Можно ли уволить женщину в период ее беременности
В соответствии с законодательством Российской Федерации увольнение женщины в период ее беременности допускается только в том случае, если с ней был заключен срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.
Так, в соответствии со статьей 261 Трудового кодекса РФ допускается увольнение женщины в связи с истечением срока трудового договора в период ее беременности, если трудовой договор был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника и невозможно с письменного согласия женщины перевести ее до окончания беременности на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации женщины, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую женщина может выполнять с учетом ее состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать ей все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности.
Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Как воспользоваться кредитом на образование
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 №1448 «О государственной поддержке образовательного кредитования» образовательным кредитом являются денежные средства в валюте Российской Федерации, предоставляемые заемщику банком и иной кредитной организацией с целью оплаты стоимости или части стоимости получаемых образовательных услуг в текущем учебном году или последующих периодах обучения по основным профессиональным образовательным программам, а так же денежные средства для оплаты сопутствующих расходов на проживание, питание, приобретение учебной и научной литературы и другие бытовые нужды в период обучения в образовательной организации.
Образовательным кредитом могут воспользоваться граждане, поступившие в организации, осуществляющие образовательную деятельность, для обучения по соответствующим образовательным программам.
Для того, чтобы воспользоваться правом на образовательный кредит, гражданину нужно поступить в высшее учебное заведение на платной основе и принести в банк, который работает по государственной программе, договор и счет на оплату.
В случае, если гражданин, собирающийся брать образовательный кредит, является несовершеннолетним, то на заключение кредитного договора потребуется письменное согласие родителей.
О порядке распределения взысканных денежных средств в рамках исполнительного производства
Федеральным законом «Об исполнительном производстве» установлен порядок распределения взысканных денежных средств в рамках исполнительного производства.
Денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, в соответствии с частью 1 статьи 110 Федерального закона «Об исполнительном производстве» подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Исключение составляют случаи:
- исполнения требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями (статья 8);
- исполнения исполнительного документа о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств в размере до 25 тыс. руб. организациями или иными лицами, выплачивающими должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические выплаты (статья 9).
На депозитный счет подразделения судебных приставов подлежат зачислению:
- наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должника (часть 1 статьи 70);
- денежные средства, находящиеся на счетах должника (часть 7 статьи 70);
- денежные средства, вносимые в связи с исполнением дебитором соответствующего обязательства (часть 6 статьи 76), и др.
Перечисление денежных средств на банковский счет взыскателя осуществляется в порядке очередности в течение 5 операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов.
В случае отсутствия сведений о реквизитах банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или казначейского счета взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов.
Невостребованные взыскателем денежные средства хранятся на депозитном счете службы судебных приставов в течение 3 лет. По истечении данного срока указанные денежные средства перечисляются в федеральный бюджет.
Преступления в сфере компьютерной информации
Дистанционные технологии и сеть «Интернет» в настоящий момент являются одним из важнейших инструментов, обеспечивающим функционирование различных областей общественной жизни.
Уголовный кодекс РФ в качестве преступлений в сфере компьютерной информации включает в себя:
- Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ);
- Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ);
- Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ);
- Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации (ст. 274.1 УК РФ).
Общественная опасность преступлений сфере компьютерной информации состоит в нарушении нормальной автоматизированных систем управления и контроля различных объектов, серьезное нарушение работы ЭВМ и их систем, несанкционированные действия по уничтожению, модификации, искажению, копированию информации и информационных ресурсов, иные формы незаконного вмешательства в информационные системы, которые способны вызвать тяжкие и необратимые последствия. Уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации наступает с 16 лет.
В какой срок необходимо подать документы на замену паспорта в связи с достижением гражданином РФ 45 лет
Заявление и необходимые документы следует представить не позднее 90 дней после достижения гражданином РФ возраста 20 или 45 лет. Течение указанного срока начинается на следующий день после наступления дня рождения (дня исполнения 20 или 45 лет). При этом паспорт является действительным до дня оформления нового паспорта, но не более чем 90 дней после дня достижения гражданином 20-летнего и 45-летнего возраста.
О прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое помещение
С 01.09.2022 года вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс Российской Федерации Федеральными законами от 21.12.2021 № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» и от 28.06.2022 № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Данными правовыми актами введена норма о прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое помещение.
