ПРОЕКТ
 
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА КОСТРОМЫ
«РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА КОСТРОМЫ»
 
Раздел I. ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДА
КОСТРОМЫ «РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА КОСТРОМЫ»
(ДАЛЕЕ - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА)
Ответственный исполнитель муниципальной программы
Администрация города Костромы в лице Управления экономики Администрации города Костромы
Исполнители муниципальной программы
Управление экономики Администрации города Костромы
Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы
Сроки реализации муниципальной программы
2019-2021 годы
Цель муниципальной программы
Стимулирование развития экономики города Костромы
Задачи муниципальной программы
1. Создание условий для развития инвестиционной деятельности на территории города Костромы.
2. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.
3. Укрепление имиджа города Костромы, как туристического центра.
Подпрограммы муниципальной программы
1. «Поддержка инвестиционной деятельности».
2. «Поддержка малого и среднего предпринимательства».
3. «Стимулирование развития внутреннего и въездного туризма».
Целевые показатели муниципальной программы
1. Инвестиции в основной капитал (по полному кругу организаций), млн. руб.;
2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами промышленных предприятий (по полному кругу организаций), млн. руб.;
3. Среднемесячная заработная плата на предприятиях и организациях города, руб.;
4. Уровень официально зарегистрированной безработицы на конец года, процентов;
5. Оборот малых предприятий, млн. руб.;
6. Налоговые поступления от субъектов малого и среднего бизнеса города Костромы в консолидированный бюджет Костромской области по системе УСН и ЕНВД, патентной системе, млн. руб.;
7. Туристский поток, тыс. чел.;
8. Количество объектов туристского интереса, единиц.
Объемы и источники финансирования муниципальной программы
Общий объем финансирования программы за счет средств бюджета города Костромы составляет 7094,0 тыс. руб., в том числе:
2019 год – 2422 тыс. руб.
2020 год - 2222,0 тыс. руб.
2021 год - 2450,0 тыс. руб.
Ожидаемые результаты от реализации муниципальной программы
1. Инвестиции в основной капитал (по полному кругу организаций) составят 9 241,3 млн. руб.
2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами промышленных предприятий (по полному кругу организаций) составит 71 878,6 млн. руб.
3. Среднемесячная заработная плата на предприятиях и в организациях города составит 31 812,0 руб.
4. Уровень зарегистрированной безработицы на конец года составит 0,35 процента.
5. Оборот малых предприятий составит 62 466,8 млн. рублей.
6. Налоговые поступления от субъектов малого и среднего бизнеса города Костромы в консолидированный бюджет Костромской области по системе УСН и ЕНВД, патентной системе достигнут 1 331.1 млн. рублей.
7. Увеличение потока туристов до 780 тысяч человек к концу 2021 года.
8. Увеличение количества объектов туристского интереса до 79 единиц.
 
Раздел II. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ
СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
Развитие экономики и, прежде всего, промышленного потенциала города Костромы является главным фактором, обеспечивающим благосостояние его жителей.
За период 2015-2017 годов промышленными предприятиями города Костромы отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 168,9 млрд. рублей. Рост объемов к уровню 2014 года составил 114,6 процента. Это обусловлено главным образом вводом новых промышленных производств и ростом цен на продукцию.
С 59,8 до 57,9 процента за последние три года снизилась доля оборота промышленной отрасли в структуре общего оборота крупных и средних предприятий и организаций города Костромы. При этом доля оптовой и розничной торговли, в структуре оборота в 2015-2016 годах в среднем составляла 20,6 процента, по итогам 2017 года составила 22,7 процента, увеличившись к уровню 2016 года на 13,5 процентных пункта, что связано с введением в эксплуатацию новых торговых центров.
 
Таблица 1
 
Динамика доли оборота организаций по видам
экономической деятельности по крупным
и средним предприятиям, в процентах
 
Оборот организаций
по видам экономической деятельности
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
Обрабатывающие производства
31,4
31,9
39,9
32,2
Производство и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды
29,6
27,9
19,7
25,7
Строительство
0,5
0,1
0,7
0,5
Оптовая и розничная торговля
20,4
21,1
20,0
22,7
Транспорт и связь
11,6
11,7
12,8
12,7
Операции с недвижимым имуществом
1,3
2,0
0,9
0,2
Прочие
5,2
5,3
6,0
6,0
 
