О взяточничестве и
коммерческом подкупе
Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ был дифференцирован размер взятки, расширен перечень условий освобождения от уголовной
ответственности лица, давшего взятку или выступающего в качестве посредника, за
счет дополнительного включения требования об активном способствовании в
раскрытии преступления, закреплена отдельным самостоятельным составом
ответственность за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), введен в
качестве уголовного наказания штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной
сумме коммерческого подкупа или взятки, уточнены положения, касающиеся
уголовной ответственности за взяточничество (подкуп) иностранных должностных
лиц и должностных лиц иностранных публичных организаций.
Введение специальной нормы об
ответственности за посредничество во взяточничестве и уточнение оснований
освобождения от уголовной ответственности было направлено прежде всего против
лиц, не обладающих организационно-распорядительными,
административно-хозяйственными функциями, но имеющих возможность решения
соответствующего вопроса за вознаграждение.
Как правило, при привлечении к
ответственности такие лица заявляли о том, что связи с должностным лицом не
имеют. В таких случаях имеющиеся у следствия доказательства позволяли
привлекать этих лиц только за мошенничество или за покушение на совершение
мошенничества (ст. 159 УК РФ или ч. 3 ст. 30 и ст. 159 УК РФ), наказание за
которые мягче, чем за взяточничество.
Закрепив в законе, с одной стороны, норму
об ответственности за посредничество во взяточничестве, а с другой - основания
освобождения от уголовной ответственности взяткодателя и посредника,
законодатель тем самым создал основу мотивации сотрудничества лиц, совершивших
преступления, с правоохранительными органами при проведении оперативных
мероприятий и следственных действий в целях выявления взяткодателя, взяткополучателя
и других причастных к преступлению лиц. Примером этого может быть освобождение
от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 291 УК РФ
управляющего директора Д., передавшего взятку в 40 млн руб. лицу, занимающему
государственную должность РФ, но оказавшего содействие правоохранительным
органам в изобличении взяткополучателя. Согласно Постановлению Пленума
Верховного Суда России от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по
делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" <4> в
случае, если посредник освобождался от уголовной ответственности в связи с
примечанием к ст. 291.1 УК РФ, то получение или дача взятки и получение либо
передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, даже если указанные
действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны
квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли
ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом либо лицом,
выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Следует отметить, что, согласно ч. 1 ст.
291.1 УК РФ, посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная
передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное
способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо
реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном
размере в качестве максимального, предусматривает наказание в виде лишением
свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы
взятки или без такового.