Если собственник помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно содержит помещение, допуская его разрушение, уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, также назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.
Если собственник помещенияпосле предупреждения продолжит нарушать права и интересы соседей или использовать помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет необходимый ремонт, суд по иску уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.
Новый порядок действует в отношении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, квартир, помещений, машино-мест и других объектов недвижимости.
О проведении медицинских осмотров водителей транспортных средств
Федеральным законом от 29.12.2022 № 629-ФЗ внесены изменения в законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «О безопасности дорожного движения».
В новой редакции статьи 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» теперь кроме предсменных, предрейсовых медицинских осмотров, проводимых перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, предусмотрены схожие медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены). Также в связи с изменениями допускается проведение медицинских осмотров с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль состояния их здоровья. При проведении медицинских осмотров с использованием указанных медицинских изделий должна быть обеспечена идентификация личности работника, проходящего медицинский осмотр, исключающая прохождение медицинского осмотра иным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за полноту и достоверность передаваемых данных возлагается на лиц, организующих и проводящих медицинские осмотры.
В случае проведения дистанционных медицинских осмотров в отношении работника не менее 2-х раз в год проводятся в очной форме химико-токсикологические исследования наличия (отсутствия) в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Соответствующие изменения и дополнения внесены в статью 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», которая дополнена положениями о порядке проведения по решению работодателя обязательных медицинских осмотров водителей транспортных средств в течение рабочего дня (смены).
Изменения вступают в силу с 01.09.2023.
Защита прав детей органами прокуратуры
Защита прав детей, в соответствии со ст.ст. 7, 38 Конституции РФ, является одной из важнейших задач государства. Государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, создает условия и устанавливает гарантии для охраны и защиты этих прав.
Несовершеннолетние являются наиболее незащищенной категорией граждан из-за их физической, психологической и социальной незрелости.
В этих условиях для прокуратуры как органа, осуществляющего законоохранительную функцию, защита прав несовершеннолетних является приоритетным направлением правозащитной деятельности.
В приказе Генеральной прокуратуры РФ от 13.12.2021 № 744 определены конкретные направления деятельности органов прокуратуры по защите прав несовершеннолетних: пресечение фактов жестокого обращения с детьми; забота о нравственном воспитании детей - путем пресечения подачи информации, наносящей вред их здоровью и духовному развитию; своевременное реагирование на нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних; обеспечение надзора за деятельностью органов опеки и попечительства, регулирование деятельности органов и учреждений в сфере образования; привлечение специалистов из исполнительного органа по труду и занятости к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних трудового законодательства и т.п. При этом прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.
Прокурор обязан своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения прав несовершеннолетних, принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.
Наиболее эффективной защитой прав детей прокурором является судебная защита в порядке гражданского судопроизводства.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено участие прокурора в гражданском судопроизводстве в двух формах: когда он непосредственно обращается в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних – инициативная форма; когда прокурор вступает в процесс, начатый другими лицами, с целью дачи заключения.
Так, действия прокурора в сфере защиты прав несовершеннолетних могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о лишении родительских прав (ст. 70 СК РФ); об ограничении в родительских правах (ст. 73 СК РФ); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст. 102 СК РФ); об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК РФ).
Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст.ст. 70, 72, 73 СК РФ), об усыновлении ребенка (ст. 125 СК РФ, ст. 273 ГПК РФ) и об отмене усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ) независимо от того, по чьей инициативе возбуждено дело судом, а также осуществлять надзор за законностью отобрания ребенка у родителей органами опеки и попечительства (ст. 77 СК РФ) и в других случаях.
Отдельно необходимо выделить заявления прокурора в защиту нарушенных прав детей-инвалидов об организации надлежащего обеспечения медицинскими изделиями и лекарственными средствами, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по делам, в том числе, возникающим из публичных правоотношений, рассматриваемых в рамках административного судопроизводства: об оспаривании нормативного правового акта, нарушающего жилищные права детей-инвалидов, об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Гарантии женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работницам, имеющим детей в возрасте до трех лет, предоставляются, в частности, следующие гарантии:
- право на отпуск по уходу за ребенком до трех лет, во время которого женщина может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением места работы (должности) и права на получение пособия;
- возможность отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;
- запрет на привлечение к вахтовым работам;
- запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя (за исключением увольнения по отдельным основаниям).
