ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту решения Думы города Костромы
 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы»
 
Во исполнение пункта 6 решения постоянной депутатской комиссии по экономике и финансам от 9 июня 2020 года № 71 Администрацией города Костромы подготовлен проект решения Думы города Костромы «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы».
Настоящий проект регулирует отношения между органами местного самоуправления города Костромы, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, связанные с предоставлением права на размещение нестационарных торговых объектов, предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы, утвержденной Администрацией города Костромы, на землях и земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города Костромы, землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Костромы.
Основной особенностью проекта является установление порядка определения размера годовой платы по договору о размещении по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года  № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», что согласуется с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». Указанное постановление устанавливает, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа  экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Также проектом устанавливается исчерпывающий перечень случаев, когда хозяйствующему субъекту предоставляется компенсационное место.
В связи с тем, что проект предполагает установление новых обязанностей, запретов и ограничений для субъектов предпринимательской деятельности, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке, проект подлежит оценке регулирующего воздействия в углубленном порядке.
Основной группой субъектов предпринимательской деятельности, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, это, как правило, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие свою деятельность в нестационарных торговых объектах.
 
 
Вносится главой
Администрации
города Костромы
Проект
 
ДУМА ГОРОДА КОСТРОМЫ
РЕШЕНИЕ
 
 
 
 
 
Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы
 
 
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", руководствуясь статьями 29 и 55 Устава города Костромы, Дума города Костромы
 
РЕШИЛА:
 
1. Утвердить прилагаемый Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы.
2. Установить, что заключенные до дня вступления в силу настоящего решения договоры о размещении нестационарных торговых объектов действуют до истечения срока, на который они были заключены, с сохранением закрепленных в этих договорах условий и обязанностей сторон.
4. Признать утратившими силу:
1) решение Думы города Костромы от 24 апреля 2015 года № 76 "Об утверждении Правил предоставления органами местного самоуправления города Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Костромы";
2) решение Думы города Костромы от 30 июля 2015 года № 149 "О внесении изменений в Правила предоставления органами местного самоуправления города Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов, а также нестационарных объектов, используемых для оказания услуг общественного питания и услуг в области досуга при проведении массовых мероприятий";
3) решение Думы города Костромы от 17 декабря 2015 года № 271 "О внесении изменений в Правила предоставления органами местного самоуправления города Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов, а также нестационарных объектов, используемых для оказания услуг общественного питания и услуг в области досуга при проведении массовых мероприятий";
4) решение Думы города Костромы от 22 декабря 2016 года № 274 "О внесении изменений в решение Думы города Костромы от 24 апреля 2015 года № 76 «Об утверждении Правил предоставления органами местного самоуправления города Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов, а также нестационарных объектов, используемых для оказания услуг общественного питания и услуг в области досуга при проведении массовых мероприятий»";
5) решение Думы города Костромы от 28 февраля 2019 года № 29 "О внесении изменений в решение Думы города Костромы от 24 апреля 2015 года № 76 «Об утверждении Правил предоставления органами местного самоуправления города Костромы права на размещение нестационарных торговых объектов, нестационарных объектов, используемых для оказания услуг общественного питания, бытовых и иных услуг на территории города Костромы»".
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
 
Глава города Костромы                                                                                      Ю. В. Журин
«___» ________ 2020 года
 
 
УТВЕРЖДЕНЫ
решением Думы города Костромы
от ____________ года № ____
 
ПОРЯДОК
размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы
 
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Порядка
 
1. Настоящий Порядок регулирует отношения между органами местного самоуправления города Костромы, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, связанные размещением нестационарных торговых объектов на территории города Костромы, в том числе с предоставлением права на размещение нестационарных торговых объектов, предусмотренных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы, утвержденной Администрацией города Костромы (далее, соответственно, - нестационарные торговые объекты, Схема размещения нестационарных торговых объектов, Администрация), на землях и земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города Костромы, землях и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Костромы (далее - земли, земельные участки).
2. Настоящий Порядок не регулирует отношения между органами местного самоуправления города Костромы, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее – хозяйствующие субъекты) связанные с:
1) размещением нестационарных торговых объектов:
а) в стационарных торговых объектах, иных зданиях, строениях, сооружениях или на земельных участках, находящихся в государственной или частной собственности. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности, осуществляются без включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов при условии соблюдения целевого назначения и разрешенного вида использования земельного участка (если назначение земельного участка допускает установку и эксплуатацию нестационарных торговых объектов);
б) при проведении ярмарок, выставок-ярмарок, выставок-продаж;
в) при проведении массовых просветительных, театрально-зрелищных, спортивных, иных массовых мероприятий и фейерверков;
2) размещением уличных передвижных объектов сферы услуг в области досуга на территориях общего пользования в городе Костроме.
 
