020
год
2021
год
1. Промышленное производство
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) (разделы В, C, D, E)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
59313,5
61867,0
65405,5
68902,0
71878,6
 
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
97,1
100,2
101,4
101,2
100,4
 
в том числе по видам экономической деятельности:
Добыча полезных ископаемых (раздел В)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
130,6
134,7
143,2
150,9
159,0
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
80,1
102,0
103,0
102,0
102,0
Обрабатывающие производства (раздел С)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
47268,1
49340,5
52436,3
55413,1
57923,2
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
96,3
100,5
101,6
101,5
100,4
Производство пищевых продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3 633,6
3 450,4
3 629,6
3 821,4
4 035,6
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
108,8
95,4
102,0
102,0
102,0
Производство напитков
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1 865,8
1 875,0
1 971,8
2 087,8
2 221,4
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
84,4
101,0
102,0
102,6
102,8
Производство текстильных изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
184,7
181,4
185,2
189,6
194,2
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
48,1
96,0
98,0
98,6
99,0
Производство одежды
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
958,8
1016,2
1086,4
1159,3
1233,4
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
125,8
103,6
102,6
102,8
102,8
Производство кожи и изделий из кожи
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1,0
1,0
1,0
1,1
1,1
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
63,0
96,0
98,0
98,6
99,0
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
7606,7
8755,8
9464,4
9838,6
9524,4
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
95,1
104,6
101,3
99,4
92,8
Производство бумаги и бумажных изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
327,1
454,7
483,1
510,9
538,7
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
112,0
132,2
101,0
101,0
101,0
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1128,8
1138,2
1143,1
1148,2
1154,1
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
89,0
97,8
97,7
97,6
97,4
Производство химических веществ и химических продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
138,2
138,3
147,3
155,2
163,7
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
125,8
100,8
101,6
100,6
100,9
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
336,4
358,2
382,1
407,2
434,0
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
102,3
101,6
101,4
101,6
101,8
Производство резиновых и пластмассовых изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1703,2
1711,6
1728,5
1795,1
1881,4
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
105,3
99,2
96,0
99,0
100,1
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1853,6
1947,6
2060,9
2179,7
2307,4
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
91,8
102,4
101,8
102,0
102,2
Производство металлургическое
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
317,4
323,0
329,8
341,8
352,4
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
79,0
96,0
98,0
99,0
99,4
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3054,2
3303,1
3572,4
3863,5
4178,4
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
99,5
105,0
103,5
103,5
103,8
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
55,5
54,9
55,6
57,2
58,4
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
110,0
103,0
100,6
101,0
100,8
Производство электрического оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1571,2
1335,1
1414,1
1496,5
1582,1
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
91,2
81,0
100,4
100,5
100,3
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
5363,7
5888,4
6428,8
7007,8
7646,5
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
105,0
105,3
103,5
103,5
103,5
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
4429,0
4524,5
4839,3
5176,6
5536,3
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
103,8
102,1
101,4
101,6
101,5
Производство прочих транспортных средств и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
647,0
809,3
859,0
911,7
970,6
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
114,6
120,0
100,6
100,8
101,0
Производство мебели
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1 163,2
904,9
914,0
925,4
941,7
индекс
промышленного производства
в процентах к предыдущему году
91,5
76,0
98,2
98,4
98,6
Производство прочих готовых изделий
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
10 545,8
10756,7
11 294,5
11 859,3
12 452,2
индекс
промышленного производства
 
в процентах к предыдущему году
86,3
98,0
102,1
102,0
101,7
Ремонт и монтаж машин и оборудования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
383,1
412,3
445,4
479,3
515,3
индекс
промышленного производства
 
в процентах к предыдущему году
677,6
102,6
102,4
102,2
102,0
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (раздел D)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
10 119,3
10445,9
10 817,7
11 245,9
11 618,0
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
99,6
98,5
100,2
100,2
100,2
Водоснабжение; водоотведение организация сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (раздел E)
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
1 795,4
1 945,9
2 008,4
2 092,1
2 178,4
индекс промышленного производства
в процентах к предыдущему году
106,7
104,2
100,2
100,2
100,1
2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
7816,5
8051,5
8463,2
8848,4
9241,3
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
99,7
100,0
100,1
100,1
100,2
Ввод в эксплуатацию жилья
тыс. метров квадратных
206,7
165,0
160,0
163,0
166,0
3. Потребительский рынок товаров и услуг
3.1. Оборот розничной торговли
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
58226,4
59388,4
61944,5
64369,1
67479,4
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
99,5
99,8
100,1
100,4
100,8
3.2. Оборот общественного питания
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
3113,4
3175,6
3322,2
3472,8
3684,0
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
98,5
99,8
100,4
101,0
102,0
3.3. Объем платных услуг населению
в ценах соответствующих лет
млн. рублей
12282,4
12773,7
13386,8
14018,8
14738,6
индекс физического объема
в процентах к предыдущему году
98,0
100,0
100,0
100,5
100,8
4. Демографическая ситуация
Среднегодовая численность постоянного населения
тыс. человек
277,5
277,2
277,0
276,8
276,6
5. Трудовые ресурсы и оплата труда
Численность физических лиц, занятых в экономике города Костромы
тыс. человек
153,9
153,7
154,5
154,1
155,5
Численность физических лиц, работающих на предприятиях и в организациях
тыс. человек
95,0
95,3
96,0
95,9
96,5
Фонд заработной платы
млн. рублей
30216,0
31549,5
33040,6
34724,0
36855,5
Среднемесячная заработная плата на одного работника
рублей
26500,2
27587,0
28690,0
30182,0
31812,0
Численность официально зарегистрированных безработных граждан (на конец года)
человек
486
500
495
490
486
Уровень зарегистрированной
 безработицы (на конец года)
проценты
0,35
0,36
0,36
0,35
0,35
 
