Пленум Верховного Суда РФ разъяснил особенности квалификации судами оскорбления и применения насилия в отношении представителя власти

Речь идет о Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 14 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 317, 318, 319 Уголовного кодекса Российской Федерации».

В постановлении приводятся особенности рассмотрения уголовных дел о преступлениях против порядка управления, предусмотренных статьями 317, 318, 319 УК РФ.

В частности, судам даны следующие разъяснения:

- при наличии оснований посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего, а равно их близких, применение насилия либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких могут быть квалифицированы как преступление против личности, если такие деяния были совершены в ответ на явно незаконные действия со стороны указанных сотрудников;

- оскорбление представителя власти может быть совершено посредством публичного высказывания в его адрес ругательств либо размещения унижающих его сведений в средствах массовой информации или в сети «Интернет»;

- обязательным условием уголовной ответственности за оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является публичный характер соответствующих противоправных действий;

- под близкими сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или представителя власти (для целей применения статей 317 и 318 УК РФ) следует понимать их близких родственников, иных лиц, состоящих с ними в родстве, свойстве, а также лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.

Верховный Суд РФ обновил разъяснения о порядке принятия судами общей юрисдикции и арбитражными судами обеспечительных мер

Речь идет о Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 «О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты».

В постановлении отмечено, что при рассмотрении заявления о принятии обеспечительных мер судам следует иметь в виду в том числе: разумность и обоснованность требования заявителя; связь испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер.

Так, отсутствие связи испрашиваемой обеспечительной меры с предметом заявленного требования является основанием для отказа в удовлетворении заявления о ее принятии.

Верховным Судом также разъяснено, что непредоставление заявителем встречного обеспечения при подаче заявления о принятии обеспечительных мер само по себе не может служить основанием для отказа в принятии соответствующих мер.

Кроме этого, отмечено, что подача жалобы, представления на определение о принятии обеспечительных мер не приостанавливает исполнения этого определения.

Признано не подлежащим применению Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 года N 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер».

С 1 сентября 2023 г. вводится порядок оценки соответствия производителей пива, пивных напитков, сидра, требованиям для включения в реестр

Речь идет о Постановлении  Правительства РФ от 02.06.2023 N 910 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 2021 г. N 1720».

С указанной даты Росалкогольрегулирование начнет вести реестр организаций, осуществляющих производство указанных напитков.

Постановлением устанавливаются порядок, предмет и сроки проведения оценки соответствия заявителя обязательным требованиям.

С 1 сентября 2023 г. устанавливаются типовые формы договоров о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования в многоквартирных и жилых домах

Речь идет о Приказе Минстроя России от 29.05.2023 N 388/пр «Об утверждении типовых форм договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме, договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования в жилом доме». (Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2023 N 73683).

Настоящий приказ действует до 1 сентября 2029 г.

Обновлен перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 27.05.2023 N 837 «О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».

Постановлением, в частности, более подробно описаны требования к тормозным системам, рулевому управлению, световым приборам, обзорности транспортного средства, двигателю, установлены требования к комплектности транспортных средств.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г.

Уточнен порядок подачи заявления, предусматривающего распоряжение средствами материнского капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет

Речь идет о Приказе Минтруда России от 20.04.2023 N 318н «О внесении изменений в Правила подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 марта 2020 г. N 149н» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2023 N 73713).

Отмечается, что указанное заявление подается в соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, перечнем документов (сведений), необходимых для распоряжения средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, формой заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет и формой заявления об отказе от ее получения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.02.2023 N 133.

Верховным Судом обобщена практика рассмотрения судами в 2022 году дел о международном усыновлении детей - граждан РФ

Речь идет об «Обзоре практики рассмотрения в 2022 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 31.05.2023).

Отмечается, в частности, что при рассмотрении дел указанной категории судами соблюдаются требования действующего законодательства, регулирующего вопросы усыновления детей, и учитываются разъяснения, данные Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума от 20 апреля 2006 года N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», с внесенными в него изменениями. Суды при рассмотрении дел о международном усыновлении в каждом случае выясняли вопрос о том, предлагалась ли информация о ребенке семьям граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо для усыновления его родственникам.

