АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
|
24
октября 2018 года
|
|
№
|
2378
|
|
|
О прогнозе социально-экономического развития города
Костромы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассмотрев прогноз социально-экономического развития
города Костромы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, в соответствии
со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки прогноза социально-экономического
развития города Костромы, утвержденным постановлением Администрации города Костромы
от 26 июля 2010 года № 1417, руководствуясь
статьями 42, 44, частью 1 статьи 57 Устава города Костромы,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического
развития города Костромы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.
Глава Администрации
города Костромы
|
А. В. Смирнов
|
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА КОСТРОМЫ НА 2019 ГОД
И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2020 и 2021 ГОДОВ
1. Общие положения
Прогноз социально-экономического развития
города Костромы на 2019 год и плановый период 2020 и
2021 годов (далее - Прогноз) разработан с целью
определения наиболее вероятных количественных параметров развития основных
отраслей экономики и социальной сферы города Костромы, экономической базы
бюджета города Костромы.
Прогноз составлен в соответствии с
Порядком разработки прогноза социально-экономического развития города Костромы,
утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 26 июля 2010 года
№ 1417, на основании сценарных условий функционирования экономики Российской
Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на 2019 год и плановый период 2020 и
2021 годов, предложенных Министерством экономического
развития Российской Федерации,
основных параметров прогноза социально-экономического развития Костромской
области на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, анализа тенденций развития экономики города Костромы,
сложившихся в 2017 - начале 2018
года, обобщения прогнозных материалов организаций, осуществляющих деятельность
на территории города Костромы, отраслевых (функциональных) органов
Администрации города Костромы.
Анализ социально-экономической ситуации в
городе Костроме и разработка прогноза базировались на данных государственной статистики.
2. Количественные характеристики
основных параметров Прогноза
Показатели
|
Единицы
измерения
|
2017 год
отчет
|
2018 год
оценка
|
Прогноз
|
2019
год
|
2020
год
|
2021
год
|
1. Промышленное
производство
|
Объем
отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными
силами работ и оказанных услуг (без НДС и акцизов) (разделы В, C, D, E)
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
59313,5
|
61867,0
|
65405,5
|
68902,0
|
71878,6
|
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
97,1
|
100,2
|
101,4
|
101,2
|
100,4
|
|
в том числе по видам экономической деятельности:
|
Добыча полезных
ископаемых (раздел В)
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
130,6
|
134,7
|
143,2
|
150,9
|
159,0
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
80,1
|
102,0
|
103,0
|
102,0
|
102,0
|
Обрабатывающие
производства (раздел С)
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
47268,1
|
49340,5
|
52436,3
|
55413,1
|
57923,2
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
96,3
|
100,5
|
101,6
|
101,5
|
100,4
|
Производство
пищевых продуктов
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
3 633,6
|
3 450,4
|
3 629,6
|
3 821,4
|
4 035,6
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
108,8
|
95,4
|
102,0
|
102,0
|
102,0
|
Производство
напитков
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
1 865,8
|
1 875,0
|
1 971,8
|
2 087,8
|
2 221,4
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
84,4
|
101,0
|
102,0
|
102,6
|
102,8
|
Производство
текстильных изделий
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
184,7
|
181,4
|
185,2
|
189,6
|
194,2
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
48,1
|
96,0
|
98,0
|
98,6
|
99,0
|
Производство одежды
|
в ценах соответствующих лет
|
млн. рублей
|
958,8
|
1016,2
|
1086,4
|
1159,3
|
1233,4
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
125,8
|
103,6
|
102,6
|
102,8
|
102,8
|
Производство кожи и
изделий из кожи
|
в ценах соответствующих лет
|
млн. рублей
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,1
|
1,1
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
63,0
|
96,0
|
98,0
|
98,6
|
99,0
|
Обработка древесины
и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий
из соломки и материалов для плетения
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
7606,7
|
8755,8
|
9464,4
|
9838,6
|
9524,4
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
95,1
|
104,6
|
101,3
|
99,4
|
92,8
|
Производство бумаги
и бумажных изделий
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
327,1
|
454,7
|
483,1
|
510,9
|
538,7
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
112,0
|
132,2
|
101,0
|
101,0
|
101,0
|
Деятельность
полиграфическая и копирование носителей информации
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
1128,8
|
1138,2
|
1143,1
|
1148,2
|
1154,1
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
89,0
|
97,8
|
97,7
|
97,6
|
97,4
|
Производство
химических веществ и химических продуктов
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
138,2
|
138,3
|
147,3
|
155,2
|
163,7
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
125,8
|
100,8
|
101,6
|
100,6
|
100,9
|
Производство
лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
336,4
|
358,2
|
382,1
|
407,2
|
434,0
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
102,3
|
101,6
|
101,4
|
101,6
|
101,8
|
Производство
резиновых и пластмассовых изделий
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
1703,2
|
1711,6
|
1728,5
|
1795,1
|
1881,4
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
105,3
|
99,2
|
96,0
|
99,0
|
100,1
|
Производство прочих
неметаллических минеральных продуктов
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
1853,6
|
1947,6
|
2060,9
|
2179,7
|
2307,4
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
91,8
|
102,4
|
101,8
|
102,0
|
102,2
|
Производство
металлургическое
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
317,4
|
323,0
|
329,8
|
341,8
|
352,4
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
79,0
|
96,0
|
98,0
|
99,0
|
99,4
|
Производство
готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
3054,2
|
3303,1
|
3572,4
|
3863,5
|
4178,4
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
99,5
|
105,0
|
103,5
|
103,5
|
103,8
|
Производство
компьютеров, электронных и оптических изделий
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
55,5
|
54,9
|
55,6
|
57,2
|
58,4
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
110,0
|
103,0
|
100,6
|
101,0
|
100,8
|
Производство
электрического оборудования
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
1571,2
|
1335,1
|
1414,1
|
1496,5
|
1582,1
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
91,2
|
81,0
|
100,4
|
100,5
|
100,3
|
Производство машин
и оборудования, не включенных в другие группировки
|
в ценах соответствующих
лет
|
млн. рублей
|
5363,7
|
5888,4
|
6428,8
|
7007,8
|
7646,5
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
105,0
|
105,3
|
103,5
|
103,5
|
103,5
|
Производство
автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
4429,0
|
4524,5
|
4839,3
|
5176,6
|
5536,3
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
103,8
|
102,1
|
101,4
|
101,6
|
101,5
|
Производство прочих
транспортных средств и оборудования
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
647,0
|
809,3
|
859,0
|
911,7
|
970,6
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
114,6
|
120,0
|
100,6
|
100,8
|
101,0
|
Производство мебели
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
1 163,2
|
904,9
|
914,0
|
925,4
|
941,7
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
91,5
|
76,0
|
98,2
|
98,4
|
98,6
|
Производство прочих
готовых изделий
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
10 545,8
|
10756,7
|
11 294,5
|
11 859,3
|
12 452,2
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
86,3
|
98,0
|
102,1
|
102,0
|
101,7
|
Ремонт и монтаж машин и
оборудования
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
383,1
|
412,3
|
445,4
|
479,3
|
515,3
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
677,6
|
102,6
|
102,4
|
102,2
|
102,0
|
Обеспечение
электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (раздел D)
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
10 119,3
|
10445,9
|
10 817,7
|
11 245,9
|
11 618,0
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
99,6
|
98,5
|
100,2
|
100,2
|
100,2
|
Водоснабжение,
водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельности по
ликвидации загрязнений (раздел E)
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
1 795,4
|
1 945,9
|
2 008,4
|
2 092,1
|
2 178,4
|
индекс
промышленного производства
|
в процентах к предыдущему году
|
106,7
|
104,2
|
100,2
|
100,2
|
100,1
|
2. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников
финансирования
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
7816,5
|
8051,5
|
8463,2
|
8848,4
|
9241,3
|
индекс физического
объема
|
в процентах к предыдущему году
|
99,7
|
100,0
|
100,1
|
100,1
|
100,2
|
Ввод в эксплуатацию жилья
|
тыс. метров
квадратных
|
206,7
|
165,0
|
160,0
|
163,0
|
166,0
|
3.