Отдельные гарантии установлены для женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет.
В частности, им не устанавливается испытание при приеме на работу. Также в случае невозможности выполнения прежней работы их переводят по заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
О перерасчете размера платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2022 № 2076 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Указанные изменения предполагают, что перерасчет размера платы за услуги по обращению с ТКО возможен при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии в жилом помещении потребителя коммунальной услуги на основании заявления и документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия.
Акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета в отношении коммунальной услуги по обращению с ТКО не составляется и в связи с перерасчетом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не представляется.
Изменения вступили в силу с 01.03.2023
Новые правила для владельцев электросамокатов
Электросамокаты, гироскутеры, моноколёса, сегвеи и другие похожие гаджеты получили особый статус — средства индивидуальной мобильности (СИМ). С 1 марта 2023 года на них начали действовать правила дорожного движения (ПДД). При этом права для управления СИМ не нужны.
Пешеходы на тротуаре получили приоритет перед теми, кто передвигается на СИМ. Владельцы электросамокатов и других устройств должны рассчитывать свою скорость.
Масса электротранспорта, на котором можно ездить по тротуарам, вело - и пешеходным дорожкам — до 35 кг. Разогнаться можно лишь до 25 км/ч. По тротуару можно ехать, только если рядом нет велодорожки. На велодорожке приоритет перед пешеходами — у велосипедистов и владельцев СИМ.
Если масса СИМ более 35 кг, ездить нужно по проезжей части, исключительно в один ряд, никого не обгоняя. Это должна быть дорога, где скорость движения — не больше 60 км/ч и разрешено ездить также велосипедистам. Электросамокат или другое СИМ, двигающееся по дороге, должны иметь тормозную систему и фары белого и красного цвета. По дороге могут ездить только люди старше 14 лет.
По новым правилам, владельцам СИМ запрещено перевозить пассажиров, если дополнительное место не предусмотрено конструкцией устройства. То же самое касается велосипедов.
Ответственность несовершеннолетних за употребление наркотических средств и психотропных веществ
Наркомания среди несовершеннолетних является одной из социально значимых проблем и вызывает особое беспокойство.
В целях противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» их потребление запрещено на всей территории Российской Федерации.
За употребление и распространение наркотических средств и психотропных веществ законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
За правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств наступает административная ответственность: статья 6.8. Кодекса об административных правонарушений РФ (далее – КоАП РФ) «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», статья 6.9. КоАП РФ – «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача», статья 6.9.1. КоАП РФ – «Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ», статья 6.10. КоАП РФ – «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18. КоАП РФ», статья 20.20 КоАП РФ - «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах».
За преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств наступает уголовная ответственность: статья 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»; статья 228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»; статья 228.3. «Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ».
Следует также помнить, что склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов образует состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 230 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом отягчающим моментом является склонение именно несовершеннолетних, поскольку эти деяния относятся к общественно опасным.
Порядок восстановления в родительских правах
В случае если родители или один из них были лишены родительских прав, родительские права могут быть восстановлены в судебном порядке, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка (ст. 72 Семейного кодекса Российской Федерации).
Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Исковое заявление подается в районный суд по месту жительства ответчика, которым является второй родитель или лицо, его заменяющее (опекун, попечитель), приемный родитель или учреждение для детей-сирот. В суде необходимо доказать, что изменились обстоятельства, послужившие основанием для лишения в родительских правах (родители существенно изменили в лучшую сторону свое поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка).
В деле о восстановлении в родительских правах принимает участие орган опеки и попечительства, а также прокурор.
Восстановиться в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, можно только с его согласия.
Суд вправе отказать в удовлетворении иска о восстановлении в родительских правах, если такое восстановление противоречит интересам ребенка. Кроме того, восстановиться в родительских правах невозможно, если ребенка усыновили и усыновление не отменено. Удовлетворяя иск о восстановлении в родительских правах и о возвращении ребенка родителям, суд разрешает также вопрос о прекращении взыскания с родителей алиментов на ребенка.