2.1. Промышленность
По итогам 2017 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными предприятиями города Костромы составил 59,3 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 1,8 процента. Индекс промышленного производства (ИПП) составил 97,1 процента. Наибольшее снижение объемов производства в 2017 году показали ЗАО «Электромеханический завод «Пегас», ПАО «Калориферный завод», ООО "Костромское предприятие "Автофильтр", ООО «Костромской ювелирный завод «Топаз»).
Наибольший рост объемов производства в 2017 году продемонстрировало предприятие по производству химических продуктов ООО «Синтез» - увеличение объемов изготовления сульфата алюминия составило 25,8 процента, в дальнейшем предприятие планирует сохранить объемы производства.
Индекс физического объема в производстве пищевых продуктов в 2017 году составил 108,8 процента, в основном за счет увеличения объемов производства ООО «Костромской комбикормовый завод».
Значительный рост объемов отгруженных товаров (ИПП 114,6 процента) в 2017 году показывают предприятия по производству прочих транспортных средств и оборудования, в частности АО «Костромской судомеханический завод» увеличил объемы производства в 1,4 раза, что обусловлено вводом дополнительных производственных мощностей, выпуском новой конкурентоспособной продукции.
Индекс промышленного производства в целлюлозно-бумажной промышленности в 2017 году составил 112,0 процентов, что связано с увеличением производственных площадей, вводом новых производств. Ведущее предприятие отрасли ООО «Адищевская бумажная фабрика» планирует увеличение производства и в 2018 году.
Индекс физического объема в производстве резиновых и пластмассовых изделий в 2017 году составил 105,3 процента, что обусловлено реализацией инвестиционных проектов на предприятиях отрасли. Ведущими предприятиями в данном виде производства являются ООО «Декор Пластик», ООО «Резилюкс-Волга».
По оценке в 2018 году объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными предприятиями города Костромы увеличится к уровню 2017 года на 4,3 процента и составит 61,9 млрд. руб.
Наибольшую долю в структуре отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными предприятиями (около 80 процентов) занимают обрабатывающие производства.
В 2018 году по оценке объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг в обрабатывающих производствах составит 49,3 млрд. рублей, индекс промышленного производства – 100,5 процента. Рост объемов производства планируется в обработке древесины, производстве одежды, бумаги и бумажных изделий, лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, готовых металлических изделий, компьютеров, электронных и оптических изделий, производстве машин и оборудования, автотранспортных средств.
В то же время не смогут сохранить свои позиции и планируют снижение объемов предприятия пищевой промышленности, производства текстильных изделий, кожи и изделий из кожи, полиграфической деятельности, производства электрического оборудования, мебели, ювелирные производства.
В целом в обрабатывающих производствах в прогнозном периоде индекс промышленного производства составит: в 2019 году – 101,6 процент, в 2020 году – 101,5 процента, в 2021 году – 100,4 процента.
Расчетный индекс промышленного производства энергетических компаний по итогам 2017 года составил 99,6 процента. Снижение объемов производства показали крупные поставщики тепловой энергии ПАО «ТГК-2» и МУП города Костромы «Городские сети». На снижение объемов выработки ПАО «ТГК-2» повлияло сокращение производства электрической энергии Костромской ТЭЦ-2 в связи с плановыми остановами станции для выполнения ремонтных работ на энергетическом оборудовании. В 2018 году индекс промышленного производства в отрасли ожидается на уровне 98,5 процента, в основном из-за снижения объемов передачи электроэнергии по сетям Филиала ПАО «МРСК Центра»- «Костромаэнерго», и как следствие снижения объемов реализации электроэнергии ПАО «Костромская сбытовая компания». В прогнозном периоде 2019-2021 годов энергетические предприятия планируют сохранить объемы производства на уровне 2018 года.
В 2017 году индекс промышленного производства на предприятиях по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов составил 106,7 процента. Рост обусловлен наращиванием объемов производства ООО «ЭкоТехноМенеджмент» - крупнейшего оператора по переработке и утилизации бытовых отходов. Увеличение производства показало также и МУП города Костромы «Костромагорводоканал». В 2018 году индекс производства в отрасли прогнозируется на уровне 104,2 процента, в 2019 -2021 годах в среднем 100,1 - 100,2 процента.
В целом рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными предприятиями города Костромы в прогнозном периоде 2019 - 2021 годов составит 104,3 - 105,7 процентов ежегодно.
 
