Уголовная ответственность за преступления в сфере оборота нелегальной алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 Государственное регулирование в области производства и оборота такой продукции, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты экономических интересов Российской Федерации,  жизни и здоровья граждан, поскольку оборот данной продукции с нарушением установленных требований может привести к трагическим последствиям.

С 26 июля 2017 года введены в действие статьи 171.3 и 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрена ответственность за незаконное производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и за незаконную розничную продажу такой продукции.

Уголовная ответственность по статье 171.3 УК РФ наступает в случаях производства, закупки (в том числе импорта), поставки (в том числе экспорта), хранения, перевозки алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии в случаях, если такая лицензия обязательна, совершенные в крупном размере, а также за те же деяния, совершенные организованной группой и в особо крупном размере.

Крупным размером признается стоимость этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство и (или) оборот которых осуществляются без соответствующей лицензии, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

Наказание за совершение указанного преступления предусмотрено в виде штрафа, принудительных работ и лишением свободы.

В случае совершения преступления организованной группой или в особо крупном размере наказание предусматривает до 5 лет лишения свободы.

Ответственность за преступление, предусмотренное ст. 171.4 УК РФ наступает за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, если это деяние совершено неоднократно, за исключением совершенной неоднократно розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним лицам, поскольку в данном случае предусмотрена уголовная ответственность по статье 151.1 УК РФ (розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции).

Под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции подразумевается розничная продажа такой продукции физическим лицам либо продажа алкогольной продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за исключением розничной продажи вина, игристого вина, осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, совершенной неоднократно, подразумевается продажа такой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Наказание за совершение преступления, предусмотренного статьей 171.4 УК РФ, предусмотрено в виде штрафа в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до б месяцев либо исправительных работ на срок до одного года.

Предварительное расследование по уголовным делам, предусмотренным статьями 171.3 и 171.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, производится следователями органов внутренних дел.

Борьба с нелегальным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции находится на постоянном контроле прокуратуры области, которая просит быть граждан бдительными при покупке алкогольной продукции, при выявлении нарушений действующего законодательства обращаться в компетентные органы власти.

Исполнение антикоррупционных обязанностей при приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего.

Согласно статье 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон), установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной и муниципальной службы, при заключении им трудового либо гражданско-правового договора.

Так, гражданин, замещавший должность государственной и муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного и муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов.

Указанная комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении (ч.ч. 1, 1.1 ст. 12 Закона).

Кроме того, гражданин, замещавший должности государственной и муниципальной службы, включенные в указанный Перечень, в течение двух лет после увольнения обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных выше, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Неисполнение гражданином указанной антикоррупционной обязанности влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (ч.ч. 2, 3 ст. 12 Закона).

Следует отметить, что и работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в указанных случаях, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения со службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы (ч. 4 ст. 12 Закона).

Неисполнение работодателем указанной антикоррупционной обязанности является правонарушением и влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также влечет наказание в виде штрафа в размере до 50 тыс. руб. в отношении должностного лица и 500 тыс. руб. в отношении юридического лица.

Уголовная ответственность за производство либо сбыт товаров и продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья.

Статьей 238 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, которые по своему составу, конструкции, свойствам или качеству не отвечают требованиям, установленным в Законе РФ "О защите прав потребителей", в Федеральных законах "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", "О техническом регулировании", Технических регламентах Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", "Безопасность лифтов", "О безопасности пищевой продукции", в других федеральных законах и международно-правовых актах, а также в принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах РФ, если эти товары, продукция, работы или услуги являются опасными для жизни или здоровья человека.

По смыслу закона уголовная ответственность по статье 238 УК РФ наступает при условии, что опасность товаров, продукции, работ или услуг для жизни или здоровья человека является реальной.

О реальной опасности товаров и продукции может свидетельствовать наличие в них на момент производства, хранения, перевозки или сбыта веществ или конструктивных недостатков, которые при употреблении или ином использовании этих товаров и продукции в обычных условиях могли повлечь смерть или причинение тяжкого вреда здоровью человека, а о реальной опасности выполняемых (выполненных) работ или оказываемых (оказанных) услуг - такое их качество, при котором выполнение работ или оказание услуг в обычных условиях могло привести к указанным тяжким последствиям.

Обязательным условием наступления уголовной ответственности за производство, хранение, перевозку товаров, продукции, не отвечающих требованиям безопасности, является совершение этих деяний в целях сбыта.

Ответственность за производство, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, а также неправомерное использования официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, продукции, работ или услуг требованиям безопасности, может нести как руководитель организации, осуществляющей такую деятельность, независимо от ее организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, или их работник, так и лицо, фактически осуществляющее производство и оборот продукции и товаров, выполнение работ, оказание услуг без соответствующей государственной регистрации.

Уголовным кодексом РФ наказание по части 1 статьи 238 предусмотрено в виде штрафа в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо ограничения свободы на срок до 2 лет, либо принудительных работ на срок до 2 лет, либо лишения свободы на срок до 2 лет.