Условия и порядок признания инвалида безработным
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
О школьной форме
На основании статьи 38 Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды, знакам отличия, и правила ее ношения устанавливаются государственными и муниципальными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, самостоятельно в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Локальный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).
Неисполнение обязанностей по воспитанию детей
Вопросы воспитания и содержания детей являются прямой обязанностью их родителей и иных законных представителей несовершеннолетних. Именно они обязаны не только не препятствовать осуществлению установленных государством социальных стандартов по развитию детей (заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетних), но и принимать все меры по обеспечению и реализации прав и свобод несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (п. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ).
Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.
Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. (ст. 65 Семейного кодекса РФ).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию или воспитанию несовершеннолетних они могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 руб., а в случаях, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, - к уголовной ответственности (ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ; ст. 156 УК РФ).
Семейный кодекс РФ устанавливает следующие формы ответственности:
- лишение родительских прав;
- ограничение родительских прав;
- отобрание ребенка без ограничения или лишения родительских прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 77 СК РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых они находятся. Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав. (п. 2 ст. 77 СК РФ).
Согласно действующему законодательству запрещено лишение родительских прав лиц, не выполняющих свои родительские обязанности вследствие стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим (например, психического расстройства или иного хронического заболевания, за исключением лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией). В указанных случаях, а также когда при рассмотрении дела не будет установлено достаточных оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав, суд может вынести решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства, при условии, что оставление ребенка у родителей опасно для него (п. 2 ст. 73 СК РФ). Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав.
В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. Лишение родительских прав - это крайняя мера ответственности, которая применяется в исключительных случаях за совершение родителями виновного правонарушения в отношении своих детей. Перечень оснований для лишения родительских прав определен ст. 69 СК РФ и расширенному толкованию не подлежит.
Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:
- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
- злоупотребляют своими родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.
Ответственность за распространение «фейковых» новостей
За распространение заведомо ложных новостей предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
Под фейковыми новостями в российской законодательстве понимается заведомо недостоверная информация, распространяемая под видом достоверных сообщений и создавшая определенную угрозу жизни или здоровью граждан, имуществу, общественному порядку и общественной безопасности (часть 1 статьи 15.3 Федерального закона от 17.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с частью 9 статьи 13.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, распространение в средствах массовой информации и на сайтах сети «Интернет» заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом правдивых фактов может повлечь административную ответственность в виде штрафа в размере до 100 тысяч рублей для граждан и до 500 тысяч рублей для юридических лиц.
В силу часть 10.1 статьи 13.15 КоАП РФ, распространение в средствах массовой информации в сети «Интернет» информации об обстоятельствах представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, наступает ответственность в виде штрафа в размере до 3 миллионов рублей.
Статьей 207.2 УК РФ, за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшее последствия, предусмотрено максимальное наказание в виде трех лет лишения свободы.
Ответственность за незаконную подделку рецептов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ
Согласно статье 26 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» рецепты, содержащие назначение наркотических средств и психотропных веществ, вписываются на специальных рецептурных бланках, форма которых утверждается федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Под незаконной выдачей рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотических средств или психотропных веществ, следует понимать их предоставление уполномоченным лицом заинтересованному субъекту при отсутствии на то оснований либо с нарушением установленных правил оформления.
Нарушение установленного порядка оборота наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях, приводит к их несанкционированному потреблению, что влечет уголовную ответственность, предусмотренную статьей 233 УК РФ.
Для привлечения лица по статье 233 УК РФ, незаконно выдавшего либо подделавшего рецепт или иной документ, дающий право на получение наркотических средств, не имеет значения, было ли фактически получено указанное в рецепте или ином документе такое средство.
Ответственность за нанесение побоев
Федеральным законом от 28.06.2022 №203-ФЗ внесены изменения в статью 116.1 УК РФ, расширяющих список лиц, подлежащих уголовной ответственности за совершение указанного преступления.
Ранее по ст. 116.1 УК РФ за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не причинивших легкого вреда здоровью, могло быть привлечено лицо, подвергнутое административному наказанию за аналогичное деяние, с 09.07.2022 уголовная ответственность наступает также в случае нанесения побоев или совершения иных насильственных действий лицом, имеющим судимость за преступление, совершенное с применением насилия.