2.2. Инвестиции в основной капитал
По итогам 2017 года объем инвестиций в основной капитал составил 7816,5 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 3,4 процента, индекс физического объема – 99,7 процента. Наибольший объем инвестиций вложили предприятия обрабатывающей отрасли АО «Костромской завод автокомпонентов», НАО «СВЕЗА - Кострома», ОАО «Цвет», ООО Резилюкс-Волга», ООО «ВолгаСтрап», ООО «Завод Брэндфорд» (1,1 млрд. руб.).
По оценке в 2018 году объем инвестиций увеличится к уровню 2017 года на 3,0 процента и  составит 8051,5 млн. рублей.
В соответствии с прогнозом в 2019 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составят 8 463,2 млн. рублей или 105,1 процента к уровню 2018 года (базовый вариант прогноза). Доля малых предприятий в общем объеме инвестиций составит порядка 15,0 процентов, за исключением  строительной отрасли, где на их долю приходится более 40,0 процентов инвестиций.
По оценке с 2018 года доля объемов привлеченных средств в структуре источников инвестиций в основной капитал, снижавшаяся в последние годы ввиду высокой стоимости кредитных ресурсов, будет иметь слабую положительную динамику.
В структуре привлеченных источников высокой останется доля бюджетных средств (порядка 51,0 процента), что объясняется необходимостью вложений в социальную сферу: образование, здравоохранение, социальную поддержку и социальное обслуживание населения.
Следует отметить, что после резкого падения (почти в 2 раза) в 2015 году объёмов привлеченных средств из федерального бюджета, с 2016 года наблюдается устойчивая тенденция роста. В 2017 году рост привлеченных средств из федерального бюджета составил 175 процентных пункта.
Доля средств организаций и населения на долевое строительство, составившая по итогам 2016 года 7,0 процентов в общем объеме инвестиций, в 2017 году составила 4,8 процентов, в последующие годы будет иметь незначительный рост.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности наибольший удельный вес будет приходиться на предприятия обрабатывающих производств. Это связано с реализацией в прогнозном периоде крупных инвестиционных проектов сразу несколькими предприятиями отрасли:
 - создание подразделения по выпуску полиэстеровой упаковочной ленты 8,5 тыс. тонн в год ООО «ВолгаСтрап»;
- реконструкция завода по производству ЦСП и строительству новой линии ЦСП ЗАО «Межрегион Торг Инвест»;
- организация механообрабатывающего производства деталей для гражданской авиации ЗАО «Электромеханический завод «Пегас»»;
- организация автоматизированного производства силикатного кирпича ОАО «Костромской силикатный завод»;
-  создание и расширение производственных мощностей АО «Костромской завод автокомпонентов»;
- развитие деятельности ООО «Кострома - Сервис - Понссе» по обслуживанию, ремонту и продаже лесозаготовительной техники;
-  создание участка производства днищ ОАО «Цвет»;
-  расширение производственных мощностей ООО «Завод Брэндфорд»;
-  производство ПЭТ-преформ ООО «Резилюкс –Волга»;
-  создание в городе Костроме дополнительных мощностей по производству ПЭТ-ленты и складских помещений ООО «ВолгаСтрап».
В прогнозный период небольшой рост инвестиций ожидается среди предприятий, относящихся к видам деятельности «Сооружения и строительные работы» и «Услуги, связанные с недвижимым имуществом», что связано, в том числе и со снижением привлеченных средств организаций и населения на долевое строительство. На территории города Костромы осуществляется застройка следующих микрорайонов: «Новый город», «Катино», территория, ограниченная улицами Дубравной, Пантусовской, бульваром Михалевским, Чернигинской набережной, «Паново-2», «Агашкина гора-2» территория в районе поселка Волжский.
В период 2019-2021 годов планируется приступить к освоению еще двух крупных территорий – по ул. Московской, напротив микрорайона Венеция и территории западнее поселка Козелино в районе поселка Рыбное.
Кроме того, по итогам аукциона в 2017 году заключен договор с инвестором «О развитии застроенной территории ограниченной улицами 7-я Рабочая, 11-я Рабочая, Ленина».
Ввод в действие жилых домов составит по оценке в 2018 году 165,0 тыс. кв. м., с 2020 года прогнозируется постепенный рост ввода в среднем на 1,8 процента. В 2021 году планируется ввести 166 тыс. кв. м жилой площади.
Кроме того, с целью ресурсного обеспечения перспективной застройки объектов жилищного и промышленного сектора запланирована реализация инфраструктурных проектов организациями коммунального комплекса.
Ресурсоснабжающие отрасли жилищно-коммунального хозяйства характеризуются достаточно стабильным объемом вложенных инвестиций, что обусловлено, прежде всего, разработкой инвестиционных программ развития. МУП города Костромы «Костромагорводоканал» утверждена инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2018-2020 годы, главная цель которой, помимо реконструкции и обновления существующих сетей, обеспечение инженерными коммуникациями новых строительных площадок с возможностью подключения дополнительных нагрузок. Филиал ПАО «МРСК Центра - Костромаэнерго» реализует инвестиционную программу по развитию системы энергоснабжения на 2016-2020 годы. ОАО «Территориальная генерирующая компания № 2» реализует инвестиционную программу по развитию системы теплоснабжения, предусматривающую мероприятия по техническому перевооружению и модернизации существующих энергогенерирующих мощностей.
Муниципальное унитарное предприятие города Костромы «Городские сети» реализует инвестиционную программу на 2017-2019 годы предусматривающую мероприятия по развитию  системы теплоснабжения города. Программа предполагает строительство новых объектов системы теплоснабжения и новых тепловых сетей, в том числе с целью подключения потребителей.
На территории города Костромы реализует инвестиционную программу по развитию системы энергоснабжения на 2016-2020 годы Филиал ПАО «МРСК Центра - Костромаэнерго».
В секторе торговли после роста инвестиционных вложений по причине ввода крупных объектов торговли на территории города, в 2017 году произошло снижение объема инвестиций, но в то же время продолжилось строительство объектов розничной торговли по просп. Речной, д. 60а, ул. Московская, в районе дома 100, а также реконструкция зданий торговых сетей: «Пятерочка», «Перекресток», АО СП «Тандер». С 2018 года спрогнозирован небольшой спад объемов инвестиций. Однако в прогнозном периоде продолжится строительство следующих торговых объектов: торгово-выставочный центр по ул. Ярославской, 4а; торговых объектов: Локомотивная 2б, ул. Юбилейная д.25а, ул. Ярославская, в районе дома 2в. Кроме того в прогнозный период планируются к строительству торговые центры в районе жилой застройки «Паново-2» и «Агашкина гора - 2».
Инвестиционные вливания в социальную сферу экономики по-прежнему на 80-85 процентов будут состоять из средств бюджетов всех уровней.
Рост инвестиций в сфере «Образование» обусловлен реализацией муниципальной программы «Развитие образования, культуры, спорта, физической культуры и совершенствование молодежной политики в городе Костроме», в рамках которой предполагается строительство общеобразовательных школ  по ул. Суслова, 8, по улице Профсоюзной, в районе д. 48, строительство дошкольных образовательных учреждений в микрорайоне «Венеция» (ул. Московская в районе д. 100), по улице Санаторная, 21, по улице Профсоюзной, в районе д. 48, продолжится реконструкция водно-гребной базы (Речной проспект, 65).
В сфере здравоохранения прогнозируется поступательный рост инвестиций,  предусмотренный государственной программой «Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года».
По виду экономической деятельности «Услуги общественных организаций; прочие услуги населения» прогнозируется рост инвестиций в связи со строительством одного из наиболее заметных объектов города - Костромским кремлем. Комплекс зданий будет состоять из двух соборов и колокольни.  Сейчас в центре Костромы на холме около Волги строится Богоявленский собор.
В 2020 - 2021 годах в условиях улучшения экономической ситуации рост инвестиционных вложений предприятий и организаций города Костромы прогнозируется на уровне 104,5 и 104,4 процента соответственно.
 
2.3. Потребительский рынок
Потребительский спрос населения является главным  индикатором состояния как экономики города, так и в целом экономики государства. В свою очередь показатель оборота розничной торговли указывает на состояние платежеспособного спроса населения.
В 2017 году розничный товарооборот увеличился по сравнению с 2016 годом на 3,4 процента и составил 58,2 млрд. рублей, индекс физического объема – 99,5 процента.
По прогнозу в 2018 - 2021 годах рост розничного товарооборота продолжится.
Этому будет способствовать устойчивый рост реальной заработной платы населения, и как следствие восстановление его платежеспособности и расширения потребления.
По оценке в 2018 году  розничный товарооборот составит 59,4 млрд. рублей, индекс физического объема в торговле - 99,8 процента, к 2021 году товарооборот должен вырасти до 67,5  млрд. рублей при ежегодном увеличении индекса физического объема на 0,3-0,5 процента.
Оборот общественного питания в 2017 году составил 3,1 млрд. рублей, индекс физического объема – 98,5 процента. В 2018 году продолжится тенденция снижения физического объема показателя, обусловленная неготовностью населения, несмотря на рост реальных доходов, к увеличению расходов по данной статье.
В прогнозном периоде с 2019 года по 2021 год будет наблюдаться положительная динамика показателя: в 2019 году индекс физического объема оборота общественного питания составит 100,4 процента, в 2020 году – 101,0 процент и в 2021 году – 102,0 процент.
Общая динамика развития рынка платных услуг населению города Костромы определена потребительским поведением населения на рынке жилищно-коммунальных, транспортных, связи и отдельных видов бытовых услуг, являющихся социально значимыми. Их потребление неэластично к доходам населения и формируется главным образом под влиянием законодательных изменений цен и тарифов. Доля их в структуре всех платных услуг составляет около 80 процентов.
В 2017 году населению города Костромы крупными, средними и малыми организациями было оказано платных услуг на сумму 12,3 млрд. рублей, индекс физического объема составил 98,0 процентов.
В среднесрочной перспективе на увеличение объема платных услуг населению будет оказывать рост денежных доходов населения и ослабление инфляционного давления.
В целом в 2018 году объем платных услуг, оказываемых населению города Костромы, увеличится по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах на 2 процента и составит 12,8 млрд. рублей.
В прогнозном  периоде 2019-2021 годов  объем платных услуг населению города ежегодно будет расти в среднем на 4,0 процента и на конец 2021 года составит 14,7 млрд. рублей.
 
