О новом порядке назначения инвалидности
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 588 утверждены новые Правила признания лица инвалидом. Правилами определено, что гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией в соответствии с решением врачебной комиссии медицинской организации при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, после проведения всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя) на направление и проведение медико-социальной экспертизы.
Теперь граждане смогут самостоятельно выбирать формат прохождения медико-социальной экспертизы – очный, при личном присутствии или заочный. Однако, в определенных случаях, по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро) экспертиза проводится только с личным присутствием гражданина, а именно:
- наличия в направлении на медико-социальную экспертизу, в заявлении о проведении медико-социальной экспертизы или в заявлении об обжаловании решения бюро (главного бюро) сведений о соответствующем предпочтении гражданина (его законного или уполномоченного представителя);
- невозможности удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах;
- выявления несоответствий между данными исследований и заключениями специалистов, направляющих гражданина на медико-социальную экспертизу, о степени выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами;
- необходимости обследования гражданина с применением специального диагностического оборудования, специальных медико-социальных экспертных методик и технологий для уточнения структуры и степени выраженности ограничений жизнедеятельности, функциональных нарушений, реабилитационного потенциала;
- если целью медико-социальной экспертизы гражданина, ранее признанного инвалидом, является разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), за исключением случаев необходимости изменения персональных данных инвалида (ребенка-инвалида) и устранения технических ошибок (описок, опечаток, грамматических или арифметических ошибок либо подобных ошибок);
- если гражданин является получателем социальных услуг в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.
С 1 июня 2023 года экспертизу также можно будет пройти дистанционно – с применением информационно-коммуникационных технологий. В таком формате экспертиза будет проводиться: в случае обжалования гражданином решения бюро в главное бюро, в Федеральное бюро по его желанию; при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за принятыми решениями; для дачи консультации бюро в рамках программы дополнительного обследования.
С 1 января 2024 г. заочная экспертиза будет проводиться без доступа к персональным данным гражданина (по обезличенным документам). Направления на проведение экспертизы будут распределяться с помощью информационной системы между бюро регионов независимо от места жительства гражданина. Персональные данные гражданина будут отражены в справке об инвалидности с указанием группы и индивидуальной программе реабилитации инвалида. Решение будет направляться гражданину в личный кабинет на портале госуслуг или по почте. Если гражданин не согласен с решением, он сможет его обжаловать в бюро по месту жительства.
Постановление, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки, вступило в силу с 1 июля 2022 года.
О едином Фонде пенсионного и социального страхования
В связи с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ с 1 января 2023 года начнет работать единый Фонд пенсионного и социального страхования (Социальный фонд России, СФР).
Единый Фонд создан путем преобразования Пенсионного фонда России и присоединения к нему Фонда социального страхования.
С момента создания единого Фонда он в полном объеме будет осуществлять функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования.
Работники Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и из территориальных органов смогут осуществлять трудовую деятельность в едином Фонде и его территориальных органах без испытательного срока и аттестации.
Создание Социального фонда России позволит централизовать на федеральном уровне услуги, предоставляемые государственными внебюджетными фондами, организовать единые офисы клиентского обслуживания, обеспечить централизацию госзакупок, бюджетного учета и отчетности, кадрового учета.
Новые правила раздела долей в праве собственности на жилое помещение
Федеральным законом от 14.07.2022 № 310-ФЗ внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации, в части установления новых правил раздела долей в праве собственности на жилое помещение.
Данным Федеральным законом статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 1.1, которой предусмотрено, что собственник жилого помещения не вправе совершать действия, влекущие возникновение долей в праве собственности на это помещение, а обладатель доли в праве общей собственности на жилое помещение не вправе совершать действия, влекущие разделение этой доли в праве общей собственности, если в результате таких действий площадь жилого помещения, приходящаяся на долю каждого из сособственников и определяемая пропорционально размеру доли каждого из сособственников, составит менее 6 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого сособственника.