Потребительский рынок товаров и услуг
|
3.1. Оборот
розничной торговли
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
58226,4
|
59388,4
|
61944,5
|
64369,1
|
67479,4
|
индекс физического
объема
|
в процентах к предыдущему году
|
99,5
|
99,8
|
100,1
|
100,4
|
100,8
|
3.2. Оборот
общественного питания
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
3113,4
|
3175,6
|
3322,2
|
3472,8
|
3684,0
|
индекс физического
объема
|
в процентах к предыдущему году
|
98,5
|
99,8
|
100,4
|
101,0
|
102,0
|
3.3. Объем
платных услуг населению
|
в ценах
соответствующих лет
|
млн. рублей
|
12282,4
|
12773,7
|
13386,8
|
14018,8
|
14738,6
|
индекс физического
объема
|
в процентах к предыдущему году
|
98,0
|
100,0
|
100,0
|
100,5
|
100,8
|
4.
Демографическая ситуация
|
Среднегодовая
численность постоянного населения
|
тыс. человек
|
277,5
|
277,2
|
277,0
|
276,8
|
276,6
|
5. Трудовые
ресурсы и оплата труда
|
Численность
физических лиц, занятых в экономике города Костромы
|
тыс. человек
|
153,9
|
153,7
|
154,5
|
154,1
|
155,5
|
Численность
физических лиц, работающих на предприятиях и в организациях
|
тыс. человек
|
95,0
|
95,3
|
96,0
|
95,9
|
96,5
|
Фонд заработной
платы
|
млн. рублей
|
30216,0
|
31549,5
|
33040,6
|
34724,0
|
36855,5
|
Среднемесячная
заработная плата на одного работника
|
рублей
|
26500,2
|
27587,0
|
28690,0
|
30182,0
|
31812,0
|
Численность
официально зарегистрированных безработных граждан (на конец года)
|
человек
|
486
|
500
|
495
|
490
|
486
|
Уровень
зарегистрированной
безработицы (на
конец года)
|
проценты
|
0,35
|
0,36
|
0,36
|
0,35
|
0,35
|
2.1. Промышленность
По итогам 2017 года объем отгруженных товаров собственного
производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными предприятиями
города Костромы составил 59,3 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2016
годом на 1,8 процента. Индекс промышленного производства (далее ИПП) составил
97,1 процента. Наибольшее снижение объемов производства в 2017 году показали закрытое
акционерное общество «Электромеханический завод "Пегас"», публичное
акционерное общество «Калориферный завод», общество с ограниченной
ответственностью «Костромское предприятие "Автофильтр"», общество с
ограниченной ответственностью «Костромской ювелирный завод "Топаз"».
Наибольший рост объемов производства в 2017 году
продемонстрировало предприятие по производству химических продуктов общество с
ограниченной ответственностью «Синтез» - увеличение объемов изготовления
сульфата алюминия составило 25,8 процента, в дальнейшем предприятие планирует
сохранить объемы производства.
Индекс физического объема в производстве пищевых
продуктов в 2017 году составил 108,8 процента, в основном за счет увеличения
объемов производства общества с ограниченной ответственностью «Костромской
комбикормовый завод».
Значительный рост объемов отгруженных товаров (ИПП
114,6 процента) в 2017 году показывают предприятия по производству прочих
транспортных средств и оборудования, в частности акционерное общество
«Костромской судомеханический завод» увеличил объемы производства в 1,4 раза,
что обусловлено вводом дополнительных производственных мощностей, выпуском
новой конкурентоспособной продукции.
Индекс промышленного производства в
целлюлозно-бумажной промышленности в 2017 году составил 112,0 процентов, что
связано с увеличением производственных площадей, вводом новых производств.
Ведущее предприятие отрасли общество с ограниченной ответственностью
«Адищевская бумажная фабрика» планирует увеличение производства и в 2018 году.
Индекс физического объема в производстве резиновых и
пластмассовых изделий в 2017 году составил 105,3 процента, что обусловлено
реализацией инвестиционных проектов на предприятиях отрасли. Ведущими
предприятиями в данном виде производства являются общество с ограниченной
ответственностью «Декор Пластик», общество с ограниченной ответственностью
«Резилюкс-Волга».
По оценке в 2018 году объем отгруженных товаров
собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными
предприятиями города Костромы увеличится к уровню 2017 года на 4,3 процента и
составит 61,9 млрд. руб.
Наибольшую долю в структуре отгруженных товаров
собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными
предприятиями (около 80 процентов) занимают обрабатывающие производства.
В 2018 году по оценке объем отгруженных товаров
собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг в обрабатывающих
производствах составит 49,3 млрд. рублей, индекс промышленного
производства – 100,5 процента. Рост объемов производства планируется в
обработке древесины, производстве одежды, бумаги и бумажных изделий,
лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях,
производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, готовых
металлических изделий, компьютеров, электронных и оптических изделий,
производстве машин и оборудования, автотранспортных средств.
В то же время не смогут сохранить свои позиции и
планируют снижение объемов предприятия пищевой промышленности, производства
текстильных изделий, кожи и изделий из кожи, полиграфической деятельности,
производства электрического оборудования, мебели, ювелирные производства.
В целом в обрабатывающих производствах в прогнозном
периоде индекс промышленного производства составит: в 2019 году – 101,6
процент, в 2020 году – 101,5 процента, в 2021 году – 100,4 процента.