За анализируемый период в экономику города направлено 29,4 млрд. рублей инвестиций. В 2017 году сумма инвестиций в основной капитал выросла по отношению к 2014 году на 9,4 процента и составила 7,8 млрд. рублей. Более 44,0 процентов инвестиций направлено на развитие промышленности и жилищное строительство. Индекс физического объема за анализируемый период составил 97,8 процента.
Такой показатель, как среднемесячная заработная плата, является крайне важным в трудовых взаимоотношениях – как для работодателя, так и для самого работника. Среднемесячный доход является базовым показателем при расчете различных выплат и компенсаций. На его основании предоставляют льготы, выдают кредиты, он свидетельствует об уровне обеспеченности человека. В 2017 году среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций (крупных, средних и малых) составила 26 500,2 рублей, увеличившись по сравнению с 2014 годом в 1,2 раза. Реальный рост заработной платы за три года (с учетом инфляции) составил 103,5 процента.
В промышленности за аналогичный период среднемесячная заработная плата выросла в 1,21 раза и в 2017 году составила 25 243,8 рубля. Реальный рост заработной платы в отрасли соответственно составил 106,2 процента.
Следует отметить, что численность занятых на промышленных предприятиях города за три года увеличилась на 5,5 процентов и на конец 2017 года составила 27 138 человек, что обусловлено реализацией инвестиционных проектов и открытием новых высокотехнологичных производств. Общая численность занятых в сфере торговли (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) на сегодняшний день составляет порядка 35 тысяч человек. Среднемесячная заработная плата на предприятиях отрасли по итогам 2017 года – 18 299,3 рублей.
На протяжении последних лет структура экономики города остается практически неизменной. Количество крупных и средних предприятий не меняется, численность работающих на них имеет слабую положительную динамику, в том числе и в промышленном производстве.
В малом бизнесе: наблюдается насыщение рынка в наиболее привлекательных для субъектов малого и среднего предпринимательства сферах деятельности: торговле, услугах, транспорте, общественном питании, гостиничном бизнесе.
По данным статистики в 2017 году на территории города Костромы состояло на учете 16450 субъектов малого предпринимательства, из них 8486 - индивидуальные предприниматели. За последние три года количество субъектов малого предпринимательства увеличилось на 27,1 процента (в основном за счет увеличения количества микропредприятий), в том числе на 1,1 процента произошло увеличение численности индивидуальных предпринимателей, которое обусловлено, вводом в эксплуатацию крупных торговых центров на территории города.
Положительную роль в росте количества индивидуальных предпринимателей сыграла патентная система налогообложения, предполагающая более низкие ставки налогов по сравнению с другими системами налогообложения для отдельных категорий индивидуальных предпринимателей, что также стимулировало выход из «тени» граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью неофициально.
Практически неизменной, на уровне 25,0-30,0 процентов, остается доля объема малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами.
По данным статистики приоритетным видом деятельности среди индивидуальных предпринимателей (42,3 процента) остается оптовая и розничная торговля. Более 13,0 процентов предпринимателей занято в деятельности транспортировки и хранения, порядка 8,9 процента - в обрабатывающих производствах. Главным образом это ювелирное производство. Доля предпринимателей, занятых в строительном бизнесе (операциях с недвижимым имуществом) составляет 10,6 процента.
На протяжении 2014 - 2016 годов ежегодный рост заработной платы на малых предприятиях оставался на уровне 3,4-5,8 процента. По итогам 2017 года заработная плата выросла на 7,6 процента к аналогичному периоду 2016 года и составила 16 999,2 рубля, что обусловлено, главным образом, ростом минимального размера оплаты труда (МРОТ). Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях меньше, чем на крупных и средних примерно в 1,8 раза.
Наблюдается небольшое увеличение темпов роста налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса города Костромы. В 2016 году темпы роста налоговых поступлений по упрощенной системе налогообложения (УСН) составили 103,9 процента, по данным 2017 года – 112,6 процента. Темпы роста налоговых поступлений по патентной системе на протяжении последних лет имели положительную динамику. Темпы роста налоговых поступлений по системе ЕНВД на протяжении последних лет имели слабую отрицательную динамику. Это обусловлено переходом субъектов малого бизнеса в целях оптимизации на упрощенную  и патентную системы налогообложения.
Одним из приоритетных направлений развития экономики города Костромы является туризм. Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание новых рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения города.
Кострома популярный и востребованный туристический город. Гостей здесь привлекает сохранившийся исторический облик, памятники архитектуры XVIII и XIX веков, знаменитый Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, уютные музеи, Российская Снегурочка, костромские сыры и, конечно же, ювелирные украшения.
Туризм в настоящее время — перспективная отрасль, которая при грамотном подходе положительно влияет на экономику и имидж региона. Внутренний туризм переживает всплеск интереса. Россияне готов  ы путешествовать по России и узнавать свою страну. Кострома выгодно расположена географически, её местоположение в Центральной России и вхождение в знаменитый маршрут «Золотое кольцо» — отправная точка развития.
Приоритетными целями в развитии туризма являются:
1. повышение узнаваемости города на внутреннем и международном уровне, укрепление имиджа города Костромы, как туристского центра.
2. создание благоприятных условий для работы туристического бизнеса (сокращение административных барьеров, возможность субсидирования деятельности).
3. стимулирование роста количества объектов туристской инфраструктуры (объектов показа, гостиниц, музеев, объектов туристского притяжения).
Ежегодно потенциал города Костромы представлен на международных и региональных выставках и форумах, издаются статьи в профильных журналах о туристских достопримечательностях и вариантах отдыха в городе. Благодаря созданию Союза городов Золотого кольца, создаются новые возможности для продвижения туристского потенциала города Костромы на внутреннем и международном рынках.
Открытие новых и совершенствование уже существующих объектов туристской инфраструктуры способствует увеличению туристического потока. За период 2017-2018 годов на территории города Костромы произошёл подъем в открытии новых объектов.  Количество коллективных средств размещения увеличилось на 5 единиц, то есть появилось свыше ста пятидесяти новых койко-мест для гостей города. Открылись новые музеи: музей сыра, музей «Губернский город Кострома», единственный в России музей геральдики и фалеристики, музей хлеба.
Такой «рывок» в открытии новых объектов свидетельствует о значительном интересе бизнес-сообщества и частных инвесторов к туристической отрасли в Костроме, что, в свою очередь, является одним из залогов успешного развития отрасли и увеличения потока новых туристов.
Наличие туристических брендов и проведение уникальных событийных мероприятий являются эффективным механизмом привлечения туристов. В настоящее время город Кострома известен следующими брендами: «Сказочная Кострома — родина Снегурочки», «Кострома сырная», «Кострома — ювелирная столица», «Кострома льняная», «Кострома — колыбель династии Романовых».
Одним из самых узнаваемых событийных мероприятий города Костромы стал фестиваль пиротехнического искусства «Серебряная ладья». Фестиваль проводится исключительно за счёт спонсорских средств организаций и предприятий, а также при информационной поддержке Администрации города. Ежегодно фестиваль собирает более ста тысяч зрителей.
За последние 3 года туристский поток в город Кострому увеличился с 624 тысяч человек в 2015 году до 693 тысяч человек в 2017 году, что показывает положительную тенденцию развития отрасли. Однако, для продолжения её стабильного развития и роста туристского потока необходимо осуществление мероприятий, направленных на укрепление имиджа города Костромы, как туристского центра.
 
