Причиной возникновения проблемы ошибочной идентификации гражданина как должника по исполнительному производству является то, что при идентификации используются три признака: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения лица. Указанные данные зачастую не позволяют в полной мере идентифицировать гражданина как должника по исполнительному производству по причине их полного совпадения у нескольких лиц.
Разработанные Банком России «Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов» предусматривают содействие Банка России в устранении правовых барьеров цифровизации исполнительного производства. Обязательное указание идентификаторов должника в исполнительных документах позволит минимизировать риск ошибочных списаний. Все кредитные организации смогут использовать систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для информационного обмена с ФССП России, в том числе по вопросам взыскания.
В настоящее время указанную проблему можно оперативно решить с помощью нового вида обращений, созданного в сервисе Интернет-приемная официального сайта ФССП России.
Для этого физическим лицам необходимо заполнить форму электронного обращения на сайте ведомства, выбрав тему «Я двойник!».
Рассмотрение обращения осуществляется аппаратом управления территориального органа ФССП России, сотрудники которого запросят у заявителя документы, позволяющие однозначно идентифицировать гражданина: копию паспорта, СНИЛС, ИНН. Заявление должно быть рассмотрено в течение двух дней. В этот же срок выявленные нарушения должны быть устранены.
При выявлении нарушений судебный пристав-исполнитель, возбудивший исполнительное производство, незамедлительно отменит все наложенные ранее на гражданина ограничения.
В случае списания денежных средств со счетов в банках или иных кредитных организациях, а также удержаний денежных средств из заработной платы или иных доходов гражданина, ошибочно идентифицированного как должника, судебный пристав примет меры к возврату денежных средств.
Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы такого лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста.
Согласно ст. 144.1 УК РФ необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.
Согласно примечанию к ст. 144.1 УК РФ под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Российское законодательство устанавливает ряд ограничений для гражданских служащих, в том числе на их инвестиционную деятельность. При этом из действующих запретов имеется ряд исключений.
Пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) установлен запрет на приобретение гражданским служащим ценных бумаг, по которым может быть получен доход, в случаях, установленных федеральным законом.
В настоящее время антикоррупционным законодательством запрещено приобретать ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов. При этом государственный гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ, пункт 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Кроме того, для лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, и которые включены в соответствующие перечни, определенные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, установлен запрет владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (Федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»).
Запрещено не только личное использование иностранных финансовых инструментов, но и привлечение для этого посредников.
При этом служащие вправе открывать индивидуальные инвестиционные счета (далее – ИИС).
Закон запрещает госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью, однако владение ценными бумагами, в том числе облигациями федерального займа и облигациями компаний с государственным участием не считается предпринимательской деятельностью.
Между тем в целях исключения нарушения вышеупомянутых запретов при заключении договоров на ведение таких счетов следует учитывать разъяснения, приведенные в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.04.2018 № 18-2/10/В-2575, о том, что приобретение брокером в интересах служащего ценных бумаг, владение которыми приводит или может привести к конфликту интересов, либо являющихся иностранными финансовыми инструментами, недопустимо.
Большая часть государственных служащих обязана ежегодно предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Те же сведения представляют служащие о своих супругах и всех несовершеннолетних детях (п. 1 ст. 20 Федерального закона № 79-ФЗ).
Информацию о ценных бумагах, приобретенных через ИИС, необходимо указывать в разделе 5 — «Сведения о ценных бумагах» с предоставлением данных об эмитенте ценных бумаг, их количестве и стоимости.
Если в отчетном периоде государственный служащий получал доход от ценных бумаг, приобретенных через ИИС, например, дивиденды, то информацию об этих доходах необходимо указывать в разделе 1 декларации в пункте «Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях».
Постановлением Правительства РФ от 26.03.2022 N 479 на период с 29 марта 2022 года до 31 декабря 2022 года отменено начисление неустойки за нарушение условий договора долевого участия.
Не начисляется неустойка в случае нарушения срока внесения платежа участником долевого строительства, при определении размера убытков сторон не учитываются убытки, причиненные в указанный период, неустойки (штрафы, пени), иные финансовые санкции, подлежащие уплате гражданину — участнику долевого строительства не начисляются. По уже предъявленным требованиям применения финансовых санкций к застройщику предоставляется отсрочка до 31 декабря 2022 г. включительно. В отношении применения неустойки (штрафов, пени), процентов, возмещения убытков и иных финансовых санкций к застройщику в части их уплаты, требования о которых были предъявлены к исполнению застройщику до 29 марта 2022 г. предоставляется отсрочка до 31 декабря 2022 г. Требования, содержащиеся в исполнительном документе, предъявленном к исполнению с 29 марта 2022 г., в период отсрочки не исполняются кредитными организациям
Судебный приказ – это судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника, если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, или стоимость движимого имущества, подлежащего истребованию, не превышает пятьсот тысяч рублей (часть 1 статьи 121 ГПК РФ).