Расчетный индекс промышленного производства энергетических
компаний по итогам 2017 года составил 99,6 процента. Снижение объемов
производства показали крупные поставщики тепловой энергии публичное акционерное
общество «Территориальная генерирующая компания №2» и муниципальное унитарное
предприятие города Костромы «Городские сети». На снижение объемов выработки публичного
акционерного общества «Территориальная генерирующая компания №2» повлияло
сокращение производства электрической энергии подразделения Костромской ТЭЦ-2 в
связи с плановыми остановами станции для выполнения ремонтных работ на
энергетическом оборудовании. В 2018 году индекс промышленного производства в
отрасли ожидается на уровне 98,5 процента, в основном из-за снижения объемов
передачи электроэнергии по сетям публичного акционерного общества
«Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», и как следствие
снижения объемов реализации электроэнергии публичного акционерного общества
«Костромская сбытовая компания». В прогнозном периоде 2019-2021 годов
энергетические предприятия планируют сохранить объемы производства на уровне
2018 года.
В 2017 году индекс промышленного производства на
предприятиях по водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации
отходов составил 106,7 процента. Рост обусловлен наращиванием объемов
производства общества с ограниченной ответственностью «ЭкоТехноМенеджмент» - крупнейшего
оператора по переработке и утилизации бытовых отходов. Увеличение производства
показало также и муниципальное унитарное предприятие города Костромы
«Костромагорводоканал». В 2018 году индекс производства в отрасли
прогнозируется на уровне 104,2 процента, в 2019 - 2021 годах в среднем 100,1 -
100,2 процента.
В целом рост объемов отгруженных товаров собственного
производства, выполненных работ и оказанных услуг промышленными предприятиями
города Костромы в прогнозном периоде 2019 - 2021 годов составит 104,3
- 105,7 процентов ежегодно.
2.2. Инвестиции в основной капитал
По итогам 2017 года объем инвестиций в основной
капитал составил 7816,5 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 2016 годом на
3,4 процента, индекс физического объема – 99,7 процента. Наибольший объем инвестиций вложили предприятия
обрабатывающей отрасли: акционерное общество «Костромской завод
автокомпонентов», непубличное акционерное общество «СВЕЗА - Кострома», открытое
акционерное общество «Цвет», общество с ограниченной ответственностью «Резилюкс-Волга»,
общество с ограниченной ответственностью «ВолгаСтрап», общество с ограниченной
ответственностью «Завод Брэндфорд» (1,1 млрд. руб.).
По оценке в 2018 году объем инвестиций увеличится к
уровню 2017 года на 3,0 процента и составит 8051,5 млн. рублей.
В соответствии с прогнозом в 2019 году инвестиции в
основной капитал за счет всех источников финансирования составят 8 463,2
млн. рублей или 105,1 процента к уровню 2018 года (базовый вариант прогноза).
Доля малых предприятий в общем объеме инвестиций составит порядка 15,0
процентов, за исключением строительной отрасли, где на их долю приходится более
40,0 процентов инвестиций.
По оценке с 2018 года доля объемов привлеченных
средств в структуре источников инвестиций в основной капитал, снижавшаяся в
последние годы ввиду высокой стоимости кредитных ресурсов, будет иметь слабую
положительную динамику.
В структуре привлеченных источников высокой останется
доля бюджетных средств (порядка 51,0 процента), что объясняется необходимостью
вложений в социальную сферу: образование, здравоохранение, социальную поддержку
и социальное обслуживание населения.
Следует отметить, что после резкого падения (почти в 2
раза) в 2015 году объёмов привлеченных средств из федерального бюджета, с 2016
года наблюдается устойчивая тенденция роста. В 2017 году рост привлеченных
средств из федерального бюджета составил 175 процентных пункта.
Доля средств организаций и населения на долевое
строительство, составившая по итогам 2016 года 7,0 процентов в общем объеме
инвестиций, в 2017 году составила 4,8 процентов, в последующие годы будет
иметь незначительный рост.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам
экономической деятельности наибольший удельный вес будет приходиться на
предприятия обрабатывающих производств. Это связано с реализацией в прогнозном
периоде крупных инвестиционных проектов сразу несколькими предприятиями
отрасли:
- создание подразделения по выпуску полиэстеровой
упаковочной ленты 8,5 тыс. тонн в год общества с ограниченной ответственностью
«ВолгаСтрап»;
- реконструкция
завода по производству цементно-стружечных плит и строительству новой линии
цементно-стружечных плит закрытого акционерного общества «Межрегион Торг Инвест»;
- организация механообрабатывающего производства
деталей для гражданской авиации закрытого
акционерного общества «Электромеханический завод "Пегас"»;
- организация автоматизированного производства
силикатного кирпича открытого акционерного общества «Костромской силикатный
завод»;
- создание и расширение производственных мощностей
акционерного общества «Костромской завод
автокомпонентов»;
- развитие деятельности общества с ограниченной
ответственностью «Кострома-Сервис-Понссе» по обслуживанию, ремонту и продаже
лесозаготовительной техники;
- создание участка производства днищ открытого
акционерного общества «Цвет»;
- расширение производственных мощностей общества с
ограниченной ответственностью «Завод Брэндфорд»;
- производство полиэстеровых преформ общества с
ограниченной ответственностью «Резилюкс–Волга»;
- создание в городе Костроме дополнительных мощностей
по производству полиэстеровой ленты и складских помещений общества с
ограниченной ответственностью
«ВолгаСтрап».
В прогнозный период небольшой рост инвестиций
ожидается среди предприятий, относящихся к видам деятельности «Сооружения и строительные работы» и «Услуги,
связанные с недвижимым имуществом», что
связано, в том числе и со снижением привлеченных средств организаций и
населения на долевое строительство.
На территории города Костромы осуществляется комплексная
застройка микрорайона «Новый город», территории, в районе улиц Соловьиной,
Черногорской, Богатырской, территории, ограниченной улицами Дубравной,
Пантусовской, бульваром Михалевским, Чернигинской набережной, территории,
ограниченной улицами Магистральной, Радиозаводской, Александра Зиновьева, территории,
ограниченной улицами Магистральной, Радиозаводской, проездом Березовым, полосой
отвода Северной железной дороги, шоссе Волгореченским, а также территории
северо-восточнее поселка Волжский.
В период 2019-2021 годов планируется приступить к
освоению еще двух крупных территорий – по улице Московской, напротив
микрорайона Венеция и территории западнее поселка Козелино в районе поселка
Рыбное.
Ввод в действие жилых домов составит по оценке в 2018
году 165,0 тыс. кв. м., с 2020 года прогнозируется постепенный рост ввода в
среднем на 1,8 процента. В 2021 году планируется ввести 166 тыс. кв. м жилой
площади.
Кроме того, с целью ресурсного обеспечения
перспективной застройки объектов жилищного и промышленного сектора запланирована
реализация инфраструктурных проектов организациями коммунального комплекса.
Ресурсоснабжающие отрасли жилищно-коммунального
хозяйства характеризуются достаточно стабильным объемом вложенных инвестиций,
что обусловлено, прежде всего, разработкой инвестиционных программ развития. Муниципальным
унитарным предприятием города Костромы «Костромагорводоканал» утверждена
инвестиционная программа по развитию систем водоснабжения и водоотведения на
2018-2020 годы, главная цель которой, помимо реконструкции и обновления
существующих сетей, обеспечение инженерными коммуникациями новых строительных
площадок с возможностью подключения дополнительных нагрузок.