Таблица 2
 
Характеристика текущего состояния в сферах поддержки инвестиционной деятельности, субъектов малого и среднего предпринимательства, развития внутреннего и въездного туризма
 
N п/п
Наименование целевого показателя (индикатора)
Единица изм.
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
(оценка)
1.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами промышленных предприятий (по полному кругу организаций)
млн. руб.
52640,9
56902,2
59313,5
61867,0
2.
Инвестиции в основной капитал (по полному кругу организаций, млн. руб.)
млн. руб.
6846,9
7559,3
7816,5
8051,5
3.
Среднемесячная заработная плата (по полному кругу организаций)
руб.
23407,9
24699,3
26500,2
27587,0
4.
Среднесписочная численность работников (по полному кругу организаций)
тыс. чел.
92,0
92,3
95,0
95,3
5.
Оборот малых предприятий
млн. руб.
34718,4
43870,9
53868,1
55160,9
6.
Объемы налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса города Костромы в консолидированный бюджет Костромской области по системе УСН и ЕНВД, патентной системе
млн. руб.
1199,7
1191,2
1279,2
1292,0
7.
Уровень регистрируемой безработицы на конец года
%
0,5
0,4
0,35
0,36
8.
Туристский поток
тыс. чел.
624
648
693
714
9
Количество объектов туристского интереса
ед.
52
62
66
73
10.
Количество публикаций в СМИ и на официальном сайте Администрации города об инвестиционном потенциале города Костромы
ед.
5
5
5
5
11.
Количество субъектов инвестиционной деятельности, получивших субсидию на возмещение части затрат  по арендной плате за земельный участок, используемый для реализации инвестиционного проекта
ед.
0
0
0
1
12.
Количество публикаций в СМИ и на официальном сайте Администрации города по вопросам поддержки субъектов МСП
ед.
17
18
18
18
13.
Количество субъектов МСП, получивших субсидию на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по банковским кредитам
чел.
5
6
6
4
14.
Количество субъектов МСП, получивших субсидию на возмещение части затрат на обучение или повышение квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях для города Костромы
ед.
2
0
2
2
15.
Количество договоров на размещение нестационарных торговых объектов (НТО), заключенных по итогам проведенных аукционов
ед.
121
109
14
8
16.
Количество ярмарок, организованных на территории города Костромы, с участием субъектов малого бизнеса по итогам проведенных конкурсов
ед.
28
23
19
18
17.
Количество рекламных мест, включенных в Схему размещения рекламных конструкций на территории города Костромы
ед.
435
467
511
335
18.
Количество выставок и форумов, в которых приняли участие представители от города Костромы
ед.
-
1
6
4
19.
Количество публикаций в СМИ и сети Интернет, а также печать полиграфической продукции о туристическом потенциале города Костромы
ед.
-
-
3
3
20.
Количество субъектов туристического бизнеса, получивших субсидию на возмещение затрат, связанных с развитием туризма в городе Костроме
ед.
-
3
4
4
 
Раздел III. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
3.1. Цель муниципальной программы - Стимулирование развития экономики города Костромы
3.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
3.2.1. создание условий для развития инвестиционной деятельности на территории города;
3.2.2. создание благоприятных условий для  развития малого и среднего предпринимательства.
3.2.3. укрепление имиджа города Костромы, как туристического центра.
3.3. Для оценки эффективности программы выбраны следующие целевые показатели (индикаторы), так как они наиболее полно отражают итоги реализации программы:
 