Анализ судебной практики показал, что по большинству дел заявители ссылались на отсутствие возможности иметь биологических детей по медицинским причинам. При этом заявители указывали на наличие у них желания и возможности заботиться о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

При рассмотрении в 2022 году дел о международном усыновлении возраст усыновляемого ребенка, состояние его здоровья во всех случаях отвечали рекомендациям, которые были даны усыновителям

С 1 сентября 2023 г. упрощается порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 01.06.2023 N 904 «О внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения».

Предусматривается возможность заключения договора о подключении (технологическом присоединении) таких оборудования и объектов в электронном виде. При заключении (изменении) договора о подключении заявитель сможет взаимодействовать с исполнителем любым доступным способом по собственному выбору (почтовое отправление, электронное сообщение по адресу электронной почты заявителя, личный кабинет заявителя, подсистема единого личного кабинета на едином или региональном порталах госуслуг).

С 1 сентября 2023 г. вступает в силу новый порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности

Речь идет о Постановлении Правительства РФ от 01.06.2023 N 905 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности».

Утвержденные правила устанавливают порядок проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и персонала специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности, непосредственно осуществляющих оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, и порядок привлечения аттестующих организаций в целях аттестации.

Признается утратившим силу аналогичное Постановление Правительства от 26 февраля 2015 г. N 172.

Законодателю надлежит урегулировать вопросы, связанные с очередностью уплаты налога на прибыль организаций при реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве

Законодателю надлежит урегулировать вопросы, связанные с очередностью уплаты налога на прибыль организаций при реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве. К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в Постановлении от 31.05.2023 N 28-П «По делу о проверке конституционности статей 248 и 249, пункта 1 статьи 251 и статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 3 статьи 5 и пункта 2 статьи 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой общества с ограниченной ответственностью «Предприятие строительных работ энергетики».

Постановлением, в частности, признаны не соответствующими Конституции РФ отдельные положения Налогового кодекса РФ о налоге на прибыль организаций, поскольку во взаимосвязи с другими положениями законодательства о банкротстве не позволяют определенно разрешить вопрос об очередности удовлетворения требования об уплате налога от реализации имущества, составляющего конкурсную массу.

Неопределенность состоит, в частности, в том, что нет единого мнения - должны ли расходы по уплате налога на прибыль в связи с продажей имущества относиться к текущей задолженности и осуществляться за счет выручки от его реализации до начала расчетов с кредиторами либо уплата налога должна производиться за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований.

Согласно Постановлению впредь до внесения необходимых законодательных изменений требования об уплате налога на прибыль организаций при реализации имущества, составляющего конкурсную массу в деле о банкротстве, подлежат удовлетворению в составе третьей очереди требований кредиторов, включенных в реестр.

Определен порядок установления на воинские захоронения и памятники Великой Отечественной войны информационных надписей и обозначений

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Информационные надписи и обозначения должны включать в себя историческую справку, содержащую сведения о событиях, в честь которых были установлены мемориальные сооружения и объекты, информацию о подвиге погибших при защите Отечества и иные сведения (включая исторические документы и фотоматериалы). Информационные надписи и обозначения также могут включать в себя графические идентификаторы - QR-коды, содержащие историческую справку, видеоматериалы и другие материалы о произошедших событиях и об указанных лицах.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений возлагается на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие воинские захоронения и памятники.

Порядок установки информационных надписей и обозначений, а также графических идентификаторов - QR-кодов, требования к информационным ресурсам в сети «Интернет», доступ к которым осуществляется посредством таких идентификаторов, определяются Правительством РФ.

Принят закон об оказании первой помощи обучающимся в период их пребывания в образовательной организации

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 256-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статью 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно принятому закону организацию оказания первой помощи обучающимся обеспечивает образовательная организация. Первую помощь вправе оказывать педагогические работники и иные лица при наличии соответствующих подготовки и (или) навыков.

Также установлен порядок допуска обучающихся до занятий физкультурой с учетом результатов проведенных профилактических медицинских осмотров.

Упрощен порядок трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 259-ФЗ «О внесении изменений в статью 63 Трудового кодекса Российской Федерации».

Уточняется, что исключено требование о необходимости получения согласия органа опеки и попечительства для заключения трудового договора с подростком, достигшим возраста 14 лет. Теперь для этого достаточно письменного согласия одного из родителей (попечителя).