2.4. Демографическая ситуация
По итогам 2017 года среднегодовая численность населения города Костромы составила 277,5 тыс. человек. 
На конец 2017 года численность населения снизилась на 0,1 процента и составила 277,3 тыс. чел. Такая ситуация сложилась как за счет естественной убыли населения (в 2017 году смертность превысила рождаемость на 169 человек), так и за счет миграционного оттока населения. В 2017 году впервые за последние 7 лет миграция населения приняла отрицательное значение (минус 199 человек):
- в два раза снизился миграционный приток из районов области (в 2016 году 814 человек, в 2017 году 412 человек),
- увеличилась миграция в другие регионы страны (в 2017 году отток составил 538 человек),
- увеличился отток населения в зарубежные страны (сальдо международной миграции в 2017 году составило - 73 человека).
Рождаемость в 2017 году снизилась по сравнению с 2016 годом на 9,4 процента и составила 3 432 ребенка. Снижение рождаемости обусловлено ухудшающейся возрастной структурой населения (старение населения, снижение количества женщин фертильного возраста), а также миграционным оттоком населения.
Показатель смертности в 2017 году снизился по сравнению с 2016 годом на 6,0 процентов и  достиг минимального значения за последние 7 лет – 3 601 человек.
В 2018 году по оценке среднегодовая численность постоянного населения города составит 277,2 тыс. человек, снижение численности будет определяться как естественной убылью населения, так и миграционным оттоком населения. В силу указанных выше причин, несмотря на продление действия государственных мер поддержки семьям, сохранится тенденция снижения рождаемости. Одновременно будет наблюдаться незначительное снижение смертности населения города.
В 2019 - 2021 годах прогнозируется снижение численности постоянного населения города, обусловленное сдержанным миграционным приростом из районов области и естественной убылью населения. Уровень рождаемости будет определяться совокупностью факторов: ухудшающейся возрастной структурой (старением) населения, реальными доходами граждан, сохранением государственных мер поддержки семьям. Смертность будет иметь слабую положительную динамику (следствие возобновления всеобщей диспансеризации, формирования мотивации к здоровому образу жизни у населения, стимулирования к занятиям физкультурой и спортом, и т.д.).
 
2.5. Трудовые ресурсы и оплата труда
В 2017 году численность занятых в экономике города составила 153,9 тыс. человек или 102,1 процента к уровню 2016 года, что обусловлено реализацией инвестиционных проектов и созданием новых рабочих мест (ЗАО «МТИ», ООО «Экотехноменеджмент» АО «Костромской завод автокомпонентов», ООО «Завод Брэндфорд», детский сад №8 и др.).
По данным службы занятости на фоне увеличения количества вакансий на 1,5 процента по сравнению с 2016 годом, количество обратившихся в поиске работы сократилось на 15,6 процента. В первом полугодии 2018 года количество заявленных вакансий снизилось по отношению к аналогичному периоду 2017 года на 5,9 процента и составило 4,9 тыс. единиц, в свою очередь количество граждан, обратившихся в поиске работы, сократилось на 17,2 процента и составило 3,5 тыс. человек.
В прогнозном периоде 2019-2021 годов в связи с увеличением продолжительности здоровой жизни в совокупности с повышением пенсионного возраста возрастет уровень экономической активности населения, что послужит увеличению численности занятых в экономике города. По прогнозу уровень безработицы на конец 2021 года составит 0,34 процента.
Среднемесячная заработная плата на предприятиях и организациях города Костромы в 2017 году выросла на 7,3 процента и составила 26 500,2 рублей, рост реальной заработной платы составил 105,1 процента.
По расчетным данным среднемесячная заработная плата по городу Костроме в 2017 году выросла на 7,1 процента и составила 20 076 рублей.
Рост среднемесячной заработной платы в 2018 году обусловлен повышением минимального размера оплаты труда и доведением его до величины прожиточного минимума, индексацией заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением заработной платы на предприятиях и организациях города.
В 2019 году ожидается замедление темпов роста реальной заработной платы в первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в 2018 году. Кроме того, в 2019 году индексация работникам бюджетной сферы прогнозируется с 1 октября 2019 года. На темпы роста реальной заработной платы негативно скажется ускорение инфляции. В дальнейшем ожидается восстановление темпов роста реальных заработных плат до значений, близких к темпам роста производительности труда.
В 2020-2021 годах рост заработной платы будет обусловлен дальнейшим повышением минимального размера оплаты труда, продолжением реализации государственных мер по повышению оплаты труда отдельных категорий бюджетных работников (преподавателей высших и средних профессиональных учебных учреждений, медицинских работников и т.д.), в сфере предпринимательского сектора – ростом экономической активности.
 
3. Прогноз развития отраслей социальной сферы в городе Костроме
 
3.1. Прогноз развития системы образования города Костромы
Количественные характеристики основных показателей развития системы образования города Костромы до 2021 года
 
Показатели
Единицы
измерения
2017
отчет
2018
оценка
2019 прогноз
2020
прогноз
2021
прогноз
Превышение проектной  мощности  общеобразовательных учреждений  от установленной  проектом нормы
чел.
3448
4862
6021
6915
6815
Численность выпускников муниципальных образовательных учреждений, получивших среднее общее образование
чел.
1211
1344
1426
1450
1462
 
В 2017 - 2018 учебном году в общеобразовательных учреждениях города Костромы проходили обучение 30047 учащихся, из них 28382 в дневных общеобразовательных учреждениях.  Ежегодно количество учащихся, поступающих в первый класс, продолжает превышать количество учащихся завершающих обучение на втором уровне образования  примерно на 1000 человек. За счет этого идет увеличение общего количества учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Средняя наполняемость классов  в 2017-2018 учебном году   составила  26,5 человека, в 2016-2017 учебном году - 25,9 человек.
 В прогнозном периоде положительная динамика  среднего количества учащихся  в классе в общеобразовательных учреждениях города сохранится: в 2018-2019 учебном году  она составит – 26,7, в 2019-2020 учебном  году - 26,8, 2020-2021 учебном году - 27,2
С целью увеличения количества мест в общеобразовательных учреждениях города Костромы  в 2018 году  началось  строительство общеобразовательного учреждения в микрорайоне Малышково на 1000 мест
Сохранится в прогнозном периоде и проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях, несмотря на то, что в последние годы количество мест в учреждениях дошкольного образования на территории города Костромы ежегодно увеличивается: в 2015 году - 190 мест, в 2016 году- 470 мест,  в  2017  – 360 мест.
 В 2018-2021 годах запланированы следующие мероприятия по увеличению мест в дошкольных образовательных организациях:
 строительство дошкольных  учреждений  в микрорайоне  «Венеция» на 220 мест,  по улице Санаторной  и  улице Профсоюзной на 280 мест каждое;
капитальный ремонт и переоборудование помещений на 40 мест по адресу: улица Беленогова,  дом 32.
 