Таблица 3
 
Показатели, характеризующие достижение цели и решения задач программы
 
N п/п
Наименование цели, задачи
Наименование целевого показателя (индикатора)
Единицы измерения
Годы реализации программы
2019
2020
2021
1.
Цель: Стимулирование развития экономики города Костромы
1.1.
Задача 1: Создание условий для   развития инвестиционной деятельности на территории города
Инвестиции в основной капитал (по полному кругу организаций)
млн. руб.
8463,2
8848,4
9241,3
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами промышленных предприятий (по полному кругу организаций)
млн. руб.
64405,5
68902,0
71878,6
Среднемесячная заработная плата на предприятиях и в организациях города
руб.
28690,0
30182,0
31812,0
Уровень официально зарегистрированной безработицы
%
0,36
0,35
0,35
1.2.
Задача 2: Создание благоприятных условий для  развития малого и среднего предпринимательства
Оборот малых предприятий
млн. руб.
57643,2
60064,2
62466,8
Объемы налоговых поступления от субъектов малого и среднего бизнеса города Костромы в консолидированный бюджет Костромской области по системе УСН и ЕНВД, патентной системе
млн. руб.
1304,9
1318,0
1331,1
1.3.
Задача 3. Укрепление имиджа города Костромы, как туристического центра.
Туристский поток
тыс. чел.
735
757
780
Количество объектов туристского интереса
ед.
75
77
79
 
3.4 Ожидаемые результаты от реализации муниципальной программы:
3.4.1. инвестиции в основной капитал (по полному кругу организаций) составят 9241,3 млн. руб.;
3.4.2. объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами промышленных предприятий (по полному кругу организаций) составит 71878,6 млн. руб.;
3.4.3. среднемесячная заработная плата на предприятиях и в организациях города составит 31812,0 руб.;
3.4.4. уровень зарегистрированной безработицы на конец года составит 0,35 процента;
3.4.5. оборот малых предприятий составит 62466,8 млн. руб.;
3.4.6. налоговые поступления от субъектов малого и среднего бизнеса города Костромы в консолидированный бюджет Костромской области по системе УСН и ЕНВД, патентной системе достигнут 1 331.1 млн. рублей;
3.4.7. увеличение потока туристов до 780 тысяч человек к концу 2021 года;
3.4.8. увеличение количества объектов туристского интереса до 79 единиц.
3.5. В рамках программы будут реализованы следующие подпрограммы:
- «Поддержка инвестиционной деятельности»;
- «Поддержка малого и среднего предпринимательства»;
- «Стимулирование развития внутреннего и въездного туризма».
Деление программы на перечисленные подпрограммы обусловлено полномочиями органов местного самоуправления в сфере реализации программы, а также ключевыми задачами, связанными с исполнением указанных полномочий.
Все подпрограммы, с точки зрения их направленности на достижение цели программы, задают общее понимание концепции планируемых действий. В свою очередь, каждая из подпрограмм имеет свою систему целевых показателей, согласующихся с целями и задачами программы и подкрепленных собственными мероприятиями.
 
Раздел IV. ПОДПРОГРАММЫ И (ИЛИ) ОТДЕЛЬНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
4.1. Подпрограмма «Поддержка инвестиционной деятельности»
 
4.1.1. Ответственный исполнитель подпрограммы – Управление экономики Администрации города Костромы, исполнители подпрограммы - Управление экономики Администрации города Костромы, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы.
4.1.2. Сроки реализации подпрограммы: 2019-2021 годы.
4.1.3. Цель подпрограммы: создание условий для развития инвестиционной деятельности на территории города Костромы.
4.1.4. Задача подпрограммы – финансовая поддержка субъектов инвестиционной деятельности.
4.1.5. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы:
4.1.5.1. количество публикаций в СМИ и на официальном сайте Администрации города  об инвестиционном потенциале города Костромы
4.1.5.2. количество субъектов инвестиционной деятельности, получивших субсидию на возмещение части затрат  по арендной плате за земельный участок, используемый для реализации инвестиционного проекта.
4.1.6. Объемы и источники финансирования.
Бюджет города Костромы - 300 тыс. рублей, в том числе:
2019 год - 100,0 тыс. рублей;
2020 год - 100,0 тыс. рублей;
2021 год - 100,0 тыс. рублей.
4.1.7. Реализация подпрограммы позволит:
4.1.7.1. создать благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов на территории города Костромы