Сделки, заключенные с нарушением правил, предусмотренных настоящей частью, являются ничтожными.
При этом указанные положения не распространяются на случаи возникновения права общей долевой собственности на жилое помещение в силу закона, в том числе в результате наследования, а также на случаи приватизации жилых помещений.
Кроме этого, Федеральным законом внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации. Суду предоставлено право изменить соотношение долей в общем имуществе супругов также в случае, если один из них совершал недобросовестные действия, которые привели к уменьшению общего имущества супругов, в том числе совершал без согласия другого супруга сделки по отчуждению общего имущества, к которым судом не были применены последствия их недействительности по требованию другого супруга.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года. Внесенные в Семейный кодекс Российской Федерации и Жилищный кодекс Российской Федерации поправки применяются к отношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего закона.
С сентября 2022 года вступил в силу порядок выполнения работодателем квоты для трудоустройства инвалидов
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 № 366 утверждены Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений. Постановление вступило в силу с 1 сентября 2022 г. и будет действовать до 1 сентября 2028 г.
Правила определяют порядок и случаи выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидами на любое рабочее место. Квота для приема на работу инвалидов рассчитывается работодателем ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года.
Работодатель обязан выполнить квоту для приема на работу инвалидов в течение текущего года с учетом ее возможного перерасчета в случае уменьшения среднесписочной численности работников.
Работодатели в целях выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов вправе обратиться в государственные учреждения службы занятости населения.
Усилена административная ответственность за нарушения правил пожарной безопасности
ТекстПоделиться
С 8 июня 2022 года вступили в силу изменения в статьи 8.32 «Нарушение правил пожарной безопасности в лесах» и 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Штрафы за совершение административных правонарушений, предусмотренных указанными статьями, увеличены для граждан в 5-10 раз, для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц - в 2-3 раза.
Так, к примеру, нарушение правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ) в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 30 тысяч рублей; на должностных лиц - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 400 тысяч рублей.
Если же правила пожарной безопасности нарушены в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ), то административный штраф будет наложен на граждан в размере от 40 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц - от 60 тысяч до 90 тысяч рублей; на юридических лиц - от 600 тысяч до 1 000 000 рублей.
Изменения в законодательстве о закупках
Федеральный закон Российской Федерации от 08.03.2022 № 46 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил право на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, если товары изготавливает единственный производитель в РФ или в стране, которая не ввела санкции против России. Годовой объем таких закупок не должен превышать 50 миллионов рублей в отношении лекарственных препаратов и расходных материалов, и 250 миллионов рублей в отношении медицинских изделий.
У аналогичных поставщиков Фонду социального страхования Российской Федерации предоставлено право на осуществление закупки технических средств реабилитации и услуг.
Установлено право на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) лекарственных препаратов или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, происходящим из иностранного государства, не вводившего в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера, с поставщиком, включенным в реестр единственных поставщиков таких лекарственных препаратов и медицинских изделий.
До 1,5 миллионов рублей увеличена максимальная цена контрактов при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии. Ранее предельная сумма составляла 1 миллион рублей.
Сторонам дано право по согласию менять существенные условия контракта, который заключили до 1 января 2023 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить. Однако, одним из условий в данном случае является наличие решения правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации.
Новые основания закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) будут действовать в течение 2 лет со дня официального опубликования закона.
Усилена финансовая безопасность клиентов российских банков
Текст
Поделиться
С 1 октября 2022 года клиенты банков смогут самостоятельно устанавливать в банке, в котором они обслуживаются, запрет на онлайн-операции либо ограничивать их параметры - максимальную сумму для одной транзакции или лимит на определенный период времени.
Такая возможность предусмотрена указанием Банка России, зарегистрированное в Минюсте России.