Уголовная ответственность за совершение указанного преступления ужесточена. Виновному может быть назначено наказание в виде обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ограничения свободы на тот же срок, либо ареста на срок до 6 месяцев.
Последствия неофициального заработка
Трудовым законодательством РФ закреплено право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст.ст. 2, 21 ТК РФ).
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату, закрепленную в трудовом договоре, о составных частях которой обязан извещать работника в письменной форме (расчетный листок) (ст.ст. 22, 57 ТК РФ).
С заработной платы работодатель за свой счет производит такие отчисления, как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), на обязательное медицинское страхование (ОМС), на обязательное социальное страхование (ОСС), а также отчислять налог на доход физических лиц.
В нарушение требований трудового законодательства, с целью снижения экономической нагрузки на бизнес (снижение отчислений по взносам), работодатели используют нелегальные или полулегальные формы выплаты заработной платы.
К таким способам можно отнести: прием на работу сотрудника без оформления трудовых отношений, в том числе прием на работу путем заключения договора гражданско-правового характера; оформление трудового договора, в котором указывается только базовый оклад и др.
При выплате неофициальной заработной платы работодатель не указывает реальный доход работника в отчетах, сдаваемых в налоговый орган, пенсионный фонд, фонд социального страхования (с 2023 года – Единый государственный внебюджетный Социальный фонд России).
С такой зарплаты не удерживается подоходный налог, в связи, с чем работник, заинтересованный в получении большей заработной платы, соглашается на такую схему оформления трудовых отношений.
Идя на такой шаг, работник должен осознавать и все негативные последствия: при отсутствии отчетности и взносов в Единый государственный внебюджетный Социальный фонд России не учитывается стаж, что скажется при выходе на пенсию, на размере пенсии; работник не сможет рассчитывать на пособие по временной нетрудоспособности (либо оно будет минимальным, так как рассчитывается из суммы официального заработка); неофициальный доход невозможно подтвердить документально при подаче заявки на кредит/займ, при получении визы в визовые страны; отсутствие официального заработка может стать основанием для отказа в назначении пособия (например, пособие на детей от 3 до 17 лет, при назначении которого одним из условий является наличие официального дохода либо отсутствие заработка по уважительным причинам); сроки и размер выплаты неофициальной заработной платы могут работодателем нарушаться.
Исходя из размера среднего заработка, осуществляется расчет таких выплат, как: за сверхурочную работу, за время работы в выходные и праздничные дни, за время простоя, за время вынужденного прогула, выходное пособие в некоторых случаях увольнения (например, при ликвидации организации) и пр. Средний заработок рассчитывается при этом исключительно из официально получаемого работником дохода.
Доказать реальный размер заработной платы в отсутствии надлежащим образом оформленных трудовых отношений очень сложно. Права работника в таких случаях остаются не защищенными по его собственной вине. Все негативные последствия в таких случаях несет работник.
С учетом изложенного, если Ваши трудовые права нарушены работодателем: Вам отказано в официальном оформлении трудовых отношений (в том числе, если с Вами заключен договор гражданско-правового характера вместо трудового договора), Вам отказано в официальном закреплении реального размера заработной платы, Вы вправе подать жалобу в прокуратуру города Костромы.
На основании Вашего обращения прокуратурой города Костромы, в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», будет проведена проверка. При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования, направленные на устранение нарушений трудового законодательства, восстановление Ваших трудовых прав.
Сделки с недвижимостью несовершеннолетних
В зависимости от принадлежности несовершеннолетнего к той или иной категории: в возрасте до 14 лет (малолетние), в возрасте от 14 до 18 лет, определяется объем прав при заключении сделок.
Так, малолетние не вправе совершать сделки с недвижимостью самостоятельно. Такие сделки являются ничтожными: недействительны с момента их совершения и не влекут наступления для сторон правовых последствий (ст.ст. 166, 172 ГК РФ).
Сделки от имени малолетних вправе совершать их родители, усыновители, опекуны (ст. 28 ГК РФ).
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать сделки с недвижимостью с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей. Сделка, совершенная без письменного согласия законных представителей, считается недействительной (ст. 175 ГК РФ).