Статья 2. Основные термины и понятия
 
В целях настоящего Порядка используются основные термины и понятия, значения которых определены Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
 
Статья 3. Договор о размещении нестационарного торгового объекта на территории города Костромы
 
1. Право на размещение нестационарного торгового объекта на землях и земельных участках на территории города Костромы возникает на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта на территории города Костромы (далее – договор о размещении), заключаемого Администрацией:
1) с победителем аукциона на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта;
2) без проведения аукциона:
а) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим на территории города Костромы нестационарный торговый объект на основании действующего договора о размещении нестационарного торгового объекта, надлежащим образом исполнявшим свои обязанности либо допустившим одно нарушение, которое было устранено по первому требованию уполномоченного постановлением Администрации отраслевого (функционального) органа Администрации (далее - уполномоченный орган Администрации) (преимущественное право хозяйствующего субъекта на заключение договора о размещении на новый срок). Преимущественное право хозяйствующего субъекта на заключение договора о размещении на новый срок подлежит реализации при отсутствии задолженности по действующему договору о размещении нестационарного торгового объекта;
б) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим на территории города Костромы нестационарный торговый объект на основании действующего договора аренды земельного участка, предусматривающего предоставление земельного участка для размещения и эксплуатации нестационарного торгового объекта (право перехода с договора аренды на договор о размещении) при условии, что нестационарный торговый объект размещен в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов либо эксплуатация нестационарного торгового объекта была начата до утверждения указанной схемы, а также при отсутствии задолженности по действующему договору аренды земельного участка.
2. Право на размещение нестационарного торгового объекта в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города Костромы, возникает на основании договора аренды, заключаемого в соответствии с Положением о предоставлении в аренду и безвозмездное пользование имущества, находящегося в муниципальной собственности города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы.
3. Заключение договора о размещении от имени Администрации города Костромы осуществляет уполномоченный орган Администрации.
4. Договор о размещении с лицами, указанными в пункте 2 части 1 настоящей статьи, заключается на основании письменного уведомления хозяйствующего субъекта о желании заключить договор о размещении, поданного в уполномоченный орган Администрации:
1) в любое время в течение срока действия заключенного в установленном порядке договора аренды земельного участка;
2) не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия заключенного в установленном порядке договора о размещении нестационарного торгового объекта.
 
Глава 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА О РАЗМЕЩЕНИИ
 
Статья 4. Схема размещения нестационарных торговых объектов
 
1.            Места размещения и специализация нестационарных торговых объектов на землях и земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности города Костромы, определяются Схемой размещения нестационарных торговых объектов.
2.            Использование земель и земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута на основании договоров о размещении, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Порядка.
3. Схемой размещения нестационарных торговых объектов предусматриваются места для установки нестационарных торговых объектов стабильного территориального размещения, а также объектов развозной торговли.
Виды нестационарных торговых объектов, относящихся к объектам стабильного территориального размещения и объектам развозной торговли, устанавливаются постановлением Администрации города Костромы.
4. Упорядочивание размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы осуществляется по согласованию со специально созданной городской межведомственной комиссией, состав, полномочия и порядок деятельности которой утверждаются постановлением Администрации города Костромы.
5. До окончания срока действия договора о размещении не допускается изменение специализации, вида, площади, а также места размещения (за исключением предоставления компенсационного места или перемещения объекта на период ликвидации чрезвычайной ситуации или проведения ремонтных, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ) эксплуатируемых на основании такого договора нестационарных торговых объектов.
6. В случае если место размещения нестационарного торгового объекта, эксплуатируемого на основании договора аренды земельного участка, не включено в Схему размещения нестационарных торговых объектов, либо вид объекта, и (или) его фактическая специализация, и (или) площадь не соответствуют сведениям, указанным в Схеме размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующий субъект, реализуя право заключения договора о размещении без проведения аукциона, вправе обратиться в городскую межведомственную комиссию с заявлением о включении нестационарного торгового объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов и (или) о внесении изменений в указанную Схему.
 
Статья 5. Аукцион на право заключения договора о размещении
 
1. Договор о размещении заключается по результатам аукциона, проводимого в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом в соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. В случае если Схемой размещения нестационарных торговых объектов предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого и среднего предпринимательства, участниками аукциона являются эти субъекты.
3. Лоты аукциона, начальный (минимальный) размер годовой платы за размещение и иные существенные условия договора по каждому лоту определяются комиссией по проведению аукциона, которая формируется уполномоченным органом Администрации - организатором аукциона. В состав комиссии включаются направленные в установленном порядке депутаты Думы города Костромы.
 
Статья 6. Существенные условия договора о размещении
 
Существенными условиями договора о размещении являются:
1) вид, место размещения, площадь и специализация нестационарного торгового объекта;
2) срок действия договора о размещении, который составляет:
а) 7 лет - при установке нестационарного торгового объекта стабильного территориального размещения;
б) 5 лет - при размещении объекта развозной торговли;
3) размер годовой платы за размещение нестационарного торгового объекта;
4) порядок внесения платы по договору о размещении;
5) условие о ежегодной индексации размера платы по договору о размещении;
6) запрет на передачу или уступку хозяйствующим субъектом прав по договору о размещении третьим лицам;
7) основания одностороннего отказа Администрации города Костромы от договора о размещении;
8) ответственность сторон.
 