Установить запрет на дистанционные каналы можно в отношении отдельных услуг, например переводов, онлайн-кредитования, или на все операции. Чтобы воспользоваться бесплатным сервисом, клиенту нужно написать заявление в свой банк. Форму документа и порядок его направления определяет кредитная организация. При этом отменить запрет или изменить параметры онлайн-операций клиент банка может в любое время без ограничений. Банки будут обязаны бесплатно оказывать такие услуги, а при наличии счета в нескольких финучреждениях следует написать заявление в каждом из них.
Для дополнительной защиты клиентов от действий кибермошенников с 1 октября этого года банки также будут обязаны проводить идентификацию всех устройств, с которых граждане совершают онлайн-операции, подтверждать их телефонные номера и адреса электронной почты.
Данные меры направлены, в том числе на защиту людей, наиболее подверженных влиянию кибермошенников, например пожилых граждан.
Сокращен срок оформления паспорта Российской Федерации
Текст
оделиться
Постановлением Правительства от 15.07.2021 № 1205 внесены изменения в Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации.
Согласно поправкам, сокращен срок оформления паспорта гражданина Российской Федерации. Новый паспорт будет оформляться в течение пяти рабочих дней, независимо от места жительства, пребывания, фактического проживания или обстоятельств его замены. Нововведение коснется также паспорта с электронным носителем.
Как следует из Постановления Правительства РФ, срок оформления паспорта не должен превышать 5 рабочих дней со дня приема территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации документов от гражданина либо из многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.
Ранее, до принятия изменений, срок оформления паспорта составлял 10 дней, если необходимые документы поданы по месту жительства. Во всех остальных случаях закон отводил на эту процедуру 30 суток.
Изменения вступили в законную силу 01.07.2022.
Расширен список лиц, подлежащих уголовной ответственности за нанесение побоев
ТекстПоделиться
Федеральным законом от 28.06.2022 № 203-ФЗ внесены изменения в статью 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации («Нанесение побоев»), расширяющие список лиц, подлежащих уголовной ответственности за совершение указанного преступления.
Если ранее по статье 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не причинивших легкого вреда здоровью, могло быть привлечено лицо, подвергнутое административному наказанию за аналогичное деяние, то с 09.07.2022 уголовная ответственность наступает также в случае нанесения побоев или совершения иных насильственных действий лицом, имеющим судимость за преступление, совершенное с применением насилия.
При этом ужесточена уголовная ответственность за совершение указанного преступления. Наказание виновному может быть назначено в виде обязательных работ на срок до 480 часов либо исправительных работ на срок до 1 года либо ограничения свободы на тот же срок либо ареста на срок до 6 месяцев.
Ужесточение ответственности за управление транспортным средством водителем без прав
Текстоделиться
Если ранее была установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления им или лишенного прав, то с 25.07.2022 дополнительно предусмотрено административное наказание также за повторное управление транспортным средством водителем, лишенным права управления, при условии, что его действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния (ч. 4 ст. 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Административное наказание за подобные действия - штраф от 50 до 100 тыс. руб. либо обязательные работы от 150 до 200 часов.
При этом уплата штрафа в половинном размере в 20-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу, как это предусмотрено в случае совершения многих административных правонарушений за неисполнение правил дорожного движения, исключена.
Одновременно введена уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекших по неосторожности тяжкий вред здоровью, смерть человека или смерть 2-х и более лиц, совершенных лицом, не имеющим или лишенным прав управления транспортным средством, а также оставившим место происшествия.
Максимальное уголовное наказание – 15 лет лишения свободы с лишением права заниматься определенной деятельностью в течение 3 лет (ст. 264 Уголовного кодекса РФ).
Также введена уголовная ответственность за управление транспортным средством лицом, лишенным права управления и подвергнутым административному наказанию по названной выше ч. 4 ст. 12.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях либо имеющим судимость за нарушение правил дорожного движения повлекших по неосторожности тяжкий вред здоровью, смерть человека или смерть 2-х и более лиц, совершенных лицом, не имеющим или лишенным прав управления транспортным средством (ст. 264.3 УК РФ).