На территории города Костромы реализует инвестиционную
программу по развитию системы энергоснабжения на 2016-2020 годы публичное
акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра».
Публичное акционерное общество «Территориальная
генерирующая компания №2» реализует инвестиционную программу по развитию
системы теплоснабжения, предусматривающую мероприятия по техническому
перевооружению и модернизации существующих энергогенерирующих мощностей.
Муниципальное унитарное предприятие города Костромы
«Городские сети» реализует инвестиционную программу на 2017-2019 годы,
предусматривающую мероприятия по развитию системы теплоснабжения города.
Программа предполагает строительство новых объектов системы теплоснабжения и
новых тепловых сетей, в том числе с целью подключения потребителей.
В секторе торговли после роста инвестиционных вложений
по причине ввода крупных объектов торговли на территории города, в 2017 году
произошло снижение объема инвестиций, но в то же время продолжилось
строительство объектов розничной торговли по проспекту Речному, дом 60а, по улице Московской, в районе дома 100, а
также реконструкция зданий торговых сетей: «Пятерочка», «Карусель», «Магнит». С
2018 года спрогнозирован небольшой спад объемов инвестиций. Однако в прогнозном
периоде продолжится строительство следующих торговых объектов: здание
торгово-выставочного центра по улице Ярославской, дом 4а; зданий торговых
объектов: по улице Локомотивной, дом 2б, улице Юбилейной дом 25а, улице
Ярославской, в районе дома 2в. Кроме того в прогнозный период планируются к
строительству торговые центры на территории, ограниченной улицами
Магистральной, Радиозаводской, Александра Зиновьева, а также на территории,
ограниченной улицами Магистральной, Радиозаводской, проездом Березовым, полосой
отвода Северной железной дороги, шоссе Волгореченским.
Инвестиционные вливания в социальную сферу экономики
по-прежнему на 80-85 процентов будут состоять из средств бюджетов всех уровней.
Рост инвестиций в сфере «Образование» обусловлен
реализацией муниципальной программы «Развитие образования, культуры, спорта,
физической культуры и совершенствование молодежной политики в городе Костроме», в рамках которой предполагается строительство зданий
общеобразовательных учреждений по улице Суслова, дом 8, по улице Профсоюзной, в
районе дома 48, строительство зданий дошкольных образовательных учреждений по улице
Московской в районе дома 100, по улице Санаторной, дом 21, по улице
Профсоюзной, в районе дома 48, продолжится
реконструкция объекта капитального строительства муниципальной собственности
города Костромы "База гребного спорта" муниципального бюджетного
образовательного учреждения дополнительного образования детей города Костромы «Детско-юношеская
спортивная школа № 9», (проспект Речной, 65).
По виду экономической деятельности «Услуги
общественных организаций; прочие услуги населения» прогнозируется рост
инвестиций в связи со строительством одного из наиболее заметных объектов
города - Костромским кремлем. Комплекс зданий будет состоять из двух соборов и
колокольни. Сейчас в центре Костромы на холме около Волги строится
Богоявленский собор.
В 2020 - 2021 годах в условиях улучшения экономической
ситуации рост инвестиционных вложений предприятий и организаций города Костромы
прогнозируется на уровне 104,5 и 104,4 процента соответственно.
2.3. Потребительский рынок
Потребительский спрос населения является главным индикатором
состояния как экономики города, так и в целом экономики государства. В свою
очередь показатель оборота розничной торговли указывает на состояние
платежеспособного спроса населения.
В 2017 году розничный товарооборот увеличился по
сравнению с 2016 годом на 3,4 процента и составил 58,2 млрд. рублей, индекс
физического объема – 99,5 процента.
По прогнозу в 2018 - 2021 годах рост розничного
товарооборота продолжится.
Этому будет способствовать устойчивый рост реальной
заработной платы населения, и как следствие восстановление его
платежеспособности и расширения потребления.
По оценке в 2018 году розничный товарооборот составит
59,4 млрд. рублей, индекс физического объема в торговле - 99,8 процента, к 2021
году товарооборот должен вырасти до 67,5 млрд. рублей при ежегодном увеличении
индекса физического объема на 0,3-0,5 процента.
Оборот общественного питания в 2017 году составил 3,1
млрд. рублей, индекс физического объема – 98,5 процента. В 2018 году
продолжится тенденция снижения физического объема показателя, обусловленная
неготовностью населения, несмотря на рост
реальных доходов, к увеличению расходов по данной статье.
В прогнозном периоде с 2019 года по 2021 год будет
наблюдаться положительная динамика показателя: в 2019 году индекс физического
объема оборота общественного питания составит 100,4 процента, в 2020 году –
101,0 процент и в 2021 году – 102,0 процента.
Общая динамика развития рынка платных услуг населению
города Костромы определена потребительским поведением населения на рынке
жилищно-коммунальных, транспортных, связи и отдельных видов бытовых услуг,
являющихся социально значимыми. Их потребление неэластично к доходам населения
и формируется главным образом под влиянием законодательных изменений цен и
тарифов. Доля их в структуре всех платных услуг составляет около 80 процентов.
В 2017 году населению города Костромы крупными,
средними и малыми организациями было оказано платных услуг на сумму 12,3 млрд.
рублей, индекс физического объема составил 98,0 процентов.
В среднесрочной перспективе на увеличение объема
платных услуг населению будет оказывать рост денежных доходов населения и
ослабление инфляционного давления.
В целом в 2018 году объем платных услуг, оказываемых
населению города Костромы, увеличится по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых
ценах на 2 процента и составит 12,8 млрд. рублей.
В прогнозном периоде 2019 - 2021 годов объем платных
услуг населению города ежегодно будет расти в среднем на 4,0 процента и на
конец 2021 года составит 14,7 млрд. рублей.
По итогам 2017 года среднегодовая численность
населения города Костромы составила 277,5 тыс. человек.
На конец 2017 года численность населения снизилась на
0,1 процента и составила 277,3 тыс. чел. Такая ситуация сложилась как за счет
естественной убыли населения (в 2017 году смертность превысила рождаемость на
169 человек), так и за счет миграционного оттока населения. В 2017 году впервые
за последние 7 лет миграция населения приняла отрицательное значение (минус 199
человек):
- в два раза снизился миграционный приток из районов
области (в 2016 году 814 человек, в 2017 году 412 человек),
- увеличилась миграция в другие регионы страны (в 2017
году отток составил 538 человек),
- увеличился отток населения в зарубежные страны (сальдо
международной миграции в 2017 году составило - 73 человека).
Рождаемость в 2017 году снизилась по сравнению с 2016
годом на 9,4 процента и составила 3 432 ребенка. Снижение рождаемости
обусловлено ухудшающейся возрастной структурой населения (старение населения,
снижение количества женщин фертильного возраста), а также миграционным оттоком
населения.