Статья 7. Перемещение нестационарного торгового объекта, предоставление компенсационного места
 
1.   Если размещенный нестационарный торговый объект препятствует ликвидации чрезвычайной ситуации или проведению ремонтных, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, такой нестационарный торговый объект подлежит временному перемещению на иное место размещения на весь период проведения указанных работ.
2.   Уполномоченный орган Администрации уведомляет хозяйствующий субъект о возникновении ситуации, указанной в части 1 настоящей статьи, и о необходимости переместить на иное место размещения нестационарный торговый объект не позднее 1 календарного дня с даты получения указанного уведомления.
3.        При отказе переместить, а равно невыполнение требования о перемещении нестационарного торгового объекта в указанный в части 2 настоящей статьи срок, перемещение нестационарного торгового объекта осуществляется силами организации, ликвидирующей чрезвычайную ситуацию или проводящей ремонтные, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы, с последующим возложением на хозяйствующего субъекта – владельца нестационарного торгового объекта понесенных издержек.
4.    Уполномоченный орган Администрация предлагает хозяйствующему субъекту переместить нестационарный торговый объект на другое место (далее - компенсационное место) в пределах срока действия договора о размещении в случае, если размещенный нестационарный торговый объект находится в границах земельного участка, в отношении которого органом местного самоуправления города Костромы принято решение:
1) о необходимости ремонта и (или) реконструкции парков и скверов;
2) об использовании территории для целей, связанных с развитием, реконструкцией, ремонтом улично-дорожной сети, размещением остановочных пунктов городского общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных карманов;
3) о резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
4) о заключении договора о развитии застроенной территорий, в случае если нахождение нестационарного торгового объекта препятствует реализации указанного договора;
5) о заключении договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
6) о размещении объектов капитального строительства регионального и местного значения.
5. Хозяйствующий субъект обязан сообщить о своем согласии (несогласии) с перемещением на предложенное компенсационное место в уполномоченный орган Администрации в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления.
В случае получения отказа хозяйствующего субъекта от перемещения нестационарного торгового объекта на другое место, либо неполучения ответа от хозяйствующего субъекта в установленный настоящей частью срок, договор о размещении подлежит расторжению уполномоченным органом Администрации в одностороннем порядке.
 
Статья 8. Размер годовой платы по договору о размещении
 
1. Размер годовой платы по договору о размещении, заключаемому без проведения аукциона, определяется по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
2. Размер годовой платы по договору о размещении, заключаемому на аукционе, определяется по итогам аукциона.
Начальная (минимальная) цена договора о размещении при проведении аукциона определяется по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
3. Годовая плата за размещение подлежит ежегодному изменению уполномоченным органом Администрации в одностороннем порядке на коэффициент индексации, который применяется по состоянию на начало очередного финансового года, в котором осуществляется изменение годовой платы. Первое изменение годовой платы за размещение осуществляется не ранее, чем по истечении 12 месяцев с даты заключения договора о размещении.
4. Коэффициент индексации ежегодно устанавливается распоряжением администрации Костромской области в размере индекса потребительских цен в Костромской области на следующий год, определенного прогнозом социально-экономического развития Костромской области, одобренным администрацией Костромской области.
 
Статья 9. Преимущественное право хозяйствующего субъекта на заключение договора о размещении на новый срок
 
1. Хозяйствующий субъект, надлежащим образом исполнявший свои обязанности либо допустивший одно нарушение, которое по первому требованию уполномоченного органа Администрации было устранено, и не имеющий задолженности договору о размещении, по истечении срока указанного договора о размещении имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора о размещении без проведения аукциона на новый срок, указанный в статье 6 настоящего Порядка, на тех же условиях (сохранение вида, специализации, площади объекта, места размещения, индексации цены). Хозяйствующий субъект обязан письменно уведомить уполномоченный орган Администрации о желании заключить такой договор не позднее трех месяцев до дня окончания срока действия договора о размещении.
2. Уполномоченный орган Администрации в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления направляет хозяйствующему субъекту сообщение о согласии на заключение договора на новый срок или об отказе в заключении договора на новый срок.
3. Уполномоченный орган Администрации отказывает в заключении договора на новый срок, если хозяйствующий субъект:
1) ненадлежащим образом исполнял свои обязанности по договору о размещении (два и более раз допустил нарушение условий договора о размещении либо допустил одно нарушение условий договора о размещении и не устранил его по первому требованию уполномоченного органа Администрации);
2) подал уведомление о желании заключить договор на новый срок с нарушением срока, установленного частью 1 настоящей статьи.
4. Хозяйствующий субъект в течение 5 рабочих дней со дня получения сообщения уполномоченного органа Администрации о согласии на заключение договора о размещении на новый срок с указанием размера годовой платы по договору, увеличенной с учетом индекса потребительских цен, уплачивает указанную цену и представляет копию платежного документа в уполномоченный орган Администрации. Уполномоченный орган Администрации в течение 5 рабочих дней со дня получения копии платежного документа передает хозяйствующему субъекту подписанный со своей стороны проект договора, который подписывается хозяйствующим субъектом в пятидневный срок и представляется в уполномоченный орган Администрации.
5. Хозяйствующий субъект утрачивает преимущественное право на заключение договора на новый срок в случае неисполнения обязанностей, установленных настоящей статьей.