Судебный приказ выносится без вызова взыскателя и должника и без проведения судебного разбирательства (статьи 126, 128 ГПК РФ). Судья направляет копию судебного приказа по месту жительства должника.
Если должник не согласен с данным решением суда, то он в течение десяти дней со дня получения документа может представить мировому судье, принявшему решение, возражения относительно его исполнения.
Судья, в случае поступления возражений, отменяет судебный приказ и разъясняет взыскателю, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.
Законом также предусмотрены случаи, когда должник в силу различных уважительных причин (болезнь, направление судебного приказа по неверному адресу, утеря приказа почтовой организацией, стихийное бедствие и т.п.) не смог представить суду возражения в 10-дневный срок.
При таких обстоятельствах возражения должны быть направлены не позднее 10 дней с момента, когда должник получил копию судебного приказа или со дня прекращения обстоятельств, препятствовавших своевременному представлению возражений. Важно отметить, что для этого должнику также необходимо будет представить суду подтверждение таких обстоятельств, например больничный лист.
Федеральным законом от 30.12.2021 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» так называемая «Дачная амнистия» продлена до 01 марта 2031 года.
До 1 марта 2031 года применяется упрощенный порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены жилые дома, возведенные до 14 мая 1998 года в границах населенного пункта, и право собственности на которые у граждан отсутствует.
Определен перечень документов, необходимых для предоставления гражданам в собственность бесплатно земельных участков, расположенных под такими жилыми домами, порядок государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки.
Также до 1 марта 2031 года продлевается срок действия упрощенного порядка оформления гражданами своих прав на жилые или садовые дома, созданные на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.
Федеральным законом от 01.07.2021 № 282-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» расширены процессуальные полномочия органов прокуратуры в целях повышения эффективности судебной защиты нарушенных имущественных прав государства при исполнении государственного оборонного заказа.
В частности, прокурор наделен правом обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при выполнении государственного оборонного заказа, а также при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд независимо от наличия в их уставном капитале (фонде) доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, и применении последствий их недействительности, а также о возмещении причиненного ущерба.
О порядке отражения отдельных видов социальной поддержки при заполнении сведений о доходах
Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих является обязанностью, предусмотренной антикоррупционным законодательством.
При заполнении раздела справки «Сведения о доходах» необходимо руководствоваться более широким содержанием термина «доход» и не ограничиваться его определением, приведенным в ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации.
Так, следует учитывать, что к иным доходам относятся в том числе единовременные и ежемесячные выплаты, связанные с поддержкой граждан и семей с детьми, включая выплаты усыновителям, опекунам и попечителям, которые подлежат обязательному отражению при заполнении сведений о доходах, к примеру в качестве таковых, при предоставлении сведений о доходах за 2021 год подлежат учету выплаты, полученные гражданами во исполнение Указа Президента РФ от 02.07.2021 № 396 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей».
В соответствии с действующим антикоррупционным законодательством, пособие по временной нетрудоспособности является самостоятельным видом дохода, подлежащим отражению служащим в разделе справки «Сведения о доходах», при условии, что данные выплаты не были включены в справку по форме 2-НДФЛ, вместе с тем на данные выплаты распространяется общее правило, согласно которому полученные доходы указываются без вычета налога на доходы физических лиц, таким образом является ошибочной практика указания размера пособия по нетрудоспособности фактически полученного служащим, без учета размера налоговых взысканий.
С учетом целей антикоррупционного законодательства в качестве доходов, подлежащих отражению, не учитываются денежные средства, полученные в порядке возмещения ранее понесенных служащим расходов.
Так, к примеру, не подлежат отражению денежные средства, полученные в качестве возврата части стоимости туристской услуги по организации отдыха детей, осуществленного в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 19.05.2021 № 759 «Об утверждении Правил предоставления в 2021 году из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на реализацию программы поддержки доступных внутренних туристских поездок в организации отдыха детей и их оздоровления через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги».