3.2. Прогноз развития сфер культуры, искусства, туризма, физической культуры, спорта и работы с молодежью города Костромы
 
Количественные характеристики основных показателей развития сферы культуры, искусства, туризма, физкультуры, спорта и работы с молодежью города Костромы до 2021 года
 
 
Показатели
Единицы
измерения
2017 год
отчет
2018 год
оценка
Прогноз
2019 год
2020
год
2021
год
Количество записей в электронном  каталоге библиотечного фонда общедоступных библиотек
шт.
8000
9000
10 000
11 000
11500
Увеличение численности населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными организациями культуры, и в работе любительских объединений
посещ.
763000
770000
775000
780000
782000
Количество детей, посещающих профильные учреждения  дополнительного образования:
 
чел.
25674
24431
24549
24719
24897
Открытие новых туристических объектов
ед.
5
3
1
1
1
Количество туристов, ежегодно посещающих город Кострому в том числе:
- в ходе многодневных туров:
- в ходе однодневных туров:
- в  качестве экскурсантов
 
чел.
693000
 
 
83000
194000
416000
714000
 
 
86000
200000
428000
735000
 
 
88000
206000
441000
757000
 
 
91000
212000
454000
780000
 
 
94000
218000
468000
Открытие дополнительных спортивных залов, площадок и т.д.
ед.
1
1
1
1
1
Удельный вес молодежи, участвующей в общественных   и иных мероприятиях, проводимых в рамках молодежной политики
%
89,1
89,3
89,5
89,6
89,7
Количество детей и молодежи, охваченных мероприятиями летнего отдыха и занятости
чел.
 76405
76947
76957
76967
76977
 
Одной из важных задач в сфере культуры в прогнозном периоде по-прежнему остается увеличение услуг населению, предоставляемых в электронном виде. В  2017 году  произошло увеличение количества записей в электронном каталоге на 1064 (10%), что вызвано активизацией работы в области оказания населению помощи по получению услуг в электронном виде. В библиотеках города ведется целенаправленная работа по обучению компьютерной грамотности и оказанию помощи в работе с компьютером людям пенсионного возраста.
Увеличение численности населения, участвующего в культурно - досуговых мероприятиях, в 2017 - 2021 годах обусловлено проведением новых программ по культурному отдыху населения, событийных праздников, использованию новых видов и форм культурно-массовой работы, улучшению зрелищности и качества проводимых мероприятий.
К организации праздников привлекаются общественные организации, союзы, общественность города и молодежь. В прогнозном периоде планируется проведение общегородских мероприятий, ставших традиционными: праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы: «Бессмертный полк» - 15 тысяч участников, хоровой фестиваль «Песни Победы» - 4-х часовая программа, в которой принимает участие 40 коллективов и исполнителей, программа для ветеранов «Костер Победы», Губернская ярмарка, Фестиваль сыра – 1000 участников. Кроме того, традиционно в городе Костроме проводятся крупномасштабные городские праздники: «Новогодняя компания с участием Всероссийского Деда Мороза», День России, праздник в рамках Всероссийского полумарафона «Бегом по золотому кольцу», около 40 мероприятий в рамках празднования Дня города.
Увеличение посещаемости театральных постановок происходит благодаря участию «Камерного драматического театра под руководством Б. И. Голодницкого» в реализации программы «Поддержка творческой деятельности муниципальных театров в городах с численностью населения до 300 тысяч человек». На реализацию программы в 2017 году было выделено 6736,3 тыс. рублей, которые были использованы на приобретение и монтаж оборудования, театральной мебели, декораций к новым спектаклям, создание студии звукозаписи.
 Кроме того, все музыкальные и художественные школы перешли на предпрофессиональные программы. Количество детей, которые по ним занимаются – 702 человека – это 20% от общего количество учащихся.
Для реализации предпрофессиональных программ по федеральной программе «Культура России» школы получили 1,5 миллиона рублей на приобретение качественных музыкальных инструментов, на которых обучаются одаренные дети. Увеличилось количество победителей конкурсов: в 2017 году школами было завоевано 1178 дипломов конкурсов различных уровней.
В 2017 году к системе дополнительного образования добавилась Детская хоровая школа. Контингент учащихся увеличился до 3500 детей (что составляет 13 процентов от всех детей школьного возраста).
Новое помещение получила Детская школа искусств №2 для организации занятий отделения изобразительных искусств по адресу ул. Голубкова, д.17а. Контингент обучающихся школы увеличился до 700 детей.
Сокращение количества детей, посещающих профильные учреждения дополнительного образования, в 2018-2021 годах обусловлено переходом с 1 января 2018 года детско-юношеских спортивных школ города Костромы, ранее входивших в систему дополнительного образования, в отрасль «спорт» для реализации федеральных стандартов спортивной подготовки.
На объём туристических услуг существенное влияние оказывает покупательская способность населения и общеэкономическая ситуация. За последние годы количество туристов, предпочитающих отдых внутри России, увеличилось. Кострома входит в знаменитый российский туристический маршрут «Золотое кольцо России», что является важным конкурентным преимуществом.
В прогнозируемом периоде количество российских и иностранных туристов, посещающих Кострому, будет постепенно увеличиваться. Этому будет способствовать развивающаяся инфраструктура: новые объекты коллективного размещения и объекты туристического показа (музеи, выставочные  и развлекательные центры). В 2018 году планируется открытие новой гостиницы «Отель Островский», частного музея хлеба и музея геральдики и фалеристики. Восстановление храмового комплекса Костромского кремля уже на данном этапе привлекает туристов и паломников. Туристические бренды города «Сказочная Кострома - родина Снегурочки», «Кострома - ювелирная столица», «Кострома сырная» и событийные мероприятия «День рождения Снегурочки», международный ювелирный фестиваль «Золотое кольцо России», фестиваль фейерверков «Серебряная ладья» ежегодно привлекают внимание туристов. Участие в международных туристических выставках «Интурмаркет» и «Отдых», запланированное в 2018 году, привлечёт в Кострому новых туристов, посодействует установлению новых бизнес-контактов, в том числе с туроператорами других регионов, и в целом положительно скажется на туристическом имидже города.             
Увеличение доли молодежи, участвующей в общественных и иных мероприятиях, проводимых в рамках молодежной политики, в прогнозируемом периоде обусловлено внедрением инновационных методик и технологий в систему работы с молодежью, взаимодействием с представителями общественности по вопросам работы с молодежью, увеличением активности в некоммерческом секторе, взаимодействием с представителями СМИ и использованием в работе по реализации молодежной политики информационных ресурсов сети Интернет, развитием молодежного волонтерского движения.
Увеличение количества детей и молодежи, охваченных мероприятиями летнего отдыха и занятости, обусловлено внедрением новых форм малозатратной занятости, проведением новых профильных смен, а также увеличением количества несовершеннолетних, охваченных временным трудоустройством и оздоровленных в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей.
Развитие физической культуры и спорта связано с открытием новых спортивных объектов. На карте спортивных объектов города в 2017 году появился частный волейбольный центр «Волжанин» с 2 игровыми залами, расположенный по адресу бульвар Петрковский, д. 42а, а так же частный крытый футбольный манеж на улице Профсоюзной, д. 25б/1. Открылись 2 новые  многофункциональные  площадки в парке «Берендеевка» и в СОШ № 1. Кроме того в 2017 году в полном объеме начал функционировать физкультурно-оздоровительный комплекс «Юниор» с залом для игровых видов спорта, введенный в эксплуатацию в декабре 2016 года.
В 3 квартале 2018 года планируется ввести в эксплуатацию крытый манеж для занятий футболом. В 2018 -2020 годах планируется завершение реконструкции водно-гребной базы (Речной Проспект, 65).
Положительная динамика связана с разработкой и включением проектов по строительству и реконструкции спортивных объектов в федеральные целевые программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020гг.».
 