Максимальное наказание за данное деяние – 2 года лишения свободы с лишением права заниматься определенной деятельность на 3 года.
Указом Президента Российской Федерации установлен срок представления должностными лицами сведений о законности получения ими денежных средств
Текст
Поделиться
Указом Президента Российской Федерации от 18.07.2022 № 472 определен срок, в течение которого проверяемое лицо должно представить сведения, подтверждающие законность получения денежных средств. Указанная обязанность должна быть исполнена в течение 15 рабочих дней с даты истребования в соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона «О противодействии коррупции».
Кроме того, с 01.07.2023 вносятся изменения в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23.07.2014 № 460.
С указанного периода подлежат отражению суммы денежных средств, поступивших на счета в банках, в случае если общая сумма таких денежных средств превышает общий доход лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный период и предшествующие два года. В этом случае к справке прилагаются выписки о движении денежных средств по счетам за отчетный период.
С 30 сентября 2022 года устанавливается порядок размещения физическими лицами своих биометрических персональных данных в единой биометрической системе
Текст
Поделиться
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2022 № 1066 «О размещении физическими лицами своих биометрических персональных данных в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица» с 30 сентября 2022 года устанавливается порядок размещения физическими лицами своих биометрических персональных данных в единой биометрической системе.
Предусмотрена возможность самостоятельного размещения физическими лицами своих биометрических персональных данных в единой биометрической системе при соблюдении ряда условий, в том числе: наличия подтвержденной учетной записи в ЕСИА и действительного заграничного паспорта с биометрическими данными, использования защищенного мобильного приложения.
Положение об установлении звания «Мать-героиня»
Текст
Поделиться
В целях совершенствования государственной наградной системы Российской Федерации, защиты материнства и детства Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 2022 года в России установлено звание «Мать-героиня».
Такое звание присваивается женщине, являющейся гражданкой Российской Федерации, родившей и воспитавшей десять и более детей, являющихся гражданами Российской Федерации.
Награждаемая и ее дети должны быть социально ответственной семьей, с надлежащим уровнем заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии. Звания «Мать-героиня» присваивается матери по достижении десятым ребенком возраста одного года и при наличии в живых остальных детей (однако при награждении учтут тех, кто погиб или пропал без вести, например из-за ЧС или при исполнении воинского, служебного либо гражданского долга).
При присвоении звания «Мать-героиня» награжденной матери выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 1 млн. рублей, вручается орден «Мать-героиня», выдается грамота.
Законодателем приняты поправки, позволяющие наследникам оспорить в судебном порядке запись об отце ребенка
Текст
Поделиться
Федеральный закон от 04.08.2022 №362-ФЗ «О внесении изменения в статью 52 Семейного Кодекса Российской Федерации» направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02 марта 2021 года №4-П.
Высшим судебным органом установлено, что отсутствие у граждан реальной возможности требовать аннулирования записи акта об установлении отцовства, сделанной с нарушениями требований закона, в том числе с целью защиты наследственных прав, может иметь неоднозначные юридические последствия.
С целью устранения такой правовой неопределенности Федеральным законом устанавливается, что запись об отце ребенка в книге записей рождений, произведенная в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Семейного кодекса Российской Федерации, может быть оспорена в судебном порядке по требованию наследника лица, записанного в качестве отца ребенка. Соответствующее требование может быть удовлетворено в случае нарушения положений указанного пункта, в том числе если такая запись произведена на основании подложных документов либо свободного волеизъявления лица, отцовство которого было установлено во внесудебном порядке.
Законодательные поправки стали действовать с 15.08.2022.
Уточнен порядок обжалования контрольно-надзорных мероприятий, проводимых уполномоченными органами во время моратория
Текст
Поделиться
Уточнен порядок обжалования контрольно-надзорных мероприятий, проводимых уполномоченными органами во время моратория.