В случае принятия судебного решения по ходатайству обвиняемого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке судам надлежит устанавливать, имеются ли по уголовному делу необходимые для этого условия. Согласно требованиям норм главы 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) таковыми следует считать: заявление обвиняемого о согласии с предъявленным обвинением в совершении преступления; понимание обвиняемым существа обвинения и согласие с ним в полном объеме; заявление такого ходатайства в присутствии защитника добровольно и после консультации с ним в период, установленный частью 2 статьи 315 УПК РФ; осознание обвиняемым характера и последствий заявленного им ходатайства; обвинение лица в совершении преступления небольшой и (или) средней тяжести; отсутствие возражений у государственного или частного обвинителя и потерпевшего против рассмотрения уголовного дела в особом порядке; обоснованность обвинения и его подтверждение собранными по делу доказательствами; отсутствие оснований для прекращения уголовного дела.
В соответствии с частью 5 статьи 316 УПК РФ по делу, рассматриваемому в особом порядке, в ходе судебного заседания могут быть исследованы обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
Исследование указанных обстоятельств может проводиться всеми предусмотренными уголовно-процессуальным законом способами, в том числе путем оглашения имеющихся в деле и дополнительно представленных сторонами материалов, а также допросов свидетелей по этим обстоятельствам.
По смыслу пункта 22 статьи 5, пунктов 4, 5 части 2 статьи 171 и части 1 статьи 220 УПК РФ применительно к особому порядку судебного разбирательства под обвинением, с которым соглашается обвиняемый, заявляя ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке, следует понимать фактические обстоятельства содеянного обвиняемым, форму вины, мотивы совершения деяния, юридическую оценку содеянного, а также характер и размер причиненного вреда.
Если подсудимый ранее оспаривал обвинение либо воспользовался правом на отказ от дачи показаний, то суду при выяснении вопросов, указанных в части 4 статьи 316 УПК РФ, следует уточнить его позицию и убедиться в том, что подсудимый действительно согласен с обвинением.
Рассмотрение уголовного дела в особом порядке не освобождает суд от обязанности исследовать вопросы, касающиеся гражданского иска, и принять по нему решение. В частности, суд при постановлении обвинительного приговора вправе удовлетворить гражданский иск, если его требования вытекают из обвинения, с которым согласился обвиняемый, и не имеется препятствий для разрешения его судом по существу. При наличии соответствующих оснований гражданский иск может быть оставлен без рассмотрения, производство по нему прекращено, в его удовлетворении может быть отказано либо по иску принято решение о передаче его на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
Вопросы, указанные в пунктах 10.1-12 части 1 статьи 299 УПК РФ, в приговоре или постановлении о прекращении уголовного дела (часть 9.1 статьи 316 УПК РФ) разрешаются судом с учетом положений части 5 статьи 316 УПК РФ на основании материалов уголовного дела с указанием мотивов принятого решения. При необходимости в целях уточнения обстоятельств, значимых для разрешения указанных вопросов, суд оглашает имеющиеся в деле и дополнительно представленные сторонами материалы.
Также закреплены требования к содержанию судебного решения, согласно которым в описательно-мотивировочной части приговора или постановления о прекращении уголовного дела необходимо отражать, что суд удостоверился в соблюдении установленных законом условий, указанных в главе 40 УПК РФ.
В частности, следует указывать, что обвинение обоснованно, подтверждается собранными по делу доказательствами, а подсудимый понимает существо предъявленного ему обвинения и соглашается с ним в полном объеме; он своевременно, добровольно и в присутствии защитника заявил ходатайство об особом порядке, осознает характер и последствия заявленного им ходатайства; государственным или частным обвинителем и потерпевшим не высказано возражений против рассмотрения дела в особом порядке.
Отдельно отмечается, что суд при повторном рассмотрении дела, в том числе в общем порядке судебного разбирательства, не вправе назначить осужденному более строгое наказание в тех случаях, когда приговор, постановленный по правилам главы 40 УПК РФ, отменен судом вышестоящей инстанции по основаниям, не связанным с ухудшением положения осужденного.
Если по заключению наркологического диспансера или иной медицинской организации родитель является хроническим алкоголиком или наркоманом, то он в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ может быть лишен родительских прав. Лишение родительских прав по этому основанию может быть произведено независимо от признания ответчика ограниченно дееспособным. Родители, страдающие бытовым пьянством, также могут быть лишены своих прав на основании систематического невыполнения родительских обязанностей.
При этом, в случае лишения родительских прав, родитель:
— лишается права лично воспитывать ребенка и общаться с ним;
— не может в дальнейшем получать содержание от своего совершеннолетнего ребенка;
— не может представлять интересы ребенка в качестве его законного представителя;
— лишается всех льгот, предоставляемых государством родителям: права на дополнительные отпуска, на предоставление отпуска по уходу за ребенком и т.п.