Частью 2 статьи 238 УК РФ предусмотрены и квалифицирующие признаки, такие как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, совершение преступления в отношении товаров, работ или услуг, предназначенных для детей в возрасте до шести лет, если указанные деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Такие деяния наказываются вплоть до лишения свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб.

За деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 238 УК РФ, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, предусмотрена ответственность в виде принудительных работ на срок до 5 лет либо лишение свободы на срок до 10 лет.

Особенности рассмотрения уголовных дел с участием коллегии присяжных заседателей.

Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 190-ФЗ в Российской Федерации с 1 июня 2018 года предусмотрено расширение применения института присяжных заседателей.  

До 2016 года с участием присяжных заседателей в областных (краевых) судах могли рассматриваться уголовные дела об убийствах лишь с квалифицирующими признаками (к примеру, двух и более лиц, из корыстных побуждений и др.).

В настоящее время районные суды могут рассматривать с участием присяжных заседателей убийства без отягчающих обстоятельств, то есть по фактам намеренного лишения жизни человека.

Правовой статус суда присяжных заседателей регламентирован положениями Конституции РФ, нормами главы 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ, Федерального закона от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 года № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей».

К особенностям производства в суде с участием присяжных заседателей, так называемых «судей факта», можно отнести следующие:

1) инициатором рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей является исключительно обвиняемый, которому принадлежит право заявить ходатайство об этом в установленном законом порядке;

2) наличие безальтернативной стадии предварительного слушания, по результатам которой с обязательным участием адвоката принимается решение по вопросу о составе суда (обвиняемый может и отказаться от такого права, однако, если ходатайство поддержано и удовлетворено, впоследствии отказ от участия присяжных заседателей становится невозможным);

3) формирование состава суда (коллегии присяжных заседателей) осуществляется в судебном заседании при участии сторон уголовного судопроизводства, которые могут заявить мотивированные и немотивированные отводы явившимся кандидатам в присяжные заседатели;

4) присяжные заседатели не обладают юридическими знаниями (образованием), не знакомятся заранее с материалами уголовного дела;

5) разграничение компетенции между председательствующим – профессиональным юристом (судьей) и присяжными заседателями, которые располагаются в зале судебного отдельно от иных участников уголовного судопроизводства. Вопросы процессуального характера (к примеру, разрешение ходатайств об исключении доказательств и др.) разрешаются судьей при участии сторон в отсутствие в зале судебного заседания присяжных заседателей;

6) наличие у присяжных заседателей определенных запретов, которыми регламентировано их участие в судебном процессе при исследовании доказательств; право на вопросы, которые подаются в письменном виде через старшину коллегии присяжных заседателей и могут быть отклонены судьей;

7) судебные прения сторон в процессе, в том числе последнее слово подсудимого, проводятся дважды: первый раз с участием коллегии присяжных заседателей, которая выносит вердикт, отвечая на вопросный лист в совещательной комнате, без участия судьи, второй раз – без участия присяжных заседателей сторонами обсуждаются последствия вердикта, перед удалением судьи в совещательную комнату для постановления приговора;

8) оправдательный вердикт присяжных заседателей носит обязательный характер и влечет за собой постановление председательствующим оправдательного приговора;

9) особенности обжалования и пересмотра приговора по уголовному делу, рассмотренному с участием коллегии присяжных заседателей. К примеру, оправдательный приговор, постановленный на основании вердикта коллегии присяжных заседателей, подлежит отмене, если при неясном и противоречивом вердикте председательствующий не указал присяжным заседателям на неясность и противоречивость вердикта и не предложил им вернуться в совещательную комнату для внесения уточнений в вопросный лист.

Порядок работы с обращениями граждан в органах прокуратуры. Сроки разрешения обращений.

Порядок работы с обращениями и по приему граждан в органах прокуратуры регламентируются Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 24.08.2021 № 487 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора», Инструкций по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 № 450.

Регистрируются обращения в органах прокуратуры в течение 3-х дней с момента поступления. Обращения подлежат разрешению в течение 30 дней со дня регистрации. День регистрации считается первым днем разрешения обращения. Например, если жалоба зарегистрирована 01.10.2022, ответ на нее должен быть дан не позднее 30.10.2022.

В случае, если обращение не требует дополнительного изучения и проверки, в соответствии с п. 5.1. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45, оно подлежит разрешению в течение 15 дней. Как правило, это касается обращений, на которые даются разъяснения действующего законодательства (например, порядок личного приема в органах прокуратуры).

  На основании п. 5.8. вышеуказанной Инструкции в случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов и в других исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем с одновременным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения и характере принимаемых мер, но не более чем на 30 дней. Таким образом, максимальный срок разрешения обращения гражданина не должен превышать 60 дней.