Показатель смертности в 2017 году снизился по
сравнению с 2016 годом на 6,0 процентов и достиг минимального значения за
последние 7 лет – 3 601 человек.
В 2018 году по оценке среднегодовая численность
постоянного населения города составит 277,2 тыс. человек, снижение численности
будет определяться как естественной убылью населения, так и миграционным
оттоком населения. В силу указанных выше
причин, несмотря на продление действия государственных мер поддержки семьям,
сохранится тенденция снижения рождаемости. Одновременно
будет наблюдаться незначительное снижение смертности населения города.
В 2019 - 2021 годах прогнозируется снижение
численности постоянного населения города, обусловленное сдержанным миграционным
приростом из районов области и естественной убылью населения. Уровень
рождаемости будет определяться совокупностью факторов: ухудшающейся возрастной
структурой (старением) населения, реальными доходами граждан, сохранением
государственных мер поддержки семьям. Смертность будет иметь слабую положительную
динамику (следствие возобновления всеобщей диспансеризации, формирования
мотивации к здоровому образу жизни у населения, стимулирования к занятиям
физкультурой и спортом, и т.д.).
2.5. Трудовые ресурсы и оплата труда
В 2017 году численность занятых в экономике города
составила 153,9 тыс. человек или 102,1 процента к уровню 2016 года, что
обусловлено реализацией инвестиционных проектов на территории города и
созданием новых рабочих мест.
По данным службы занятости на фоне увеличения
количества вакансий на 1,5 процента по сравнению с 2016 годом, количество
обратившихся в поиске работы сократилось на 15,6 процента. В первом полугодии
2018 года количество заявленных вакансий снизилось по отношению к аналогичному
периоду 2017 года на 5,9 процента и составило 4,9 тыс. единиц, в свою очередь
количество граждан, обратившихся в поиске работы, сократилось на 17,2 процента
и составило 3,5 тыс. человек.
В прогнозном периоде 2019 - 2021 годов в связи с
увеличением продолжительности здоровой жизни в совокупности с повышением
пенсионного возраста возрастет уровень экономической активности населения, что
послужит увеличению численности занятых в экономике города. По прогнозу уровень
безработицы на конец 2021 года составит 0,35 процента.
Среднемесячная заработная плата на предприятиях и
организациях города Костромы в 2017 году выросла на 7,3 процента и составила
26 500,2 рублей, рост реальной заработной платы составил 105,1 процента.
Рост среднемесячной заработной платы в 2018 году
обусловлен повышением минимального размера оплаты труда и доведением его до
величины прожиточного минимума, индексацией заработной платы работников
бюджетной сферы, увеличением заработной платы на предприятиях и организациях
города.
В 2019 году ожидается замедление темпов роста реальной
заработной платы в первую очередь из-за формирования высокой базы сравнения в
2018 году. Кроме того, в 2019 году индексация работникам бюджетной сферы прогнозируется
с 1 октября 2019 года. На темпы роста реальной заработной платы негативно
скажется ускорение инфляции. В дальнейшем
ожидается восстановление темпов роста реальных заработных плат до значений,
близких к темпам роста производительности труда.
В 2020-2021 годах рост заработной платы будет
обусловлен дальнейшим повышением минимального размера оплаты труда,
продолжением реализации государственных мер по повышению оплаты труда отдельных
категорий бюджетных работников (преподавателей высших и средних
профессиональных учебных учреждений, медицинских работников и т.д.), в сфере
предпринимательского сектора – ростом экономической активности.
3. Прогноз развития отраслей социальной сферы в городе
Костроме
3.1. Прогноз развития системы образования города
Костромы
Показатели
|
Единицы
измерения
|
2017
отчет
|
2018
оценка
|
2019 прогноз
|
2020
прогноз
|
2021
прогноз
|
Превышение
проектной мощности общеобразовательных учреждений от установленной
проектом нормы
|
чел.
|
3448
|
4862
|
6021
|
6915
|
6815
|
Численность
выпускников муниципальных образовательных учреждений, получивших среднее
общее образование
|
чел.
|
1211
|
1344
|
1426
|
1450
|
1462
|
В 2017 - 2018 учебном году в
общеобразовательных учреждениях города Костромы проходили обучение 30047
учащихся, из них 28382 в дневных общеобразовательных учреждениях. Ежегодно
количество учащихся, поступающих в первый класс, продолжает превышать
количество учащихся завершающих обучение на втором уровне образования примерно
на 1000 человек. За счет этого идет увеличение общего количества учащихся в
общеобразовательных учреждениях.
Средняя наполняемость классов в 2017 - 2018
учебном году составила 26,5 человек, в 2016 - 2017 учебном году - 25,9
человек.
В прогнозном периоде положительная
динамика среднего количества учащихся в классе в общеобразовательных
учреждениях города сохранится: в 2018 - 2019 учебном году она составит – 26,7,
в 2019 - 2020 учебном году - 26,8, 2020 - 2021 учебном году - 27,2.
С целью увеличения количества мест в
общеобразовательных учреждениях города Костромы в 2018 году началось строительство
здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения на 1000 мест
по улице Суслова,8.
Сохранится в прогнозном периоде и проблема
нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях, несмотря на то, что в
последние годы количество мест в учреждениях дошкольного образования на
территории города Костромы ежегодно увеличивается: в 2015 году на 190 мест, в
2016 году на 470 мест, в 2017 на 360 мест.
В 2018 - 2021 годах запланированы
следующие мероприятия по увеличению мест в дошкольных образовательных учреждениях:
- строительство зданий муниципальных
бюджетных дошкольных образовательных учреждений по улице Санаторной, 21, на 280
мест и улице Профсоюзной, 48, на 280 мест;
- перепланировка нежилого помещения муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41», в целях увеличения
количества мест на 40 единиц по улице Беленогова, дом 32.
