ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту решения Думы города Костромы
«Об утверждении порядка организации и осуществления муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках
 города Костромы»
 
В связи с отсутствием муниципального правового акта устанавливающего порядок организации и осуществления муниципального контроля в области организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы, а также в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон) возникла необходимость принятия порядка осуществления муниципального контроля в данной сфере соответствующего нормам действующего законодательства.
Целью настоящего проекта является установление предмета и форм муниципального контроля, мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, четких требований к порядку организации и осуществления проверок, прав и обязанностей субъектов проверок.
Основной группой субъектов предпринимательской деятельности, чьи интересы будут затронуты предлагаемым проектом, являются юридические лица, получающие муниципальную услугу по оформлению разрешения на право организации розничного рынка на территории города Костромы.
Для указанных субъектов проектом предусмотрена обязанность предоставления документов, запрашиваемых уполномоченным органом Администрации города Костромы в ходе проверки, а также исполнение полученных предписаний об устранении выявленных нарушений по итогам проверки.
В связи с тем, что порядок осуществления Администрацией города Костромы муниципального контроля в области организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы может быть утвержден только решением Думы, иных вариантов решения проблемы не имеется.
Ожидаемым результатом выбранного варианта правового регулирования является утверждение порядка осуществления Администрацией города Костромы муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы.
Принятие решения Думы города Костромы «О порядке организации и осуществления муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы» не повлечет расходов из бюджета города Костромы.
В связи с тем, что проект акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные муниципальными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в проекте, можно определить как высокую.
 
 
 
Вносится главой
 Администрации
города Костромы
 
Проект
 
ДУМА ГОРОДА КОСТРОМЫ
РЕШЕНИЕ
 
 
 
 
 
Об утверждении Порядка организации и осуществления муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках
 города Костромы
 
 
В целях создания условий для обеспечения исполнения муниципальной функции при организации и осуществлении муниципального контроля в области организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ  «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», руководствуясь статьями 29 и 55 Устава города Костромы, Дума города Костромы
 
РЕШИЛА:
 
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава города Костромы Ю. В. Журин

 
УТВЕРЖДЕН
решением Думы города Костромы
от «___» _________ 2018 года № ___
 
ПОРЯДОК
организации и осуществления муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы
 
Статья 1. Общие положения
 
1. Порядок организации и осуществления муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 10 марта 2007 года № 148 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка".
2. Муниципальный контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы осуществляют должностные лица уполномоченного постановлением Администрации города Костромы отраслевого (функционального) органа Администрации (далее – орган муниципального контроля) во взаимодействии с органами, уполномоченными осуществлять государственный надзор в области торговой деятельности, а также гражданами, общественными объединениями, иными негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими общественный контроль в указанной сфере правоотношений. Перечень должностных лиц органа муниципального контроля, уполномоченных организовывать и осуществлять муниципальный контроль в области организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы, утверждается постановлением Администрации города Костромы. Должностным лицам органа муниципального контроля, уполномоченным на организацию и осуществление муниципального контроля в области организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы, выдаются служебные удостоверения.
 
Статья 2. Предмет муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы
 
1. Предметом муниципального контроля является проверка соблюдения юридическими лицами требований, установленные Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ  «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в сфере организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы (далее – обязательные требования), а также организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий  по контролю без взаимодействия с юридическими лицами.
 
Статья 3. Формы муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы
 
1. Муниципальный контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы осуществляется в форме:
1) мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
2) мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля с юридическими лицами (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами);
3) плановых и внеплановых проверок.
 
Статья 4. Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований
 
1. В целях предупреждения нарушений юридическими лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, орган муниципального контроля осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемой им программой профилактики нарушений.
2. В целях профилактики нарушений обязательных требований орган муниципального контроля:
1) обеспечивает размещение на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля в области организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляет информирование юридических лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований орган муниципального контроля подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы и размещение на официальном сайте Администрации города Костромы в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, в целях недопущения таких нарушений;
4) выдает предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с частями 5 - 7 статьи 82 Федерального закона № 294-ФЗ, если иной порядок не установлен федеральным законом.
 
Статья 5. Проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами
 
1. Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, проводятся органом муниципального контроля в пределах своей компетенции в порядке, видах и формах, установленных федеральными законами, на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем органа муниципального контроля.
 