4.1.7.3. повысить информационную доступность для потенциальных инвесторов.
4.1.8. В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций и создания благоприятных условий для осуществления  инвестиционной деятельности  на муниципальном уровне разработан Стандарт деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании (Муниципальный инвестиционный стандарт).
Во исполнение требования Муниципального инвестиционного стандарта «Актуализация правовой базы для осуществления инвестиционной деятельности», в целях увеличения количества инвестиционных проектов, реализуемых на территории города, решением Думы города Костромы от 29.05.2014 N 83 утверждено Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в городе Костроме, которое предусматривает консультационную, информационную (в том числе размещение информационных материалов в средствах массовой информации об инвестиционном потенциале города Костромы) и финансовую (в виде субсидий в целях полного или частичного возмещения суммы арендной платы за земельный участок, используемый для реализации инвестиционного проекта) поддержку инвесторам. Предоставление финансовой поддержки предусмотрено в том числе хозяйствующим субъектам с небольшим инвестиционным портфелем (от 10 млн. рублей), что учитывает интересы малого и среднего бизнеса.
В целях снижения налоговой нагрузки на инвесторов, реализующих проекты на территории города, принято решение Думы города Костромы от 20 октября 2005 года N 84, предусматривающее освобождение от уплаты земельного налога:
 - субъектов инвестиционной деятельности - в отношении земельных участков, используемых для осуществления инвестиционного проекта, включенного в Реестр инвестиционных проектов Костромской области, на срок полной окупаемости проекта, но не более расчетного срока окупаемости, определенного в соответствии с порядком определения срока окупаемости инвестиционного проекта;
- инвесторов, являющихся участником специального инвестиционного контракта, заключенного городом Костромой - в отношении земельных участков, используемых для осуществления инвестиционного проекта, включенного в Реестр инвестиционных проектов Костромской области, на срок действия такого контракта, определенного в соответствии с методикой определения срока действия специального инвестиционного контракта;
Кроме того, субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты, включенные в Реестр инвестиционных проектов города Костромы и являющиеся объектом муниципальной поддержки в соответствии с решением Думы города Костромы от 29 мая 2014 года N 83 «Об утверждении Положения о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в городе Костроме», предоставляется налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате суммы земельного налога (авансового платежа по земельному налогу) в отношении земельных участков, используемых для осуществления инвестиционного проекта, предусматривающего строительство новых объектов капитального строительства, на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более 5 лет.
Постановлением Администрации города Костромы от 23 июня 2014 года N 1569 создан Совет по привлечению инвестиций города Костромы, утвержден его состав и порядок работы. В задачи Совета входит предварительное рассмотрение вопросов и подготовки предложений по предоставлению муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в городе Костроме, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также обеспечение необходимых условий для повышения инвестиционной привлекательности и улучшения инвестиционного климата в городе Костроме и разработки предложений по приоритетным направлениям развития экономики города.
Реализация системы оценки регулирующего воздействия принимаемых и экспертизы принятых нормативных правовых актов муниципального образования, затрагивающих предпринимательскую и инвестиционную деятельность, осуществляется в соответствии с решением Думы города Костромы от 18 декабря 2014 года N 250 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов города Костромы, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов города Костромы, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности».
На официальном сайте Администрации города создана и постоянно актуализируется страница, посвященная инвестиционной деятельности на территории города Костромы.
 