При этом предусмотрено, что трудоустройство достигших 14 лет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с письменного согласия органа опеки и попечительства или иного законного представителя.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Упрощена процедура добровольного закрытия бизнеса для компаний из числа субъектов МСП

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статью 3 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Подписанным законом устанавливается, что учредителям малых и средних предприятий, принявшим решение о прекращении деятельности юридического лица, достаточно направить в регистрирующий орган заявление об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Указанное решение должно быть принято всеми учредителями единогласно.

Воспользоваться упрощенной процедурой закрытия могут субъекты МСП, в отношении которых одновременно соблюдается ряд условий. В частности, сведения о юридическом лице должны быть включены в единый реестр субъектов МСП, оно не должно являться плательщиком НДС или быть освобождено от его исчисления и уплаты, у компании не должно быть незавершенных расчетов с кредиторами, а также она не должна иметь в собственности недвижимое имущество и транспортные средства.

Кроме этого, в заявлении об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо подтвердить также, что произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством для работников, увольняемых в связи с прекращением деятельности юридического лица.

При соблюдении всех необходимых условий регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления примет решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и внесет в него соответствующую запись.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2023 года.


С 1 января 2024 года вводится обязательное страхование жизни и здоровья государственных охотничьих инспекторов

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 250-ФЗ «О внесении изменений в статьи 33 и 40 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом установлены основные параметры страхования жизни и здоровья государственных охотничьих инспекторов, осуществляющих федеральный государственный охотничий контроль (надзор) на территории субъекта РФ, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Страхователем по данному виду страхования является уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Определены требования к страховщикам, страховые случаи и размеры страховых выплат (так, например, в случае гибели (смерти) инспектора страховая сумма составит 1 500 000 рублей, в случае инвалидности I группы - 1 125 000 рублей; II группы - 750 000 рублей; III группы - 375 000 рублей).

Рособрнадзор наделен полномочием по установлению требований к структуре официального сайта образовательной организации и формату представления информации

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 251-ФЗ «О внесении изменения в статью 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Соответствующее дополнение внесено в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Прокуратура наделена полномочиями по осуществлению проверок в рамках антикоррупционного законодательства в отношении госслужащих при их увольнении с должности

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законом предусматривается, что в случае увольнения лица, на которое были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения вышеназванных ограничений и запретов, полученные в ходе такой проверки материалы передаются в органы прокуратуры РФ в трехдневный срок после увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица.

На основании переданных материалов Генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры примут решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных проверяемым лицом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Отмечается, что указанная проверка не может проводиться по истечении шести месяцев со дня увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица.

Также Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры наделены полномочиями по обращению в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица по результатам рассмотрения материалов проведенной проверки. В случае удовлетворения такого заявления формулировка увольнения (прекращения полномочий) будет изменена на увольнение (прекращение полномочий) лица в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения.

Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных округов приведены в соответствие с полномочиями органов местного самоуправления городских округов

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Соответствующие поправки внесены в Градостроительный, Воздушный и Водный кодексы, а также в федеральные законы от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ.

Уточнена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 233-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Изменениями, внесенными в часть 2 статьи 20.30 КоАП РФ, ответственность за указанные нарушения либо воспрепятствование их соблюдению теперь предусматривается только в отношении объектов средней категории опасности.

Одновременно статья 20.30 КоАП РФ дополнена частью 3, устанавливающей ответственность за аналогичные правонарушения, совершенные в отношении объектов высокой категории опасности.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2024 года.

Уточнены основания для применения мер административной ответственности за нарушение правил пользования объектами животного мира

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 234-ФЗ «О внесении изменения в статью 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно внесенным изменениям к отношениям в сфере охоты и рыболовства не будет применяться предусмотренная частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ административная ответственность в виде штрафа за нарушение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ правил, регламентирующих виды пользования животным миром.

Уточнен порядок защиты интеллектуальных прав в отношении всех видов производных и составных произведений

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 235-ФЗ «О внесении изменения в статью 1260 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Установлено, что в случае неправомерного использования производного или составного произведения подлежат защите как авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения, так и права авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

Административная ответственность за массовое распространение, производство и хранение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, отныне распространяется и на иные материалы, отнесенные к экстремистским в соответствии с федеральными законами

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 231-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Изменениями, внесенными в статью 20.29 КоАП РФ, предусматривается ответственность в том числе за массовое распространение экстремистских материалов, указанных в пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», либо их производство или хранение в целях массового распространения, за исключением случаев, предусмотренных частями 4.1 и 6 статьи 13.15, статьями 13.37, 20.3 и 20.3.2 КоАП РФ, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Расширен перечень категорий лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и статью 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».