3.2. Прогноз развития сфер культуры, искусства, туризма,
физической культуры, спорта и работы с молодежью города Костромы
Количественные характеристики основных показателей
развития сферы культуры, искусства, туризма, физкультуры, спорта и работы с молодежью
города Костромы до 2021 года
Показатели
|
Единицы
измерения
|
2017 год
отчет
|
2018 год
оценка
|
Прогноз
|
2019 год
|
2020
год
|
2021
год
|
Количество записей в электронном каталоге библиотечного фонда
общедоступных библиотек
|
шт.
|
8000
|
9000
|
10 000
|
11 000
|
11500
|
Увеличение численности населения, участвующего в
культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными организациями
культуры, и в работе любительских объединений
|
посещ.
|
763000
|
770000
|
775000
|
780000
|
782000
|
Количество детей, посещающих профильные учреждения
дополнительного образования
|
чел.
|
25674
|
24431
|
24549
|
24719
|
24897
|
Открытие
новых туристических объектов
|
ед.
|
5
|
3
|
1
|
1
|
1
|
Количество
туристов, ежегодно посещающих город Кострому в том числе:
-
в ходе многодневных туров
-
в ходе однодневных туров
-
в качестве экскурсантов
|
чел.
|
693000
83000
194000
416000
|
714000
86000
200000
428000
|
735000
88000
206000
441000
|
757000
91000
212000
454000
|
780000
94000
218000
468000
|
Открытие дополнительных спортивных залов, площадок и т.д.
|
ед.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Удельный вес молодежи, участвующей в общественных и иных
мероприятиях, проводимых в рамках молодежной политики
|
%
|
89,1
|
89,3
|
89,5
|
89,6
|
89,7
|
Количество детей и молодежи, охваченных мероприятиями летнего
отдыха и занятости
|
чел.
|
76405
|
76947
|
76957
|
76967
|
76977
|
Одной из важных задач в сфере культуры в прогнозном
периоде по-прежнему остается увеличение услуг населению, предоставляемых в
электронном виде. В 2017 году произошло увеличение
количества записей в электронном каталоге на 1064 (10%), что вызвано
активизацией работы в области оказания населению помощи по получению услуг в
электронном виде. В библиотеках города ведется целенаправленная работа по
обучению компьютерной грамотности и оказанию помощи в работе с компьютером
людям пенсионного возраста.
Увеличение численности населения,
участвующего в культурно - досуговых мероприятиях, в 2017 - 2021 годах
обусловлено проведением новых программ по культурному отдыху населения,
событийных праздников, использованию новых видов и форм культурно-массовой
работы, улучшению зрелищности и качества проводимых мероприятий.
К организации праздников привлекаются общественные
организации, союзы, общественность города и молодежь. В прогнозном периоде
планируется проведение общегородских мероприятий, ставших традиционными:
праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы: «Бессмертный полк» - 15 тысяч
участников, хоровой фестиваль «Песни Победы» - 4-х часовая программа, в которой
принимает участие 40 коллективов и исполнителей, программа для ветеранов
«Костер Победы», Губернская ярмарка, Фестиваль сыра – 1000 участников. Кроме
того, традиционно в городе Костроме проводятся крупномасштабные городские
праздники: «Новогодняя компания с участием Всероссийского Деда Мороза», День
России, праздник в рамках Всероссийского полумарафона «Бегом по золотому
кольцу», около 40 мероприятий в рамках празднования Дня города.
Увеличение посещаемости театральных постановок происходит
благодаря участию муниципального бюджетного учреждения города Костромы
"Камерный драматический театр под руководством Б. И. Голодницкого"
в реализации государственной программы "Развитие культуры и
туризма" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 2014 года № 317.
На реализацию программы в 2017 году было выделено
6736,3 тыс. руб. которые были использованы на приобретение и монтаж
оборудования, театральной мебели, декораций к новым спектаклям, создание студии
звукозаписи.
Кроме того, все музыкальные и
художественные школы перешли на предпрофессиональные программы. Количество
детей, которые по ним занимаются – 702 человека – это 20% от общего
количество учащихся.
Для реализации предпрофессиональных
программ по федеральной целевой программе «Культура России (2012 - 2018 годы)» утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 3 марта 2012 года № 186, школы получили
1,5 миллиона рублей на приобретение качественных музыкальных инструментов,
на которых обучаются одаренные дети. Увеличилось количество победителей
конкурсов: в 2017 году школами было завоевано 1178 дипломов конкурсов различных
уровней.
В 2017 году к системе дополнительного
образования добавилась Детская хоровая школа. Контингент учащихся увеличился до
3500 детей (что составляет 13 процентов от всех детей школьного возраста).
Новое помещение, встроенное в многоквартирный 9-ти
этажный жилой дом получило муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования города Костромы «Детская школа искусств № 2» для организации занятий отделения изобразительных искусств
по улице Голубкова, дом 17а. Контингент обучающихся школы увеличился до 700
детей.
Сокращение количества детей, посещающих
профильные учреждения дополнительного образования, в 2018 - 2021 годах
обусловлено переходом с 1 января 2018 года детско-юношеских спортивных школ
города Костромы, ранее входивших в систему дополнительного образования, в
отрасль «спорт» для реализации федеральных стандартов спортивной подготовки.
На объём туристических услуг существенное влияние
оказывает покупательская способность населения и общеэкономическая ситуация. За
последние годы количество туристов, предпочитающих отдых внутри России,
увеличилось. Кострома входит в знаменитый российский туристический маршрут
«Золотое кольцо России», что является важным конкурентным преимуществом.
В прогнозируемом периоде количество российских и
иностранных туристов, посещающих Кострому, будет постепенно увеличиваться.
Этому будет способствовать развивающаяся инфраструктура: новые объекты
коллективного размещения и объекты туристического показа (музеи, выставочные и
развлекательные центры). В 2018 году планируется открытие новой гостиницы
«Отель Островский», частного музея хлеба и музея геральдики и фалеристики.
Восстановление храмового комплекса Костромского кремля уже на данном этапе
привлекает туристов и паломников. Туристические бренды города «Сказочная
Кострома - родина Снегурочки», «Кострома - ювелирная столица», «Кострома
сырная» и событийные мероприятия «День рождения Снегурочки», международный
ювелирный фестиваль «Золотое кольцо России», фестиваль фейерверков «Серебряная
ладья» ежегодно привлекают внимание туристов. Участие в международных
туристических выставках «Интурмаркет» и «Отдых», запланированное в 2018 году,
привлечёт в Кострому новых туристов, посодействует установлению новых
бизнес-контактов, в том числе с туроператорами других регионов, и в целом
положительно скажется на туристическом имидже города.
Увеличение количества детей и молодежи,
охваченных мероприятиями летнего отдыха и занятости, обусловлено внедрением
новых форм малозатратной занятости, проведением новых профильных смен, а также
увеличением количества несовершеннолетних, охваченных временным
трудоустройством и оздоровленных в оздоровительных учреждениях с дневным
пребыванием детей.
Развитие физической культуры и спорта связано с открытием новых спортивных
объектов. На карте спортивных объектов города в 2017 году появился частный
волейбольный центр «Волжанин» с 2 игровыми залами, расположенный на бульваре Петрковском,
дом 42а, а так же частный крытый футбольный манеж на улице Профсоюзной, дом
25б/1. Кроме того в 2017 году в полном объеме начал функционировать физкультурно-оздоровительный
комплекс «Юниор» муниципального бюджетного учреждения города Костромы «Спортивная
школа № 2» с залом для игровых видов спорта, введенный в эксплуатацию в декабре
2016 года по улице Бульварная, дом 6.
В 4 квартале 2018 года планируется
ввести в эксплуатацию объект капитального
строительства муниципальной собственности города Костромы - крытый манеж для занятия футболом в микрорайоне Давыдовский-3,
дом 17.