Общим условием для совершения сделок с недвижимостью, принадлежащей несовершеннолетним обеих категорий, является предварительное разрешение органа опеки и попечительства на ее совершение (ст. 28 ГК РФ, ст. 60 СК РФ).
Такое разрешение или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены органом опеки и попечительства в письменной форме не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи соответствующего заявления заинтересованным лицом.
Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован.
Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором (ст. 21 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Для сделок по распоряжению недвижимым имуществом, принадлежащим несовершеннолетнему гражданину, предусмотрена обязательная нотариальная форма. Несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность (недействительность).
Ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных.
Согласно п.1 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - ФЗ № 152), любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), является персональными данными.
На основании п.3 ст. 3 ФЗ № 152, под обработкой персональных данных понимаются любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии с п.2 ст. 3 ФЗ № 152, оператором является государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
В силу п.1 ч.1 ст. 6 ФЗ № 152, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Кроме этого, согласно ч.3 ст. 9 ФЗ № 152, обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, возлагается на оператора.
За обработку персональных данных без согласия, предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст. 13.11 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от шести тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Кроме этого, в силу ч.1 ст. 18.1 ФЗ № 152, оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам, в частности, относятся:
назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;
издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, определяющих для каждой цели обработки персональных данных категории и перечень обрабатываемых персональных данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, способы, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения персональных данных при достижении целей их обработки или при наступлении иных законных оснований, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений. Такие документы и локальные акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, а также возлагающие на операторов не предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия и обязанности;
применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;
осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;
оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения настоящего Федерального закона, соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.
На основании ч.2 ст. 18.1 ФЗ № 152, оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети, в том числе на страницах принадлежащего оператору сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с использованием которых осуществляется сбор персональных данных, документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.
За нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст. 13.11 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до двенадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
Ответственность за сжигание отходов на территории населенных пунктов.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ), отходы производства и потребления (отходы) представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии Законом № 89-ФЗ.
Обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно абз. 9 ст. 1 Закона № 89-ФЗ обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны соблюдать требования к охране озонового слоя атмосферы (п. 3 ст. 54 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ), хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В случае нарушения вышеуказанных требований действующего законодательства лицо будет привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
О возможности перерасчета платы за коммунальные услуги в случае временного отсутствия гражданина Поделиться
В летний период времени у граждан возникает вопрос о возможности перерасчета платы за потребляемые коммунальные услуги в случае выезда для отдыха, проживания в курортной зоне и т.д.
В соответствии с разделом 8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в подобных ситуациях может быть производен перерасчет размера платы за потребляемые услуги ЖКХ.
Перерасчет платы за услуги по отоплению (электро-, газоснабжению на цели отопления) жилых помещений не производится, поскольку их потребление не зависит от фактического нахождения жильца в квартире и необходимо для поддержания жилого помещения в надлежащем состоянии.
Также не производится перерасчет платы за услуги, связанные с удовлетворением общедомовых нужд.
Перерасчет иных видов коммунальных услуг возможен лишь при наличии следующих условий.
Во-первых, жильцы должны отсутствовать более 5 дней подряд.
Во-вторых, такое жилое помещение не оборудовано прибором учета.
При этом, отсутствие приборов должно быть обусловлено отсутствием технической возможности их установки, а не простым игнорированием собственником требований закона по его установке. В связи с этим, факт отсутствия технической возможности следует подтвердить актом, составленным поставщиком соответствующей коммунальной услуги.
Для перерасчета необходимо написать заявление поставщику услуги. Заявление может быть подано как до отъезда, так и не позднее 30 дней после возвращения.
К заявлению приобщаются вышеуказанный акт, а также документ, подтверждающий временный отъезд (к примеру, документ о временной регистрации по иному месту жительства, проездные документы и др.).
Расширенный перечень таких документов приведен в пункте 92 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, но он не является исчерпывающим.
Перерасчет будет произведен в течение 5 рабочих дней.