Таблица 4
 
Целевые показатели (индикаторы), применяемые для оценки
достижения целей и решения задач подпрограммы
 
N п/п
Наименование цели
Наименование целевого показателя (индикатора)
Единицы измерения
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
1.
Финансовая поддержка субъектов инвестиционной деятельности
Количество публикаций в СМИ и на официальном сайте Администрации города  об инвестиционном потенциале города Костромы
ед.
5
5
5
5
Количество субъектов инвестиционной деятельности, получивших субсидию на возмещение части затрат  по арендной плате за земельный участок, используемый для реализации инвестиционного проекта.
ед.
1
1
1
1
 
4.2. Подпрограмма «Поддержка малого и среднего предпринимательства»
 
4.2.1. Ответственный исполнитель подпрограммы, исполнитель подпрограммы - Управление экономики Администрации города Костромы.
4.2.2. Сроки реализации подпрограммы: 2019-2021 годы.
4.2.3. Цель подпрограммы: Создание благоприятных условий для  развития малого и среднего предпринимательства.
4.2.4. Задачи подпрограммы:
4.2.4.1. информационная  поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
4.2.4.2. финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
4.2.4.3. обеспечение  равных прав субъектов МСП при организации нестационарной торговли;
4.2.4.4. сохранение количества рекламных мест, допустимых к размещению на территории города Костромы.
4.2.5. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы:
4.2.5.1. количество публикаций в СМИ и на официальном сайте Администрации города по вопросам поддержки субъектов МСП;
4.2.5.2.  количество субъектов МСП  получивших субсидию на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по банковским кредитам;
4.2.5.3. количество субъектов МСП получивших субсидию на возмещение части затрат на обучение или повышение квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях для города Костромы;
4.2.5.4. количество субъектов МСП получивших  субсидию на частичное возмещение затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
4.2.5.5. количество договоров на размещение нестационарных торговых объектов (НТО), заключенных по итогам проведенных аукционов;
4.2.5.6. количество ярмарок, организованных на территории города Костромы, с участием субъектов малого бизнеса по итогам проведенных конкурсов;
4.2.5.7. количество рекламных мест, включенных в Схему размещения рекламных конструкций на территории города Костромы.
Все показатели напрямую или косвенно характеризуют достижение цели подпрограммы.
4.2.6. Объемы и источники финансирования.
Бюджет города Костромы - 3300,0 тыс. рублей, в том числе:
2019 год - 1100,0 тыс. рублей;
2020 год - 1100,0 тыс. рублей;
2021 год - 1100,0 тыс. рублей.
4.2.7. Реализация подпрограммы позволит субъектам малого предпринимательства, занимающимся приоритетными видами экономической деятельности и получившим финансовую поддержку в рамках подпрограммы, снизить кредитную нагрузку и освободившиеся средства перенаправить на развитие производства, повысить уровень квалификации работников, снизить затраты на выставочно-ярмарочную деятельность;
4.2.8. Согласно проведенного мониторинга видов поддержки, оказываемой субъектам МСП в городах Центрального Федерального округа, финансовая поддержка является наиболее актуальной для малого бизнеса. При этом традиционно предоставляемые городом Костромой субсидии входят в перечень наиболее востребованных предпринимателями.
Порядок предоставления из бюджета города Костромы субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим приоритетные для города Костромы виды экономической деятельности, в целях частичного возмещения затрат, связанных с оплатой процентов за пользование денежными средствами по кредитным договорам, утвержден постановлением Администрации города Костромы от 10 марта 2011 года № 405.
Порядок предоставления из бюджета города Костромы субсидий на возмещение части затрат на обучение или повышение квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников, осуществляющих приоритетные для города Костромы виды экономической деятельности утвержден Постановление Администрации города Костромы от 16 ноября 2016 года № 3119.
Кроме указанных видов субсидий перечень мероприятий Программы содержит мероприятие по предоставлению субъектам МСП субсидией в целях возмещения части затрат, связанных с выставочно-ярмарочной деятельностью. Данный вид поддержки так же является актуальным для малого бизнеса. Кроме того, поддержка предпринимателей города Костромы, участвующих в выставочно-ярмарочных мероприятиях, будет способствовать повышению узнаваемости Костромы, продвижению города и на рынке туристских услуг.
Порядок предоставления из бюджета города Костромы субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим приоритетные для города Костромы виды экономической деятельности, в целях частичного возмещения затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, будет утвержден после принятия Программы.
4.2.9. К важным мероприятиям необходимо отнести предоставление равных прав субъектам малого предпринимательства в организации нестационарной торговой сети, досуга, размещение рекламных конструкций на территории города.
В рамках своей деятельности Управление экономики Администрации города Костромы в соответствии с постановлением Администрации Костромской области от 22 декабря 2010 года N 422-а «О порядке организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, а также требованиях к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарках на территории Костромской области» разрабатывает и утверждает план организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на предстоящий календарный год, содержащий информацию об организаторах ярмарок, местах, видах и сроках их проведения.
В целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли на основании Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Управлением экономики разработана и актуализируется схема размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (постановление Администрации города Костромы от 26 мая 2011 года N 1219 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Костромы»).
4.2.10  Актуальным направлением в развитии малого предпринимательства является сохранение количества рекламных мест, допустимых к размещению  рекламных конструкций.
Данный показатель является новым для муниципальной программы.  Необходимость его введения обусловлена изменением законодательства в области охраны объектов культурного наследия, на основании которого в 2018 году из Схемы размещения рекламных конструкций на территории города Костромы, утвержденной постановлением №318 от 28 февраля 2012 года были исключены 176 рекламных мест из-за их расположения на территории объектов археологического наследия федерального значения, на которых в соответствии с пунктом 1 статьи 35.1 Федерального закона № 73-ФЗ не допускается распространение наружной рекламы.
Количество рекламных мест в соответствии со Схемой размещения рекламных конструкций на территории города Костромы, утвержденной постановлением  Администрации города Костромы  №1465 от 4 июля 2018 года составляет 335 рекламных мест. Сохранение положительной динамики изменения количества рекламных мест для размещения на территории города Костромы является важным фактором, свидетельствующим о росте предложения рекламных мест для рекламораспространителей, что приведёт к снижению рисков увеличения стоимости размещения наружной рекламы и стимулирует развитие рекламного бизнеса города.
 
Таблица 5
 
Целевые показатели (индикаторы), применяемые для оценки
достижения цели и решения задач подпрограммы
 
N п/п
Наименование цели
Наименование целевого показателя (индикатора)
Единицы измерения
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
1.
Создание благоприятных условий для  развития малого и среднего предпринимательства
Количество публикаций в СМИ и на официальном сайте Администрации города по вопросам поддержки субъектов МСП
чел.
18
20
21
22
Количество субъектов МСП, получивших субсидию на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по банковским кредитам
ед.
4
4
4
4
Количество субъектов МСП, получивших субсидию на возмещение части затрат на обучение или повышение квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях для города Костромы
ед.
2
2
2
2
Количество субъектов МСП получивших  субсидию на частичное возмещение затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях
ед.
0
4
4
4
Количество договоров на размещение нестационарных торговых объектов (НТО), заключенных по итогам проведенных аукционов
ед.
8
9
10
11
Количество ярмарок, организованных на территории города Костромы, с участием субъектов малого бизнеса по итогам проведенных конкурсов
ед.
18
19
20
21
Количество рекламных мест, включенных в Схему размещения рекламных конструкций на территории города Костромы.
ед.
335
338
340
342
 
4.3. Подпрограмма «Стимулирование развития
внутреннего и въездного туризма»
 