Обращения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой о предоставлении информации по вопросам, связанным с их деятельностью, в том числе в интересах гражданина, разрешаются безотлагательно, а при необходимости получения дополнительных материалов - не позднее 30 дней со дня получения обращения. В случае, если обращение требует проверки, не позднее 7 дней со дня получения обращения о ее проведении сообщается автору в письме за подписью заместителя прокурора области. Если проведение проверки по обращению не требуется, ответ дается в 15-дневный срок, без предварительного уведомления автора (п. 5.4. Инструкции).

  На основании ст. 124 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации и приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 24.08.2021 № 487 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» такие жалобы подлежат рассмотрению в органах прокуратуры в срок от 3 до 10 суток. При продлении срока рассмотрения до 10 суток об этом уведомляется заявитель. По результатам проверки выносится постановление об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении с одновременным направлением копии постановления в адрес заявителя.   

Изменения в правилах распоряжения средствами материнского капитала.

С 17 октября 2022 г. средства материнского капитала можно направлять на оплату образовательных услуг, предоставляемых индивидуальными предпринимателями. Соответствующие изменения  внесены в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, которые утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12. 2007 г. № 926.

Надо иметь в виду, что речь идет об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности. 

Как должен действовать работник в случае необходимости установления факта трудовых отношений

В силу ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора. Кроме того, трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Таким образом, трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями - не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми, если иное не установлено судом.

Частью 4 статьи 11 Трудового кодекса РФ законодатель предусмотрел возможность признания в судебном порядке наличия трудовых отношений между сторонами, формально связанными договором гражданско-правового характера, и установил, что к таким случаям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Как правило, отсутствие трудового договора, приказа о приеме на работу и увольнении, отсутствие должности в штатном расписании, не исключает возможности признания отношений трудовыми - при наличии в этих отношениях признаков трудового договора.

Указанные в приведенной статье возможности направлены на предотвращение злоупотреблений со стороны работодателя, а также фактов заключения гражданско-правовых договоров вопреки намерению работника заключить трудовой договор, и достижения соответствия между фактически складывающимися отношениями и их юридическим оформлением.

При уклонении работодателя от оформления или ненадлежащего оформления трудового договора, доказательствами факта наличия трудовых отношений могут служить: показания свидетелей, наличие пропуска на территорию работодателя, журнал регистрации прихода-ухода работников на работу, графики работы (сменности), журнал вводного инструктажа об ознакомлении работника с техникой безопасности, ведомости выдачи денежных средств, заполняемые или подписываемые лицом, фактически допущенным к работе, товарные накладные, счета-фактуры, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты выполненных работ, переписка сторон, в том числе по электронной почте и в мессенджерах, фото и видеозаписи, электронные документы, систематический обмен которыми осуществляется между работником, работодателем, другими сотрудниками, отчеты, предоставление работнику для выполнения трудовой функции оборудования, транспорта, программно-технических средств и т.д.

В случае установления факта возникновения трудовых отношений в судебном порядке суд может вынести решение о возложении обязанности на работодателя заключить с истцом трудовой договор, внести соответствующую запись в трудовую книжку.

В целях предоставления дополнительных гарантий гражданам при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, и обеспечения их права на судебную защиту при рассмотрении судом таких споров в ст. 393 Трудового кодекса РФ установлено исключение из общего правила о распределении судебных расходов.

Административная ответственность арендодателя за действия арендаторов, использующих труд иностранных работников или лиц без гражданства, не имеющих разрешение на работу или патент

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон).

В силу части 4 статьи 13 Закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с названным Федеральным законом.

В пункте 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» определено, что в целях организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников).

Частью 2 статьи 18.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе для управляющих рынком компаний за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах.

С 15.11.2022 вступает в силу Федеральный закон от 04.11.2022 № 436-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Уточнено, что управляющей рынком компанией обеспечивается соблюдение правил привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении не только торговых мест, но и производственных, складских, торговых, административно-хозяйственных и иных помещений.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.16 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц – от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Изменения Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета

Приказом Минприроды России от 10 марта 2022 года № 174 внесены изменения в Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20 января 2011 года № 13, согласно которым заявитель вправе дополнительно указать в заявлении о выдаче охотничьего билета свою национальность и сведения об осуществлении охоты в качестве основы своего существования.

Кроме того, скорректированы требования к фотографиям, которые представляются одновременно с заявлением.

Заявитель вправе представить иные документы и их копии, подтверждающие право заявителя на осуществление охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности.

При выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, в нем проставляется отметка: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления".

Критерием для проставления указанной отметки является принадлежность заявителя к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации или к лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

Права несовершеннолетних на получение пенсии и пособия от государства

Государственная поддержка детства обеспечивается государственными органами посредством пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

На основании Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» несовершеннолетний ребенок может иметь право на следующие виды пенсий:

- на пенсию по случаю потери кормильца;

- социальную пенсию ребенку-инвалиду;

- социальную пенсию инвалидам с детства;

- социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» страховая пенсия независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи родителем (усыновителем) либо опекуном (попечителем) заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе получать установленную ему страховую пенсию путем зачисления такой пенсии на его счет в кредитной организации или путем вручения страховой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку страховой пенсии), о чем этот ребенок подает соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.