Отказ в перерасчете может быть обжалован в Государственную жилищную инспекцию области, прокуратуру по месту жительства или в суд
О правах граждан при переселении из аварийного жилья
Одной из приоритетных задач, стоящих перед государством, является переселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. Особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме, и регламентируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
Если многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признан аварийным и подлежащим сносу, то выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Гражданам, проживавшим в аварийном муниципальном жилищном фонде, предоставляются жилые помещения по договору социального найма, которые должны быть равнозначными по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Предоставление нанимателю жилого помещения меньшей площади, чем ранее занимаемое, неравноценного по количеству комнат, может быть оспорено в судебном порядке.
Вопросы переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, находящимся в их собственности, имеют определенную специфику. Статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации для собственников аварийных жилых помещений предусматривает изъятие земельного участка вместе с находящимся на нём жилым помещением для государственных и муниципальных нужд с предоставлением либо денежного возмещения исходя из стоимости изъятого, либо другого, равноценного жилого помещения.
При этом процедура изъятияжилья вместе с земельным участком включает в себя несколько этапов (направление собственникам требований о сносе аварийного дома, принятие решения об изъятии, заключение с собственниками соглашения о таком изъятии). В случае, если собственник аварийного жилого помещения не согласен с предложенной стоимостью изымаемого помещения, он вправе защищать свои права в судебном порядке.
В поправках к Закону Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300 – 1 «О защите прав потребителей» установлен запрет на необоснованный сбор персональных данных покупателей, а также перечислены недопустимые условия договора.
Таким образом, продавец не сможет, например, отказаться заключить договор с потребителем, который не пожелал предоставить персональные данные. Однако, законодатель выделил исключения - случаи, когда эта обязанность предусмотрена законом или связана с исполнением договора.
Если же покупатель запросит разъяснения в связи с таким отказом, продавец обязан дать информацию в течение 7 дней.
Кроме того, в поправках к Закону перечислены недопустимые условия договора, которые:
- предусматривают допработы за плату без согласия потребителя;
- ограничивают покупателя в выборе способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);
- уменьшают размер законной неустойки;
- устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если он не предусмотрен законом;
- исключают или ограничивают ответственность продавца, а также иные условия, нарушающие правила в области защиты прав потребителей.
Если из-за таких условий потребитель понес убытки, их возместит продавец.
Положения о перечне недопустимых условий распространили на отношения, которые возникли из ранее заключенных договоров.
Оформлять электронный европротокол стало удобнее
Вы можете оформить незначительное дорожно – транспортное происшествие в упрощённом порядке – по европротоколу, если соблюдены следующие условия:
Центральный Банк Российской Федерации отметил: теперь извещение о ДТП можно заполнить еще проще, сразу с 2 мобильных устройств, например, через приложение "Помощник ОСАГО". Таким образом, водители отдельно друг от друга могут внести сведения каждый в своей части.
Ранее электронный европротокол оформляли только с 1 устройства. Другой водитель подтверждал информацию. Этот формат теперь сделали альтернативным.
«Помощник ОСАГО» работает на базе суперсервиса «Европротокол онлайн». Последний некоторые страховые компании уже внедрили в свои приложения.
Застройщики и банки смогут привлекать клиентов из сферы ИТ благодаря новой ипотечной программе
12 мая 2022 года начало действовать постановление от 30 апреля 2022 года № 805, в котором Правительство Российской Федерации закрепило условия выдачи льготных ипотечных кредитов для работников аккредитованных ИТ-организаций. Речь идет о финпродуктах для покупки, например, строящегося жилья у юрлиц (кроме управляющих компаний инвестфонда) по договорам долевого участия.
Отметим такие условия программы:
- ставка - по общему правилу не более 5% годовых;
- максимальный размер кредита для жилья в регионах с населением не менее 1 млн человек - 18 млн руб., для других субъектов РФ - 9 млн руб.;
- кредитный договор заключили до 31 декабря 2024 года включительно.
На дату совершения сделки заемщик или хотя бы 1 из солидарных заемщиков обязан отвечать ряду требований. В их числе:
- аккредитованная ИТ-организация - это основное место работы;
- возраст - от 22 до 44 лет включительно;
- средняя зарплата с учетом НДФЛ, если компания находится в регионе с населением не менее 1 млн человек, - от 150 тыс. руб. Для иных субъектов РФ сумма другая - от 100 тыс. руб. Такой доход нужно получать в период не менее чем за 3 месяца до заключения договора.