 
4. Прогноз развития городского хозяйства города Костромы
4.1. Прогноз развития жилищного и коммунального хозяйства в городе Костроме
Количественные характеристики основных показателей развития жилищно-коммунального хозяйства города Костромы до 2021 года
 
 
Показатели
Единицы
измерения
2017 год
отчет
2018 год
оценка
Прогноз
2019 год
2020
год
2021
год
Общая площадь жилищного фонда
тыс.кв.м
6726,0
6802,2
7029,8
7250,0
7395,0
в том числе:
 
 
 
 
 
- общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда
тыс.кв.м
148,3
135,7
136,0
140,0
140,0
Общая площадь жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности
тыс.кв.м
322,4
275,1
-
-
-
Полная стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг
млн.руб.
4792,9
4969,9
5153,8
5344,5
5542,2
Фактическая доля платежей населения в полной стоимости жилищно-коммунальных услуг
%
100
100
100
100
100
Доля капитально отремонтированного жилищного фонда от общей площади жилищного фонда
%
8,2
8,0
8,0
9,1
9,2
Количество переложенных и реконструированных изношенных трубопроводов:
- водоснабжения
- водоотведения
- теплоснабжения 
км
 
 
7,64
 5,55
11,95
 
 
7,0
5,0
11,9
 
 
7,0
5,0
11,0
 
 
7,0
5,0
11,0
 
 
7,0
5,0
11,0
Доля переложенных и реконструированных изношенных трубопроводов:
- водоснабжения
- водоотведения
- теплоснабжения
в общей протяженности соответствующих сетей и линий
%
 
1,3
1,3
3,3
 
1,2
1,2
3,3
 
1,2
1,2
3,0
 
1,2
1,2
3,0
 
1,2
1,2
3,0
Фактическая обеспеченность придомовых территорий от нормативных требований:
- детскими игровыми площадками с исправным оборудованием;
- спортивными площадками с исправным оборудованием
%
87,0
89,0
89,0
91,0
92,0
 
Прогнозные данные по общей площади жилищного фонда на 2019-2021 годы представлены из фактически сложившейся динамики строительства многоквартирных домов на территории города Костромы. В связи с увеличением объёмов ввода в эксплуатацию вновь построенных многоквартирных домов, прогнозируется увеличение площади жилищного фонда на территории города Костромы. 
В целом по городу Костроме наибольшее количество домов имеет физический износ конструктивных элементов от 31 до 65 процентов, в старой черте городской застройки – 60 - 65 процентов. Объем нового строительства и проведение капитального ремонта зданий  сдерживают ухудшение технических параметров конструктивных элементов МКД, в связи с чем, предполагается  незначительное снижение площади ветхого и аварийного жилищного фонда. Кроме того в 2019 и 2021 годах планируются мероприятия за счет средств городского бюджета по расселению аварийного жилищного фонда,  ожидается к концу 2021 года  расселение 18 % аварийного жилищного фонда в отношении которого Администрацией города Костромы приняты решения об отселении граждан из жилых помещений до 31 декабря 2020 года.
В прогнозном периоде капитальный ремонт жилищного фонда будет осуществляться в соответствии с региональной  программой  капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденной  постановлением Администрации Костромской области от 26 марта 2014 года №100-а. В связи с увеличением общей площади жилищного фонда, а также увеличением количества многоквартирных домов, в которых планируется проведение капитального ремонта общего имущества,  к окончанию прогнозного периода ожидается  увеличение доли капитально отремонтированного жилищного фонда.
Одновременно Администрацией города Костромы будет активно проводиться работа по приведению в надлежащее состояние детского игрового оборудования и демонтаж старого, что предполагает увеличение обеспеченности придомовых территорий площадками с исправным детским игровым оборудованием и спортивными площадками. Кроме того, в рамках действия муниципальной программы благоустройства городских территорий «Формирование современной городской среды», на придомовых территориях многоквартирных домов устанавливается новое детское игровое оборудование.
Полная стоимость предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг в 2019 - 2021 годах вырастет  в связи  с ростом платы граждан за жилищные услуги и тарифов на коммунальные услуги в рамках установленных максимальных (предельных) индексов роста платы  граждан за коммунальные услуги, а также за счет увеличения, площади жилищного фонда города Костромы. В то же время объем предоставляемых коммунальных услуг  снижается в связи с переходом граждан на расчеты по показаниям приборов учета коммунальных ресурсов, как общедомовых, так и индивидуальных.
По состоянию на 01 января 2018 года в городе Костроме протяженность инженерных сетей составляет:
- сети водоснабжения - 550,39 км., из них 431,5 км находятся в ветхом состоянии (износ – 78 процентов);
- сети водоотведения - 409,23 км., из них 246,38 км находятся в ветхом состоянии (износ – 60,2 процента);
- тепловые сети - 360,1 км., из них 252,0 км находятся в ветхом состоянии (износ – 70 процентов).
Для создания условий эффективного функционирования и развития систем коммунальной инфраструктуры города Костромы, обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания граждан и улучшение экологической обстановки, необходимо приведение в нормативное состояние инженерных сетей, то есть ежегодно увеличивать объем капитального ремонта (реконструкции) сетей.
Процент износа сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не снижается в связи с приемом в муниципальную собственность бесхозяйных сетей, которые, как правило, находятся в неудовлетворительном состоянии. Кроме того, затраты на эксплуатацию и капитальный ремонт сетей с каждым годом возрастают, а тарифы для населения сдерживаются предельным индексом роста платы граждан.
Для приведения сетей в нормативное состояние необходимо ежегодно проводить работы капитального характера не менее 19,0 км тепловых сетей, и по 20,0 км сетей водоснабжения и водоотведения.
 