В 2018 - 2020 годах планируется завершение реконструкции
объекта капитального строительства муниципальной собственности города Костромы
"База гребного спорта" муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования детей города Костромы
"Детско-юношеская спортивная школа № 9", (проспект Речной, 65).
Положительная динамика открытия дополнительных
спортивных объектов связана с разработкой и
включением проектов по строительству и реконструкции спортивных объектов в федеральную
целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации
на 2016 - 2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской
Федерации от 21 января 2015 года № 30.
4. Прогноз развития городского хозяйства города
Костромы
4.1. Прогноз развития жилищного и коммунального хозяйства в городе Костроме
Количественные характеристики основных показателей
развития жилищно-коммунального хозяйства города Костромы до 2021 года
Показатели
|
Единицы
измерения
|
2017 год
отчет
|
2018 год
оценка
|
Прогноз
|
2019 год
|
2020
год
|
2021
год
|
Общая площадь жилищного фонда
|
тыс.кв.м
|
6726,0
|
6802,2
|
7029,8
|
7250,0
|
7395,0
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
|
- общая площадь ветхого и аварийного жилищного фонда
|
тыс.кв.м
|
148,3
|
135,7
|
136,0
|
140,0
|
140,0
|
Общая площадь жилищного фонда, находящегося в
муниципальной собственности
|
тыс.кв.м
|
322,4
|
275,1
|
-
|
-
|
-
|
Полная стоимость предоставляемых населению
жилищно-коммунальных услуг
|
млн.руб.
|
4792,9
|
4969,9
|
5153,8
|
5344,5
|
5542,2
|
Фактическая доля платежей населения в полной стоимости
жилищно-коммунальных услуг
|
%
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Доля капитально отремонтированного жилищного фонда от
общей площади жилищного фонда
|
%
|
8,2
|
8,0
|
8,0
|
9,1
|
9,2
|
Количество переложенных и реконструированных изношенных
трубопроводов:
- водоснабжения
- водоотведения
- теплоснабжения
|
км
|
7,64
5,55
11,95
|
7,0
5,0
11,9
|
7,0
5,0
11,0
|
7,0
5,0
11,0
|
7,0
5,0
11,0
|
Доля переложенных и реконструированных изношенных
трубопроводов:
- водоснабжения
- водоотведения
- теплоснабжения
в общей протяженности соответствующих сетей и линий
|
%
|
1,3
1,3
3,3
|
1,2
1,2
3,3
|
1,2
1,2
3,0
|
1,2
1,2
3,0
|
1,2
1,2
3,0
|
Фактическая обеспеченность придомовых территорий от
нормативных требований:
- детскими игровыми площадками с исправным оборудованием;
- спортивными площадками с исправным оборудованием
|
%
|
87,0
|
89,0
|
89,0
|
91,0
|
92,0
|
Прогнозные данные по общей площади
жилищного фонда на 2019 - 2021 годы представлены из фактически сложившейся
динамики строительства многоквартирных домов на территории города Костромы. В
связи с увеличением объёмов ввода в эксплуатацию вновь построенных
многоквартирных домов, прогнозируется увеличение площади жилищного фонда на
территории города Костромы.
В целом по
городу Костроме наибольшее количество домов имеет физический износ
конструктивных элементов от 31 до 65 процентов, в старой черте городской
застройки – 60 - 65 процентов. Объем нового строительства и проведение
капитального ремонта зданий сдерживают ухудшение технических параметров
конструктивных элементов многоквартирных домов, в связи с чем, предполагается незначительное
снижение площади ветхого и аварийного жилищного фонда. Кроме того, в 2019 и
2021 годах планируются мероприятия за счет средств городского бюджета по
расселению аварийного жилищного фонда, ожидается к концу 2021 года расселение
18 % аварийного жилищного фонда в отношении которого Администрацией города Костромы
приняты решения об отселении граждан из жилых помещений до 31 декабря 2020 года.
В прогнозном периоде
капитальный ремонт жилищного фонда будет осуществляться в соответствии с региональной
программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах,
расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы,
утвержденной постановлением администрации Костромской области от 26 марта
2014 года № 100-а. В связи с увеличением общей площади жилищного фонда, а также
увеличением количества многоквартирных домов, в которых планируется проведение
капитального ремонта общего имущества, к окончанию прогнозного периода
ожидается увеличение доли капитально отремонтированного жилищного фонда.
Одновременно Администрацией
города Костромы будет активно проводиться работа по приведению в надлежащее
состояние детского игрового оборудования и демонтаж старого, что предполагает
увеличение обеспеченности придомовых территорий площадками с исправным детским
игровым оборудованием и спортивными площадками. Кроме того, в рамках действия
муниципальной программы «Формирование современной городской среды» утвержденной
постановлением Администрации города Костромы от 30 ноября 2017 года № 3122, на
придомовых территориях многоквартирных домов устанавливается новое детское
игровое оборудование.
Полная стоимость
предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг в 2019 - 2021 годах
вырастет в связи с ростом платы граждан за жилищные услуги и тарифов на
коммунальные услуги в рамках установленных максимальных (предельных) индексов
роста платы граждан за коммунальные услуги, а также за счет увеличения, площади
жилищного фонда города Костромы. В то же время объем предоставляемых
коммунальных услуг снижается в связи с переходом граждан на расчеты по
показаниям приборов учета коммунальных ресурсов, как общедомовых, так и
индивидуальных.
По состоянию на 1 января 2018 года в
городе Костроме протяженность инженерных сетей составляет:
- сети водоснабжения - 550,39 км., из них
431,5 км находятся в ветхом состоянии (износ – 78 процентов);
- сети водоотведения - 409,23 км., из них 246,38
км находятся в ветхом состоянии (износ – 60,2 процента);
- тепловые сети - 360,1 км., из них 252,0 км находятся
в ветхом состоянии (износ – 70 процентов).
Для создания условий
эффективного функционирования и развития систем коммунальной инфраструктуры
города Костромы, обеспечивающих безопасные и комфортные условия проживания
граждан и улучшение экологической обстановки, необходимо приведение в
нормативное состояние инженерных сетей, то есть ежегодно увеличивать объем
капитального ремонта (реконструкции) сетей.
Процент износа сетей теплоснабжения, водоснабжения и
водоотведения не снижается в связи с приемом в муниципальную собственность
бесхозяйных сетей, которые, как правило, находятся в неудовлетворительном
состоянии. Кроме того, затраты на эксплуатацию и капитальный ремонт сетей с каждым
годом возрастают, а тарифы для населения сдерживаются предельным индексом роста
платы граждан.
Для приведения сетей в нормативное состояние
необходимо ежегодно проводить работы капитального характера не менее 19,0 км
тепловых сетей, и по 20,0 км сетей водоснабжения и водоотведения.