— лишается права на получение всех государственных пособий, связанных с наличием детей: государственного пособия гражданам, имеющим детей, пособия по уходу за ребенком и т.п.;
Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора вне зависимости от того, им ли подан иск.
Сроки для обращения с заявлением о взыскании алиментов
В соответствии со статьей 107 Семейного кодекса РФ лицо, имеющее право на получение алиментов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов независимо от срока, истекшего с момента возникновения права на алименты, если алименты не выплачивались ранее по соглашению об уплате алиментов.
Алименты присуждаются с момента обращения в суд.
При этом, алименты могут быть взысканы за прошедший период в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд. Однако для этого необходимо представить доказательства, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты.
О возможности изменения ребенку имени
Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.
Согласно статье 58 Семейного кодекса Российской Федерации при выборе родителями имени ребенка не допускается использование в его имени цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака «дефис», или их любой комбинации либо бранных слов, указаний на ранги, должности, титулы.
Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей по соглашению родителей ребенку присваивается фамилия отца, фамилия матери или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.
Не допускается изменение последовательности присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер. Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисом.
При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.
По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста 14 лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (статья 59 Семейного кодекса Российской Федерации).
Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия.
Новое в законодательстве о рекламе
С 17 мая 2022 года вступили в силу изменения в статью 19 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
По новым правилам разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции подлежит аннулированию в случае отсутствия согласия собственников помещений в многоквартирном доме.
Органы местного самоуправления наделены полномочием принимать решения об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в случае отсутствия согласия собственников помещений в многоквартирном доме на присоединение рекламной конструкции к общему имуществу собственников этих помещений.
Разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции могут быть аннулированы на основании предписания антимонопольного органа.
Изменения в законодательстве о защите прав потребителей
Федеральным законом от 01.05.2022 № 135-ФЗ внесены изменения в статью 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон).
В Законе дано понятие недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, которые могут быть признаны ничтожными. К ним отнесены условия договора, предоставляющие продавцу право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства, ограничивающие право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров, устанавливающие для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права на отказ от исполнения договора, исключающие или ограничивающие ответственность продавца за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом, и другие.
Убытки, причиненные потребителю в связи с включением в договор условий, ущемляющих права потребителя, подлежат возмещению продавцом в полном объеме.
Согласно новым положениям Закона продавец не вправе отказывать потребителю в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с его отказом предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.
По требованию покупателя продавец обязан представить информацию о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных, в письменной форме в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования либо в устной форме незамедлительно.
Указанные изменения вступают в силу с 1 сентября 2022 года.
При этом положения статьи 16 Закона, устанавливающие перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя, распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Изменения в сфере миграционных правоотношений
С 1 мая 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2022 № 119-ФЗ, которым приостанавливается действие отдельных положений международных договоров Российской Федерации об упрощении выдачи виз.
Данным правовым актом приостановлен безвизовый режим для граждан Европейского союза, Королевства Дания, Исландии, Княжества Лихтенштейн, Королевства Норвегия, Швейцарской Конфедерации из числа обладателей дипломатических паспортов.
Также упразднены визовые преференции для соответствующих членов официальных делегаций, национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов и журналистов.
Решение о возобновлении действия положений указанных международных договоров принимается Президентом Российской Федерации.
Введены дополнительные меры по обеспечению информационной безопасности
Указом Президента Российской Федерации от 01.05.2022 № 250 введены дополнительные меры по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.
Руководителям федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных фондов и корпораций (компаний) и иных организаций, созданных на основании федеральных законов, стратегических предприятий, стратегических акционерных обществ и системообразующих организаций российской экономики, юридических лиц, являющихся субъектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - органы (организации) предписано:
- полномочия по обеспечению информационной безопасности органа (организации) возложить на заместителя руководителя;
- создать в органе (организации) структурное подразделение, осуществляющее функции по обеспечению информационной безопасности органа (организации), либо возложить данные функции на существующее структурное подразделение;
- принимать в случае необходимости решения о привлечении организаций (имеющих лицензии) к осуществлению мероприятий по обеспечению информационной безопасности органа (организации), а также к осуществлению мероприятий по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак, реагированию на компьютерные инциденты.