Изменениями, в частности, предусмотрено, что до 2030 года жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц, подаваемая в соответствии с главой 9 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством РФ порядке, или простой электронной подписью физического лица, в том числе действующего от имени юридического лица (руководителя либо лица, которому делегированы соответствующие полномочия, в том числе с использованием портала госуслуг) или являющегося индивидуальным предпринимателем.
С 1 сентября 2022 года права потребителей получили дополнительную защиту
Текст
Поделиться
С 1 сентября 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 01.05.2022 N 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», определяющий перечень недопустимых условий договоров, ущемляющих права потребителей. В случае, если включение в договор таких условий причинило потребителю убытки, продавец обязан возместить их в полном объеме.
В частности, в перечень недопустимых условий включено право на одностороннее изменение условий договора или на отказ от его исполнения, который часто встречается в договорах с кредитными организациями или в договорах об оказании услуг связи. К недопустимым также отнесено положение, обуславливающее приобретение одних товаров или услуг обязательным приобретением других. Это происходит, например, когда банк увязывает выдачу кредита с заключением договора личного страхования.
Недопустимо ограничивать потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав. Этому положению противоречит, в частности, включение в условия пользования подарочными картами пункта о том, что «подарочные карты возврату не подлежат». Недопустимой практикой также признано оказание дополнительных платных услуг без получения согласия потребителя.
Кроме того, запрещено принуждать потребителя к предоставлению персональных данных под угрозой отказа от сделки в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством РФ.
Беззаявительный порядок получения пособий, компенсаций и льгот для граждан, получивших инвалидность из-за последствий аварии на ЧАЭС, вводится с 1 января 2023 года
Текст
Поделиться
Беззаявительный порядок получения пособий, компенсаций и льгот для граждан, получивших инвалидность из-за последствий аварии на ЧАЭС, вводится с 1 января 2023 года.
Изменения коснутся участников ликвидации аварии и жителей пострадавших территорий.
Установлено, что пересмотр размера денежной компенсации в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, а также продление выплаты денежной компенсации инвалидам в случае переосвидетельствования и продления ранее установленной группы инвалидности осуществляются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования РФ в беззаявительном порядке (проактивном режиме) на основании документов (сведений), которые имеются в его распоряжении.
О проверке конституционности норм о прекращении залоговых прав кредиторов, не являющихся участниками строительства, при передаче имущества застройщика-банкрота созданному для защиты прав дольщиков фонду
Текст
Поделиться
Проверена конституционность норм о прекращении залоговых прав кредиторов, не являющихся участниками строительства, при передаче имущества застройщика-банкрота созданному для защиты прав дольщиков фонду» следующего содержания.
Введение Федеральным законом от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ нового регулирования, регламентирующего порядок передачи объекта незавершенного строительства фондам, созданным для защиты жилищных прав граждан, иному приобретателю, и распространение его на ранее возникшие правоотношения ухудшают положение залоговых кредиторов. В указанной ситуации залоговые кредиторы могут претендовать на удовлетворение своих требований только в общей процедуре банкротства застройщика при наличии у него иного имущества, которого, как правило, застройщики не имеют.
Залоговые кредиторы, не являющиеся по смыслу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» участниками строительства, вступая в правоотношения с застройщиком до принятия Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ, не могли прогнозировать такое изменение регулирования, которое ведет к ухудшению их имущественного положения и к лишению их права на приоритетное удовлетворение требований за счет имущества, находящегося в залоге.
Конституционным Судом также отмечено, что требования кредиторов по текущим платежам подлежат удовлетворению из имущества самого должника и тем самым не могут считаться требованиями, удовлетворение которых гарантировано. Если имущества застройщика-должника недостаточно, в результате чего удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам за счет его реализации становится невозможным, передача имущества должника соответствующему фонду, по существу, не является фактором, ухудшающим положение кредиторов по текущим платежам.