4.3.1. Ответственный исполнитель, исполнитель подпрограммы - Управление экономики Администрации города Костромы.
4.3.2. Сроки реализации подпрограммы: 2019-2021 годы.
4.3.3. Цель подпрограммы: Укрепление имиджа города Костромы, как туристического центра.
4.3.4. Задачи подпрограммы:
4.3.4.1. проведение информационной деятельности, направленной на продвижение туристических ресурсов города Костромы на российский и международный туристские рынки, в том числе разработка концепции развития сферы внутреннего туризма на территории Костромы и комплексной коммуникационной программы для продвижения города как туристского центра;
4.3.4.2. финансовая поддержка субъектов туристического бизнеса.
4.3.5. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы:
4.3.5.1. количество выставок и форумов, в которых приняли участие представители от города Костромы;
4.3.5.2. количество публикаций в СМИ и сети Интернет о туристическом потенциале города Костромы;
4.3.5.3. количество субъектов туристического бизнеса, получивших субсидию на возмещение затрат, связанных с развитием туризма в городе Костроме.
Все показатели напрямую или косвенно характеризуют достижение цели подпрограммы.
4.3.6. Объемы и источники финансирования.
Бюджет города Костромы - 3494,0 тыс. рублей, в том числе:
2019 год - 1222,0 тыс. рублей;
2020 год - 1022,0 тыс. рублей;
2021 год - 1250,0 тыс. рублей.
4.3.7. Реализация подпрограммы позволит:
4.3.7.1. создать условия для увеличения внутреннего и въездного потока туристов до 780 тысяч человек в 2021 году и увеличения количества объектов туристского интереса до 79 единиц;
4.3.7.2. осуществить рекламное продвижение города Костромы как туристического центра, сформировать положительный имидж города, установить межрегиональные и международные связи с целью взаимовыгодного сотрудничества, разработать концепцию развития сферы внутреннего туризма на территории Костромы;
4.3.7.3. осуществить рекламное продвижение объектов туристского показа, информировать индивидуальных туристов о достопримечательностях города;
4.3.7.4. повысить предпринимательскую активность в развитии туризма на территории города Костромы.
Порядок предоставления из бюджета города Костромы субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат, связанных с осуществлением деятельности по развитию внутреннего и въездного туризма на территории города Костромы утвержден постановлением Администрации города Костромы от 3 октября 2016 года N 2792.
 
Таблица 6
 
Целевые показатели (индикаторы), применяемые для оценки
достижения цели и решения задач подпрограммы
 
N п/п
Наименование цели
Наименование целевого показателя (индикатора)
Единицы измерения
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
1.
Укрепление имиджа города Костромы, как туристического центра
 
 Количество выставок и форумов, в которых приняли участие представители от города Костромы
ед.
4
4
5
6
Количество публикаций в СМИ и сети Интернет, а также печать полиграфической продукции о туристическом потенциале города Костромы
ед.
3
4
5
6
Количество субъектов туристического бизнеса, получивших субсидию на возмещение затрат, связанных с развитием туризма в городе Костроме
ед.
4
4
4
4
 
Раздел V. СОСТАВ И РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
N п/п
Наименование программы, подпрограммы, отдельного мероприятия/Источник финансирования
Ответственный исполнитель, исполнитель, участник
2019 год, тыс. руб.
2020 год, тыс. руб.
2021 год, тыс. руб.
За весь период реализации программы тыс. руб.
1
Муниципальная программа «Развитие экономики города Костромы»
Ответственный исполнитель: Управление экономики Администрации города Костромы;
Исполнители:
Управление экономики Администрации города Костромы, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы
2422
2222,0
2450,0
7094,0
 
- бюджет города
 
2422
2222,0
2450,0
7094,0
 
- областной бюджет
 
-
-
-
-
 
- федеральный бюджет
 
-
-
-
-
 
- внебюджетные источники
 
-
-
-
-
1.1.
Подпрограмма «Поддержка инвестиционной
деятельности»
Ответственный исполнитель: Управление экономики Администрации города Костромы;
Исполнители:
Управление экономики Администрации города Костромы, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы
100,0
100,0
100,0
300,0
 
- бюджет города
 
100,0
100,0
100,0
300,0
 
- областной бюджет
 
-
-
-
-
 
- федеральный бюджет
 
-
-
-
-
 
- внебюджетные источники
 
-
-
-
-
1.1.1.
Предоставление субсидий на возмещение затрат по арендной плате за земельный участок, используемый для реализации инвестиционного проекта
Исполнители:
Управление экономики Администрации города Костромы;
Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы
100,0
100,0
100,0
300,0
 
- бюджет города
 
100,0
100,0
100,0
300,0
 
- областной бюджет
 
-
-
-
-
 
- федеральный бюджет
 
-
-
-
-
 
- внебюджетные источники
 
-
-
-
-
1.2.
Подпрограмма «Поддержка малого и среднего предпринимательства»
Ответственный исполнитель, исполнитель: Управление экономики Администрации города Костромы
 
1100,0
1100,0
1100,0
3300,0
 
- бюджет города
 
1100,0
1100,0
1100,0
3300,0
 
- областной бюджет
 
-
-
-
-
 
- федеральный бюджет
 
-
-
-
-
 
- внебюджетные источники
 
-
-
-
-
1.2.1.
Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по банковским кредитам
Исполнитель: Управление экономики Администрации города Костромы
800,0
800,0
800,0
2400,0
1.2.2.
Предоставление субсидий на возмещение части затрат на обучение или повышение квалификации субъектов малого и среднего предпринимательства и их сотрудников, осуществляющих деятельность в приоритетных направлениях для города Костромы
Исполнитель: Управление экономики Администрации города Костромы
100,0
100,0
100,0
300,0
 
- бюджет города
 
100,0
100,0
100,0
300,0
 
- областной бюджет
 
-
-
-
-
 
- федеральный бюджет
 
-
-
-
-
 
- внебюджетные источники
 
-
-
-
-
1.2.3
Предоставление  субъектам МСП   субсидии на частичное возмещение затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях
Исполнитель: Управление экономики Администрации города Костромы
200
200
200
600
 