Предусматривается, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, совершивших преступление, предусмотренное статьей 210.1 УК РФ «Занятие высшего положения в преступной иерархии».

Внесены изменения в законодательство, призванные минимизировать мошеннические действия в отношении пенсионных накоплений граждан

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 226-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с принятым законом финансовый уполномоченный будет рассматривать обращения потребителей финансовых услуг, содержащие требования о возврате предыдущему страховщику средств пенсионных накоплений в связи с незаключением договора, в случаях когда заявление лица о переходе из Социального фонда России в НПФ (из одного НПФ в другой НПФ) и (или) договор об обязательном пенсионном страховании подписаны не потребителем финансовых услуг и не его уполномоченным представителем.

Законом установлены особенности рассмотрения финансовым уполномоченным обращений, порядок и критерии назначения независимой почерковедческой экспертизы для решения вопросов, связанных с рассмотрением обращений, а также уточнены правила обжалования решения финансового уполномоченного финансовой организацией.

Законом также, в частности, ведены положения, в соответствии с которыми не допускается вмешательство в деятельность финансового уполномоченного по рассмотрению обращений. Финансовый уполномоченный не обязан давать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся у него на рассмотрении обращений, представлять материалы по ним.

Из компетенции суда присяжных исключено рассмотрение уголовных дел об организации лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии, преступного сообщества или об участии в нем, а также о занятии высшего положения в преступной иерархии

Речь идет о Федеральном законе от 13.06.2023 N 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Отмечается, что внесенные изменения позволят рассматривать уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью четвертой статьи 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)» и статьей 210.1 «Занятие высшего положения в преступной иерархии» Уголовного кодекса РФ, коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции (при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 УПК РФ) или же единолично судьей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

О порядке увольнения работника и выплате расчета при увольнении

В соответствии со статьей 84.1. Трудового кодекса Российской Федерации прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 ТК РФ.

В соответствии со статьей 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплат при увольнении (и других выплат, причитающихся работнику, например, выплаты заработной платы, оплаты отпуска) работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

За нарушение работодателем норм трудового законодательства статьей 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа либо дисквалификации (при повторном нарушении в течение года).

О  льготах в сфере трудовых отношений, предоставляемых работающим родителям детей-инвалидов

 ТексТрудовой кодекс Российской Федерации работающим родителям детей-инвалидов предоставляет право:

- на установление режима неполного рабочего времени, если ребенку-инвалиду не исполнилось 18 лет;

- отказаться от служебной командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни;

- на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц;

- на предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное время.

Также закреплена возможность на установление коллективным договором права на ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней.

Кроме того, не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя (за исключением увольнения по отдельным основаниям) с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, или с родителем, который является единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет (ст. 261 Трудового кодекса Российской Федерации).

При нарушении трудовых прав граждане вправе обратиться за защитой в Государственную инспекцию труда, органы прокуратуры или в суд.

Об особенностях перепланировки жилых помещений

Законодательством Российской Федерации предусмотрено право собственников на переустройство (перепланировку) жилых помещений.

По смыслу Жилищного кодекса РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, также требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Однако для реализации указанного права необходимо соблюдать некоторые требования.

Так, до начала работ по переустройству (перепланировке) жилого помещения для их согласования необходимо обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением и документами, перечень которых регламентирован ст. 26 Жилищного кодекса РФ.

По результатам рассмотрения указанного заявления орган местного самоуправления может как удовлетворить, так и отказать в проведении соответствующих работ. В случае отказа проводить работы запрещается, однако, такое решение может быть обжаловано путем подачи заявления в суд.

Вместе с тем, в случае проведения работ по переустройству (перепланировке) без согласования с органом местного самоуправления у гражданина возникает обязанность по приведению жилого помещения в первоначальное состояние в разумный срок, установленный органом местного самоуправления, который также может понудить в судебном порядке привести жилое помещение в первоначальное состояние.

Кроме того, согласно ст. 7.21 КоАП РФ самовольные переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.