Не соответствующими Конституции РФ признаны:
- части 14 и 17 статьи 16 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» во взаимосвязи с пунктом 11 статьи 201.15-2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - в той мере, в какой они не предусматривают необходимых правовых гарантий защиты прав кредиторов, не являющихся участниками строительства, при прекращении их залоговых прав в связи с передачей земельного участка, объекта незавершенного строительства фонду, действующему в целях защиты прав граждан - участников долевого строительства, в рамках дела о банкротстве застройщика;
- пункт 5 статьи 201.10, абзац второй пункта 2 статьи 201.15, подпункт 1 пункта 8 статьи 201.15-1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» - в той мере, в какой они не допускают возмещения расходов, обеспечивающих завершение конкурсного производства, за счет фонда, действующего в целях защиты прав граждан - участников долевого строительства, если из обстоятельств дела не следует, что сумма долга не была бы получена кредиторами по текущим платежам, даже если бы имущество не было бы передано фонду. Оплата труда работников, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору непосредственно на том объекте незавершенного строительства, который передан фонду, должна осуществляться вне зависимости от указанного условия.
Федеральному законодателю предписано внести в законодательство соответствующие изменения. До этого КС РФ установил настоящим постановлением временное правовое регулирование.
О необходимости установления предельных сроков допустимого продолжения расследования уголовных дел после истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности высказался КС РФ
Текст
Поделиться
О необходимости установления предельных сроков допустимого продолжения расследования уголовных дел после истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности высказался Конституционный суд РФ.
Не соответствующими Конституции РФ признаны часть вторая статьи 27 УПК РФ и пункт «в» части первой статьи 78 УК РФ в той мере, в какой они - допуская в своей взаимосвязи продолжение уголовного преследования после истечения на досудебной стадии уголовного судопроизводства срока давности привлечения к уголовной ответственности, в том числе за тяжкое преступление, в случае, если подозреваемый или обвиняемый возражал в момент истечения этого срока против прекращения уголовного преследования по данному нереабилитирующему основанию, - не гарантируют достижения в разумные сроки определенности правового положения такого лица применительно к подозрению или обвинению в совершении преступления.
Конституционный Суд отметил, что уголовно-процессуальный закон, устанавливая запрет на прекращение уголовного преследования в связи с истечением срока давности, если подозреваемый или обвиняемый против этого возражает, не закрепляет каких-либо предельных сроков допустимого продолжения расследования, притом что предусмотренные статьей 162 УПК РФ сроки могут продлеваться, хотя и в исключительных случаях. Это ставит подозреваемого или обвиняемого, срок давности уголовного преследования которого истек, в состояние неопределенности относительно его правового положения, не гарантируя в системе действующего правового регулирования разрешения его дела в разумные сроки. Подозреваемый или обвиняемый, не считая себя виновным, вынужден делать выбор: настаивать на не ограниченном по времени продолжении своего же уголовного преследования либо соглашаться с прекращением такового по нереабилитирующему основанию.
Федеральному законодателю необходимо внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения. До этого продолжение расследования уголовного дела по истечении срока давности уголовного преследования, когда подозреваемый или обвиняемый возражал в момент истечения этого срока против прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию, допускается в срок, не превышающий двенадцати месяцев со дня истечения срока давности уголовного преследования.
По истечении указанного срока, если уголовное дело в установленном порядке не передано в суд, оно подлежит незамедлительному прекращению и без согласия на то подозреваемого или обвиняемого, который вправе оспорить такое решение в суд, а суд обязан разрешить его жалобу по правилам, предусмотренным статьей 125.1 УПК РФ.
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральным законом от 28.06.2022 № 203-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Статья 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации дополнена ч. 2, согласно которой уголовная ответственность наступает за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 настоящего Кодекса, и не содержащих признаков состава преступления, предусмотренного ст. 116 настоящего Кодекса, лицом, имеющим судимость за преступление, совершенное с применением насилия.
За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ограничения свободы на тот же срок, либо ареста на срок до 6 месяцев.
Изменения вступили в силу с 9 июля 2022 года.