Кроме того, ко всем принадлежащим органам (организациям) либо используемым ими информационным ресурсам должен быть обеспечен беспрепятственный доступ должностным лицам органов федеральной службы безопасности и незамедлительная реализация организационных и технических мер, решения о необходимости проведения которых принимаются Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в пределах их компетенции с учетом меняющихся угроз в информационной сфере.
Указ Президента Российской Федерации вступил в законную силу 1 мая 2022 года.
Новое в мерах поддержки для турбизнеса
Федеральным законом от 26.03.2022 № 67-ФЗ внесены изменения в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым с 1 июля 2022 года вводится нулевая ставка НДС для налогоплательщиков, оказывающих услуги по предоставлению в аренду или пользование на ином праве объектов туристической индустрии.
Данную налоговую ставку можно применить, если объект введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 января 2022 года и включен в реестре объектов туриндустрии.
Льготная налоговая ставка используется до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).
Кроме того, нулевая ставка НДС вводится для налогоплательщиков, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.
В данном случае пониженная налоговая ставка применяются по 30 июня 2027 года включительно.
Если гостиница или иное средство размещения являются объектами туристской индустрии, введенными в эксплуатацию после 1 января 2022 года, то налогоплательщик вправе применять нулевую налоговую ставку до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристической индустрии был введен в эксплуатацию.
Новое в порядке ввоза медицинских изделий в Российскую Федерацию
Федеральным законом от 26.03.2022 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок ввоза в Российскую Федерацию лекарственных препаратов.
По новым правилам в случае недостатка либо отсутствия в аптечных учреждениях необходимых медикаментов или риска возникновения дефицита в связи с введением в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера до 31 декабря 2022 года допускаются ввоз и обращение на территории России зарегистрированных лекарственных препаратов для медицинского применения в упаковках, предназначенных для обращения в иностранных государствах, при условии соответствия ввозимых медпрепаратов установленным требованиям при их регистрации, за исключением отдельных требований к упаковке.
Организации оптовой торговли лекарственными средствами обязаны соблюдать предельные сроки отгрузки лекарственных препаратов (при наличии последних), затребованных аптечной организацией, с которой у них заключены договоры о поставках. Отказать в такой поставке оптовые организации не вправе. Предельные сроки отгрузки устанавливаются Минздравом России.
С 10 апреля 2022 года производители медицинских изделий или организации, осуществляющие ввоз на территорию Российской Федерации медицинских изделий, обязаны уведомлять Росздравнадзор не менее чем за шесть месяцев о планируемой приостановке или прекращении производства медицинских изделий или их ввоза на территорию Российской Федерации.
О мерах поддержки IT-компаний
Указом Президента Российской Федерации от 02.03.2022 № 83 установлен ряд мер по обеспечению ускорения развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации.
В частности, Правительству Российской Федерации поручено:
- обеспечить выделение ежегодно из федерального бюджета ассигнований на осуществление грантовой поддержи перспективных разработок отечественных решений в области информационных технологий;
- установить аккредитованным организациям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий (далее – IT компании), до 31 декабря 2024 года налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов;
- упростить процедуру трудоустройства иностранных граждан, привлекаемых для работы в IT-компании, и получения этими гражданами вида на жительство;
- предоставить отдельным IT-компаниям налоговые льготы и преференции;
- обеспечить предоставление IT-компаниям льготных кредитов по ставке, не превышающей 3%, на обеспечение их текущей деятельности и реализацию новых проектов;
- выделить средства IT-компаниям для улучшения жилищных условий отдельных сотрудников и повышения уровня их зарплаты;
- освободить IT-компании от налогового, валютного и других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля на срок до трех лет.
Гражданам Российской Федерации, работающим в IT-компаниях, предоставляется право на получение отсрочки от призыва на военную службу до достижения ими возраста 27 лет (на период работы в этих организациях). Категории граждан, которым предоставляется право на получение указанной отсрочки, и порядок предоставления этого права определяются Правительством Российской Федерации.
О мерах поддержки в сфере ЖКХ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 № 474 установлены особенности начисления и уплаты в 2022 году пени за неполную и (или) несвоевременную оплату коммунальных услуг и неисполнение других обязательств.
С 28 февраля 2022 года до 1 января 2023 года пени начисляют и взыскивают исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей по состоянию на 27 февраля 2022 года.
Основанием для начисления пени (штрафа) являются:
- несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт;
- несвоевременная и (или) неполная оплата юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг, предоставляемых на основании договоров в соответствии с законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, обращении с твердыми коммунальными отходами;
- просрочка исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.