4.2. Прогноз развития дорожного хозяйства
Количественные характеристики основных показателей
развития дорожного хозяйства города Костромы до 2021 года
Показатели
|
Единицы
измерения
|
2017 год
отчет
|
2018 год
оценка
|
Прогноз
|
2019 год
|
2020
год
|
2021
год
|
Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих
нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям
|
%
|
48
|
50
|
52
|
54
|
55
|
Объем
ремонта асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог общего пользования
|
тыс. м2
|
270,0
|
124,7
|
130,0
|
130,0
|
130,0
|
Автомобильные дороги являются важнейшей
составной частью транспортной системы. От уровня транспортно-эксплуатационного
состояния и развития сети автомобильных дорог во многом зависит решение задач
достижения устойчивого экономического роста города, повышение качества жизни
населения.
В настоящее время социально-экономическое
развитие города Костромы во многом сдерживается по причине
неудовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного
уровня, развития автомобильных дорог. Действующая сеть автомобильных дорог
города Костромы сформирована в 70-80-е годы XX века. По состоянию на 1 января
2018 года улично-дорожная сеть общего пользования местного значения в городе
включает в себя:
- 482 улицы, в том числе 115 основных улиц
с движением общественного транспорта, площадью 1955,7 тыс. м2, и 367
второстепенных улиц, площадью 1187,3 тыс. м2;
- 7 мостов и путепроводов;
- систему ливневой канализации
протяженностью 107,9 км;
- 94 светофорных объекта.
Значительная часть автомобильных дорог
общего пользования местного значения имеет высокую степень износа. В настоящее
время в нормативном состоянии находится 48 процентов автомобильных дорог общего
пользования местного значения города Костромы.
Ежегодно объемы выполняемых ремонтных
работ значительно ниже необходимых. Несоблюдение межремонтных сроков службы
дорожных покрытий увеличивает объемы ямочного ремонта и не дает необходимого
эффекта в сохранении сети автодорог. Средства, выделяемые на содержание и
ремонт автомобильных дорог в городе Костроме за счет собственных доходов
бюджета, обеспечивают лишь текущее содержание и ямочный ремонт улично-дорожной
сети. Текущий и капитальный ремонт улично-дорожной сети осуществляется за счет
средств, выделяемых на данные цели бюджету города Костромы из дорожного фонда
Костромской области либо федерального бюджета.
При ежегодном финансировании работ по ремонту
улично-дорожной сети из дорожного фонда Костромской области в размере не
менее 350 млн. рублей к 2021 году планируется увеличить долю протяженности
автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих
нормативным требованиям, на 5 процентов, при этом общая протяженность
автомобильных дорог, отвечающих нормативным требованиям, будет составлять 55
процентов.
Содержание и ремонт улично-дорожной сети
города Костромы осуществляется силами специально созданного для этих целей муниципального
казённого учреждения города Костромы «Дорожное хозяйство».
4.3. Прогноз развития пассажирского транспорта в городе Костроме
Количественные характеристики основных показателей
развития муниципального пассажирского транспорта в городе Костроме до 2021 года
Показатели
|
Единицы
измерения
|
Отчет
(факт) за 2017 год
|
2018
год
оценка
|
прогноз
по годам
|
2019
|
2020
|
2021
|
Оплата транспортной работы
индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим
регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам в городе
Костроме по регулируемым тарифам
|
тыс.
руб.
|
73929,4
|
83042,2
|
101707,0
|
101707,0
|
101707,0
|
Количество подвижного состава:
|
ед.
|
|
|
|
|
|
муниципальных автобусов:
|
|
|
|
|
|
- списочное
|
35
|
35
|
35
|
35
|
35
|
- работающее на линии
|
27
|
27
|
27
|
27
|
27
|
муниципальных троллейбусов:
|
|
|
|
|
|
- списочное
|
26
|
26
|
36
|
36
|
36
|
- работающее на линии
|
20
|
20
|
20
|
20
|
20
|
частных перевозчиков:
|
|
|
|
|
|
- списочное
|
357
|
354
|
354
|
374
|
394
|
- работающее на линии
|
325
|
321
|
321
|
341
|
361
|
Расчетная потребность
подвижного состава:
|
|
|
|
|
|
муниципальных автобусов
|
30
|
30
|
30
|
30
|
30
|
троллейбусов
|
36
|
36
|
36
|
36
|
36
|
Количество перевезенных
пассажиров, всего
- муниципальными унитарными
предприятиями
- частными перевозчиками
|
тыс.
чел.
|
37990,0
10110,0
27880,0
|
38500,0
10500,0
28000,0
|
39000,0
11000,0
28000,0
|
41000,0
12000,0
29000,0
|
41000,0
12000,0
29000,0
|
Стоимость
одной поездки в городском пассажирском транспорте:
|
руб.
|
20
|
20
|
23
|
25
|
30
|
В связи со вступлением в силу Федерального закона от
13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и
багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» с 1 октября 2016 года обслуживание муниципальных
маршрутов регулярных перевозок осуществляется по регулируемым и нерегулируемым
тарифам.
В 2019 - 2021 годах прогнозируется постепенный рост
пассажиров, перевезенных муниципальным транспортом. В этих целях в рамках муниципальной
программы «Развитие городского пассажирского транспорта», до окончания действия
муниципальных контрактов, предполагается проведение обследования
пассажиропотока независимой специализированной организацией и на основе полученных результатов провести пересмотр
маршрутной сети для обеспечения жителей транспортной доступностью всей
территории города Костромы.
Дальнейшие изменения в маршрутной сети будут
осуществляться в соответствии с муниципальной программой «Развития городского
пассажирского транспорта» и «Планом развития регулярных перевозок в городе
Костроме».
В соответствии с постановлением администрации
Костромской области от 31 июля 2012 года № 313-а «О департаменте
государственного регулирования цен и тарифов Костромской области», утверждение
предельных максимальных тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам
регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским
наземным электрическим транспортом отнесены к полномочиям департамента государственного
регулирования цен и тарифов Костромской области (далее – департамент).
Стоимость проезда на общественном транспорте, принадлежащем муниципальным
унитарным предприятиям города Костромы, устанавливается постановлением
Администрации города Костромы в пределах установленного департаментом предельного
максимального тарифа. В связи с неоднократным увеличением стоимости
горюче-смазочных материалов и энергоносителей, в 2018 году предусматривается
пересмотр тарифа на перевозку пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам
города Костромы.
Основными задачами для обеспечения надлежащей работы
общественного транспорта в текущем периоде является:
- ежедневный выпуск на линию, в соответствии с
расчетом потребности подвижного состава необходимого количества транспортных
средств, обеспечивающих исполнение требуемого объема транспортной работы;
- обеспечение заданного интервала движения
автомобильного и городского электрического транспорта выполнение графика
движения и всех утвержденных расписанием движения рейсов;
- своевременное и поэтапное увеличение тарифа на проезд
и провоз багажа в общественном транспорте по муниципальным маршрутам города
Костромы.
- повышение безопасности пассажирских перевозок и
качества обслуживания пассажиров городским пассажирским автомобильным и городским
наземным электрическим транспортом общего пользования.