Прогноз развития дорожного хозяйства  
 
Количественные характеристики основных показателей развития дорожного хозяйства города Костромы до 2021 года
 
 
Показатели
Единицы
измерения
2017 год
отчет
2018 год
оценка
Прогноз
2019 год
2020
год
2021
год
Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям
%
48
50
52
54
55
Объем ремонта асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог общего пользования
тыс. м2
270,0
124,7
130,0
130,0
130,0
 
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста города, повышение качества жизни населения.
В настоящее время социально-экономическое развитие города Костромы во многом сдерживается по причине неудовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня, развития автомобильных дорог. Действующая сеть автомобильных дорог города Костромы сформирована в 70-80-е годы XX века. По состоянию на 1 января 2018 года улично-дорожная сеть общего пользования местного значения в городе включает в себя:
- 482 улицы, в том числе 115 основных улиц с движением общественного транспорта площадью 1955,7 тыс. м2 и 367 второстепенных улиц площадью 1187,3 тыс. м2;
- 7 мостов и путепроводов;
- систему ливневой канализации протяженностью 107,9 км;
-  94 светофорных объектов.
Значительная часть автомобильных дорог общего пользования местного значения имеет высокую степень износа. В настоящее время в нормативном состоянии находится 48 процентов автомобильных дорог общего пользования местного значения города Костромы.
Ежегодно объемы выполняемых ремонтных работ значительно ниже необходимых. Несоблюдение межремонтных сроков службы дорожных покрытий увеличивает объемы ямочного ремонта и не дает необходимого эффекта в сохранении сети автодорог. Средства, выделяемые на содержание и ремонт автомобильных дорог в городе Костроме  за счет собственных доходов бюджета, обеспечивают лишь текущее содержание и ямочный ремонт улично-дорожной сети. Текущий и капитальный ремонт улично-дорожной сети осуществляется за счет средств, выделяемых на данные цели бюджету города Костромы из дорожного фонда Костромской области либо федерального бюджета.
При ежегодном финансировании работ по ремонту улично-дорожной сети из дорожного фонда Костромской области  в размере не менее 350 млн. рублей к 2021 году планируется увеличить долю протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, на 5 процентов, при этом общая протяженность автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям, будет составлять 55 процентов.
Содержание и ремонт улично-дорожной сети города Костромы осуществляется силами специально созданного для этих целей МКУ города Костромы «Дорожное хозяйство».
 
4.2. Прогноз развития пассажирского транспорта в городе Костроме
 
Количественные характеристики основных показателей развития муниципального пассажирского транспорта в городе Костроме до 2021 года
 
Показатели
Единицы
измерения
Отчет (факт) за 2017 год
2018 год
оценка
прогноз по годам
2019
2020
2021
Оплата транспортной работы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам в городе Костроме по регулируемым тарифам
тыс. руб.
 
 
 
 
73929,4
83042,2
101707,0
101707,0
101707,0
Количество подвижного состава:
 
ед.
 
 
 
 
 
  муниципальных автобусов:
 
 
 
 
 
    - списочное
35
35
35
35
35
    - работающее на линии
27
27
27
27
27
  муниципальных троллейбусов:
 
 
 
 
 
    - списочное
26
26
36
36
36
    - работающее на линии
20
20
20
20
20
  частных перевозчиков:
 
 
 
 
 
    - списочное
357
354
354
374
394
    - работающее на линии
325
321
321
341
361
Расчетная потребность подвижного состава:
 
 
 
 
 
  муниципальных автобусов
30
30
30
30
30
  троллейбусов
36
36
36
36
36
Количество перевезенных пассажиров, всего
- МУПами
- частными перевозчиками
тыс. чел.
 
37990,0
10110,0
27880,0
 
38500,0
10500,0
28000,0
 
39000,0
11000,0
28000,0
 
41000,0
12000,0
29000,0
 
41000,0
12000,0
29000,0
Стоимость одной поездки в городском пассажирском транспорте:
 
руб.
20
20
23
25
30
 
В связи со вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 октября 2016 года обслуживание муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
 В 2019-2021 годах прогнозируется постепенный рост пассажиров, перевезенных    муниципальным транспортом. В этих целях в рамках муниципальной программы «Развитие городского пассажирского транспорта на 2019-2021 годы», до окончания действия муниципальных контрактов, предполагается проведение обследования пассажиропотока независимой специализированной организацией и на основе полученных результатов провести пересмотр маршрутной сети для обеспечения жителей транспортной доступностью всей территории города Костромы.
Дальнейшие изменения в маршрутной сети будут осуществляться в соответствии программой «Развития городского пассажирского транспорта на 2019-2021 годы» и «Планом развития регулярных перевозок в городе Костроме на 2020-2021 годы», а также вносимых изменений в данные законодательные акты.
В соответствии с Постановлением администрации Костромской области от 31 июля 2012 года  № 313-а «О департаменте государственного регулирования цен и тарифов Костромской области», установление предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров в городском сообщении находится в полномочиях Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (далее – Департамент). Стоимость проезда на общественном транспорте устанавливается постановлением Администрации города Костромы на основании принятого решения Костромской области. В связи с неоднократным увеличением стоимости ГСМ и энергоносители, в 2018 году предусматривается пересмотр тарифа на перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам города Костромы.
Основными задачами для обеспечения надлежащей работы общественного транспорта в текущем периоде является:
- ежедневный выпуск на линию, в соответствии с расчетом потребности подвижного состава) необходимого количества транспортных средств, обеспечивающих исполнение требуемого объема транспортной работы;
- обеспечение заданного интервала движения автомобильного и городского электрического транспорта выполнение графика движения и всех утвержденных расписанием движения рейсов;
- своевременное и поэтапное увеличение тарифа на проезд и провоза багажа в общественном транспорте по муниципальным маршрутам города Костромы. 
- повышение безопасности пассажирских перевозок и качества обслуживания пассажиров городским пассажирским автомобильным и электрическим транспортом общего пользования.
 
5. Обоснование  параметров Прогноза на очередной финансовый год и плановый период и их сопоставление с параметрами прогноза социально-экономического развития на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, одобренного постановлением Администрации города Костромы
от 1 сентября  2017  года № 2425
 