Статья 6. Организация и осуществление проверок
 
1. Организация и осуществление проверок в отношении юридических лиц осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ.
2. Плановые проверки юридических лиц, проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено действующим законодательством, на основании ежегодных планов, разрабатываемых и утверждаемых органом муниципального контроля в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489.
Утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Администрации города Костромы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) опубликования в средствах массовой информации, осуществляющих официальное опубликование муниципальных правовых актов города Костромы.
3. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, орган муниципального контроля направляет проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в прокуратуру города Костромы.
4. Проверки проводятся органом муниципального контроля в форме документарной проверки и (или) выездной проверки на основании распоряжения руководителя органа муниципального контроля.
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые определены в указанном распоряжении.
5. По результатам проверки должностными лицами органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах. Акт проверки оформляется в отношении юридических лиц в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ.
6. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдать предписание и принять меры в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ.
7. В случае если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием руководителя или иного должностного лица юридического лица, его уполномоченного представителя, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием), руководителя или иного должностного лица юридического лица, его уполномоченного представителя, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого юридического лица плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица.
 
Статья 7. Сроки проведения проверок
 
1. Срок проведения каждой из проверок (документарной, выездной) не может превышать двадцать рабочих дней.
2. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В случае необходимости при проведении проверки, указанной в первом абзаце настоящей части, получения документов и (или) информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия проведение проверки может быть приостановлено руководителем органа муниципального контроля на срок, необходимый для осуществления межведомственного информационного взаимодействия, но не более чем на десять рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.
На период действия срока приостановления проведения проверки приостанавливаются связанные с указанной проверкой действия органа муниципального контроля на территории, в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, на иных объектах субъекта малого предпринимательства.
3. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений  должностных лиц органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем органа муниципального контроля, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий не более чем на пятьдесят часов, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.
 
Статья 8. Права, обязанности и ответственность юридических лиц предпринимателей при проведении проверки
 
1. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа муниципального контроля, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом № 294-ФЗ;
3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органом муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
4) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия в орган муниципального контроля по собственной инициативе;
5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа муниципального контроля;
6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Костромской области к участию в проверке;
8) подать в орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение положений статьи 26.1 Федерального закона № 294-ФЗ. Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, подтверждающих отнесение юридического лица к субъектам малого предпринимательства, порядок рассмотрения этого заявления, обжалования включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок, а также исключения соответствующей проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 года № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489»;
9) на возмещение вреда, причиненного вследствие неправомерных действий (бездействия) должностных лиц органа муниципального контроля, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными;
10) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. Юридические лица при проведении проверки обязаны:
1) обеспечивать присутствие уполномоченных представителей, руководителей и иных должностных лиц юридических лиц;
2) представлять необходимые для проведения проверки документы;
3) не препятствовать осуществлению муниципального контроля должностными лицами органа муниципального контроля в области организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы;
4) в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса органа муниципального контроля направить в орган муниципального контроля указанные в запросе документы;
5) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
3. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, допустившие нарушение Федерального закона № 294-ФЗ,  необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органа муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Костромской области.
 
Статья 9. Права и обязанности должностных лиц органа муниципального контроля
 
1. Должностные лица органа муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля в области организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы имеют право:
1) при предъявлении копии распоряжения руководителя органа муниципального контроля о проведении проверки и служебного удостоверения посещать и беспрепятственно обследовать объекты муниципального контроля;
2) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению муниципального контроля в области организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы, а также в установлении лиц, виновных в нарушении обязательных требований;
3) привлекать к проведению выездной проверки юридического лица, экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц;
4) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц информацию и документы, необходимые для проведения проверок;
5) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. При организации и осуществлении муниципального контроля в области организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы должностные лица органа муниципального контроля обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, проверка которого проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения руководителя органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку проводить только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения руководителя органа муниципального контроля и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица с результатами проверки;
8) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц;
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ;
12) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
13) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
14) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок в случае его наличия у юридического лица;
15) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
 
Статья 10. Ответственность органа муниципального контроля, должностных лиц органа муниципального контроля при организации и осуществлении муниципального контроля в области организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы
 
1. Орган муниципального контроля, его должностные лица в случае ненадлежащего исполнения полномочий при осуществлении организации и проведении муниципального контроля в области организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Руководитель органа муниципального контроля осуществляет контроль за исполнением должностными лицами органа муниципального контроля полномочий при осуществлении организации и проведения муниципального контроля в области организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках города Костромы, ведет учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами должностных обязанностей, проводит соответствующие служебные расследования и принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры в отношении указанных должностных лиц.