- бюджет города
 
200
200
200
600
 
- областной бюджет
 
-
-
-
-
 
- федеральный бюджет
 
-
-
-
-
 
- внебюджетные источники
 
-
-
-
-
1.3.
Подпрограмма «Стимулирование развития внутреннего и въездного туризма»
Ответственный исполнитель, исполнитель: Управление экономики Администрации города Костромы
1222,0
1022,0
1250,0
3494,0
 
- бюджет города
 
1222,0
1022,0
1250,0
3494,0
 
- областной бюджет
 
-
-
-
-
 
- федеральный бюджет
 
-
-
-
-
 
- внебюджетные источники
 
-
-
-
-
1.3.1
Участие в специализированных туристских выставках, форумах и рекламных турах, разработка концепции развития сферы внутреннего туризма на территории Костромы
Исполнитель: Управление экономики Администрации города Костромы
660
 
410
 
500
1570
 
- бюджет города
 
660
410
500
1570
 
- областной бюджет
 
-
-
-
-
 
- федеральный бюджет
 
-
-
-
-
 
- внебюджетные источники
 
-
-
-
-
1.3.2
Распространение информационных материалов о туристских ресурсах города (публикация в СМИ, информационные буклеты, карты)
Исполнитель: Управление экономики Администрации города Костромы
262
312
450
1024
 
- бюджет города
 
262
312
450
1024
 
- областной бюджет
 
-
-
-
-
 
- федеральный бюджет
 
-
-
-
-
 
- внебюджетные источники
 
-
-
-
-
1.3.3
Предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат, связанных с осуществлением деятельности по развитию внутреннего и въездного туризма на территории города Костромы
Исполнитель: Управление экономики Администрации города Костромы
300
300
300
900
 
- бюджет города
 
300
300
300
900
 
- областной бюджет
 
-
-
-
-
 
- федеральный бюджет
 
-
-
-
-
 
- внебюджетные источники
 
-
-
-
-
 
Раздел VI. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
 
6.1. Ответственным исполнителем реализации муниципальной программы является Администрация города Костромы в лице Управления экономики Администрации города Костромы.
6.2. Исполнителями программных мероприятий является Управление экономики Администрации города, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы.
6.3. Ответственный исполнитель муниципальной программы:
6.3.1. координирует деятельность исполнителей по реализации подпрограмм, отдельных мероприятий муниципальной программы;
6.3.2. выполняет функции исполнителя муниципальной программы в части, касающейся его полномочий;
6.3.3. предоставляет по запросу Управления финансов Администрации города Костромы сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации муниципальной программы, проверки отчетности реализации муниципальной программы;
6.3.4. запрашивает у исполнителей муниципальной программы информацию, необходимую для подготовки отчетов о реализации муниципальной программы, проведения оценки эффективности реализации муниципальной программы и ответов на запросы Управления финансов Администрации города Костромы;
6.3.5. осуществляет оценку эффективности реализации муниципальной программы, а также реализации подпрограмм, входящих в муниципальную программу, путем определения степени достижения целевых показателей муниципальной программы и полноты использования средств;
6.3.6. готовит в срок до 1 марта следующего года годовой отчет о реализации муниципальной программы и представляет его в установленном порядке.
6.4. Исполнители муниципальной программы:
6.4.1. осуществляют реализацию мероприятий муниципальной программы, отдельных в рамках своих полномочий;
6.4.2. разрабатывают и согласовывают проект изменений в муниципальную программу;
6.4.3. формируют предложения по внесению изменений в муниципальную программу, направляют их ответственному исполнителю;
6.4.4. представляют в срок до 15 февраля ответственному исполнителю необходимые сведения для подготовки информации о ходе реализации мероприятий муниципальной программы.
6.5. При реализации муниципальной программы возможно возникновение следующих рисков, которые могут препятствовать достижению планируемых результатов:
- риски, связанные с изменением бюджетного законодательства;
- финансовые риски: финансирование Программы не в полном объеме в связи с неисполнением доходной части бюджета города Костромы;
- риски, тормозящие развитие экономики в городе Костроме: значительный рост тарифов и цен на поставку энергоресурсов, сырья и материалов; рост инфляции; увеличение ставок налоговых и рентных платежей и т. д.
- неполное использование субъектами инвестиционной деятельности, субъектами МСП, субъектами, осуществляющими деятельность в сфере туризма, мер финансовой поддержки, предоставляемых в рамках мероприятий программы.
В рамках муниципальной программы отсутствует возможность управления экономическими и финансовыми рисками, возможен лишь оперативный учет последствий их проявления.
Минимизация рисков возможна на основе: регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий муниципальной программы; финансового контроля. Способами ограничения рисков являются: концентрация ресурсов на решении приоритетных задач; изучение и внедрение положительного опыта других муниципальных образований.
В случае возникновения рисков программа подлежит корректировке - изменению состава и сроков исполнения программных мероприятий.
 
6.6. Контроль за ходом реализации программы осуществляется посредством координации деятельности исполнителя по целевому и эффективному использованию финансовых средств, ведением и предоставлением отчетности путем ежегодного уточнения целевых показателей, а также затрат по мероприятиям и механизма реализации.