При расчетах основных параметров прогноза социально-экономического развития города Костромы на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов использовались индексы-дефляторы цен по видам экономической деятельности, установленные базовым вариантом Прогноза сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, параметров прогноза Костромской области, а также индексы-дефляторы предприятий на период 2019-2021 годов.
В базовый сценарий прогноза социально-экономического развития заложены предпосылки полной реализации разработанного Правительством Российской Федерации комплекса мер (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации) на период до 2024 года (далее – Указ № 204), направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации.
В среднем за 2018 год курс рубля к доллару США прогнозируется на уровне 60,8 руб. за доллар США. На горизонте до 2024 года по мере исчерпания влияния стимулирующего бюджетного импульса в США и нормализации денежно-кредитной политики ЕЦБ ожидается постепенное ослабление доллара США относительно евро, что также скажется на динамике курсов валют развивающихся стран.
С учетом проведения Банком России денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий, инфляция на конец 2019 г. составит 4,3 % г/г, что в целом является незначительным отклонением от целевого ориентира Банка России 4 %. По мере выхода из базы расчета вклада от повышения НДС инфляция, вероятно, опустится ниже 4 % (прогноз инфляции на конец 2020 г. составляет 3,8 % г/г).
Выходу российской экономики на траекторию более высоких темпов роста будет способствовать комплекс мер, реализуемых Правительством Российской Федерации
для решения задач, поставленных Указом № 204. Указанные меры направлены, в том числе, на обеспечение роста производительности труда в экономике, увеличение доли малого бизнеса в ВВП, расширение несырьевого неэнергетического экспорта и экспорта услуг, создание условий для развития человека.
Одновременно ключевым условием обеспечения устойчиво высоких темпов экономического роста является перераспределение структуры расходов в пользу инвестиционных. На решение этой задачи будет направлен комплекс мер экономической политики, включающий как перераспределение расходов федерального бюджета в пользу инвестиционных и реализацию проектов инфраструктурного строительства
с привлечением средств частных инвесторов, так и создание условий для роста инвестиционной активности частного сектора. Второе будет достигаться с помощью обеспечения стабильных и необременительных условий для бизнеса, что предполагает стабильные налоговые условия (включая отмену налога на движимое имущество и совершенствование налогового администрирования), предсказуемое тарифное регулирование, снижение уголовно-процессуальных рисков предпринимательской деятельности, завершение реформы контроля и надзора, а также развитие конкуренции и снижение доли государства в экономике. Кроме того, комплекс мер экономической политики будет включать мероприятия, направленные на создание источников долгосрочных сбережений в экономике (добровольная накопительная пенсионная система, расширение линейки инструментов сбережения населения), а также переход от нейтрального банковского регулирования к стимулирующему (с точки зрения проектного кредитования, кредитования МСП и ипотечного кредитования).
Расчетный индекс промышленного производства по итогам 2017 года составил 97,1 процента вместо ранее спрогнозированного – 101,4 процента, что обусловлено снижением объемов производства предприятий обрабатывающей отрасли, индекс промышленного производства в которой составил 96,3 процента. В соответствии с планами предприятий, индекс промышленного производства на 2018 год спрогнозирован практически на прежнем уровне – 100,2 процента, на 2019 - 2020 годы – скорректирован в сторону небольшого увеличения  по отношению к значениям, спрогнозированным  ранее.
По прогнозной оценке в 2017 году в экономику города должно было быть направлено 7,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Согласно предоставленным уточненным статистическим данным, значение показателя составило 7,8 млрд. рублей, расчетный индекс физического объема - 99,7 процента, что на 0,5 процентных пункта ниже ранее запланированного значения. Это обусловлено корректированием  отчетности за 2017 год  Костромастат по  муниципальным образованиям Костромской области.
На 2019-2020 годы  в соответствии с планами предприятий города индекс физического объема инвестиций в основной капитал скорректирован в сторону более слабой динамики роста.
С учетом медленного восстановления потребительского спроса населения города в настоящем прогнозе скорректированы в сторону более слабой положительной динамики индексы физического объема розничного товарооборота, оборота общественного питания, платных услуг.
По статистическим данным в 2017 году среднегодовая численность населения города составила 277,46 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 0,1 процента. По отношению к прогнозному значению показатель снизился на 518 человек, главным образом за счет снижения миграционного притока населения, который в 2017 году составил минус 199 человек. Численность на конец 2017 года снизилась и составила 277,3 тыс. человек. Соответственно показатель постоянной численности населения города Костромы в 2018-2021 годах скорректирован в сторону снижения с учетом сдержанного прогноза миграционного оттока населения.
Численность занятых в экономике, а также работающих на предприятиях и  организациях города, скорректирована на основании  уточненных  данных  Костромастат  по итогам 2017 года. В 2018-2021 годах с учетом увеличения продолжительности здоровой жизни в совокупности с повышением пенсионного возраста спрогнозирована положительная динамика показателей.
Темпы роста среднемесячной заработной платы на предприятиях и организациях города Костромы в 2017 году составили 107,3 процента, что выше на 1,1 процентных пункта ранее спрогнозированного значения. С учетом оценки экономической ситуации в 1 полугодии 2018 года, параметров базового варианта Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2018-2021 годов спрогнозирована более сдержанная динамика роста среднемесячной заработной платы.
Следует отметить, что с учетом продления пенсионного возраста численность официально зарегистрированных безработных и уровень регистрируемой безработицы скорректированы в сторону увеличения.
Сопоставление основных экономических показателей прогноза, уточненных с учетом сложившейся экономической ситуации, с ранее утвержденными параметрами прогноза 2018-2020 годов приведено в таблице.
 
Показатели
2018 год
Отклонение
2019 год
Отклонение
2020 год
Отклонение
Прогноз
Оценка
Прогноз
Прогноз
август
2017
года
август
2018
года
август 2017
года
август
2018
года
август 2017
года
август 2018 года
1.      Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов) (раздел B, C, D, E)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
100,4
100,2
-0,2
100,9
101,4
+0,5
100,6
101,2
+0,6
в том числе:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.1. Добыча полезных ископаемых (раздел B)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
100,0
102,0
+2,0
100,0
103,0
+3,0
 
100,0
 
102,0
+2,0
 
1.2. Обрабатывающие производства (раздел C)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
101,0
100,5
-0,5
101,2
101,6
+0,4
100,7
101,5
+0,8
1.3. Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (раздел D)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
97,6
98,5
+0,9
99,7
100,2
+0,5
99,9
100,2
+0,3
1.4 «Водоснабжение, водоотведение организация сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений» (раздел Е)
индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
100,8
104,2
+3,4
101,2
100,2
-1,0
101,4
100,2
-1,2
2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
100,0
100,0
-
100,1
100,1
-
101,3
100,1
-1,2
3. Оборот розничной торговли
индекс физического объема, в  процентах к предыдущему году
102,2
99,8
-2,4
102,1
100,1
-2,0
102,0
100,4
-1,6
4. Оборот общественного питания
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
100,0
99,8
-0,2
101,0
100,4
-0,6
102,0
101,0
-1,0
5. Объем платных услуг населению
индекс физического объема, в процентах к предыдущему году
102,0
100,0
-2,0
102,1
100,0
-2,1
102,1
100,5
-1,6
6. Демографическая ситуация
Среднегодовая численность постоянного населения (тысяч человек)
278,6
277,2
-1,4
279,0
277,0
-2,0
279,3
276,8
-2,5
7. Трудовые ресурсы и оплата труда
Численность занятых в экономике
(тысяч человек)
150,1
153,7
+3,6
149,5
154,5
+5,0
149,1
154,1
+5,0
Численность работающих на предприятиях и в организациях
(тысяч человек)
91,6
95,3
+3,7
91,2
96
+4,8
90,8
95,9
+5,1
Фонд заработной платы, темп роста (проценты)
106,2
104,4
-1,8
104,7
104,7
-
104,8
105,1
+0,3
Среднемесячная заработная плата 1 работника, темп роста (проценты)
106,5
104,1
-2,4
105,2
104,0
-1,2
105,3
105,2
-0,1
Численность официально зарегистрированных безработных граждан (человек)
480
500
+20
470
495
+25
460
490
+30
Уровень зарегистрированной безработицы (проценты)
0,35
0,36
+0,01
0,34
0,36
+0,02
0,34
0,35
+0,01