Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории города Костромы на 2022 года.
 
Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики.
 
1. Общие положения
 
1.1.      Настоящая программа разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2021 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»   (далее – Закон № 248-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям», решением Думы города Костромы от «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле на территории города Костромы» (далее – Положение о муниципальном контроле), и предусматривает комплекс мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального жилищного контроля на территории города Костромы (далее – муниципальный контроль).
1.2.      В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава города Костромы, Положением об Управлении муниципальных инспекций Администрации города Костромы, утвержденным решением Думы города Костромы от 5 сентября 2013 года № 126, Управление муниципальных инспекций Администрации города Костромы (далее – Управление) является уполномоченным органом по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории города Костромы.
1.3.      Структурным подразделением, осуществляющим муниципальный контроль, является отдел муниципального жилищного контроля (далее – Отдел МЖК). Непосредственными исполнителями муниципальной функции являются муниципальные инспекторы Отдела Управления.
 
2. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля.
 
2.1. Одним из вопросов местного значения органов местного самоуправления городского округа является осуществление муниципального жилищного контроля.
2.2. Предметом муниципального контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий, в отношении муниципального жилищного фонда:
1) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
2) требований к формированию фондов капитального ремонта;
3) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
4) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
6) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
7) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
8) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
9) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
10) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
11) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
2.3.Муниципальный контроль осуществляется в отношении граждан, в том числе, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, организаций, в том числе коммерческих и некоммерческих организаций любых форм собственности и организационно-правовых форм, органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - контролируемые лица).
2.4.      Объектами муниципального контроля являются:
1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) муниципальные жилые помещения, общее имущество в многоквартирном жилом доме и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым жилищным законодательством предъявляются обязательные требования.
2.5. Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Управлением мероприятий по муниципальному контролю, размещен на официальном сайте Администрации города Костромы в разделе «Муниципальный контроль».
2.6. Штатная численность должностных лиц Управления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, в 2021 года составляла 3 человека, фактически муниципальный контроль осуществлялся 2 штатными единицами.
 2.7. В рамках осуществления мероприятий по муниципальному контролю в 2021 году проведена 61 проверка: в отношении физических лиц - 12 плановых, 47 внеплановых проверок, в отношении юридических лиц – 1 плановая, 1 внеплановая. По результатам проверок выдано 28 предписаний физическим лицам – нанимателям муниципальных жилых помещений,  из них выполнено в установленные сроки – 5,           в отношении физических лиц составлено 70 протоколов об административных правонарушениях, из них:
            - 25 протоколов за неисполнения предписания по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В основном нарушения связаны с ненадлежащим содержанием жилья, антисанитарным состоянием помещений, отсутствием текущего ремонта.
            - 45 протоколов за воспрепятствование законной деятельности должностного лица, уполномоченного на осуществление муниципального контроля, по части 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 
3.            Описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного органа.
 
3.1.      В рамках развития и осуществления профилактической деятельности на территории города Костромы в 2021 году:
- на официальном сайте Администрации города Костромы в сети «Интернет» размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов, соответствующих нормативных правовых актов;
- осуществлялось информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством, разъяснительной работы на официальном сайте Администрации города Костромы в сети «Интернет», в средствах массовой информации;
- размещалась на официальном сайте Администрации города Костромы информация о результатах осуществления муниципального контроля;
- осуществлялось консультирование по вопросам соблюдения обязательных требований;
- осуществлялось внесение информации о проводимых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их результатах в ФГИС «Единый реестр проверок».
 
4.            Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики.
 
4.1. Основными проблемами, на решение которых направлена настоящая программа, являются:
- низкий уровень знания подконтрольными субъектами требований, предъявляемых к ним законодательством Российской Федерации, и как следствие незнание подконтрольными субъектами о наличии совершаемых нарушений;
- несоблюдение требований к сохранности жилых помещений муниципального жилищного фонда, к обеспечению надлежащего состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда, к использованию жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с их назначением, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей.
4.2. Путь решения проблем: проведение профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня правосознания подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к исполнению своих правовых обязанностей, а также на снижение количества совершаемых нарушений.
 
Раздел II. Цели и задачи реализации программы профилактики.
 
5.1. Основными целями программы профилактики являются:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми субъектами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых субъектов, повышение информированности о способах их соблюдения;
- мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и, как следствие, снижение административных и финансовых издержек подконтрольных субъектов;
- обеспечение прозрачности контрольной деятельности и информационной открытости; доступности информации об обязательных требованиях.
5.2. Проведение профилактических мероприятий программы профилактики направлено на решение следующих задач:
- укрепление системы профилактики нарушений рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- повышение правосознания и правовой культуры руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;
- оценка возможной угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению;
- выявление факторов угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения угрозы;
- оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных контролируемым лицам уровней риск;
- сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы.
 
Раздел III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
 
№ п/п
Наименование мероприятия
Срок исполнения
Ответственные исполнители
1
Информирование
по вопросам соблюдения обязательных требований
в течение года (по мере необходимости)
Отдел муниципального жилищного контроля
2
Консультирование
По мере обращения подконтрольных субъектов
Инспекторы Отдела муниципального жилищного контроля
 
3
Объявление предостережений
в течении года при наличии оснований, предусмотренных статьей 49 Закона                 № 248-ФЗ
Инспекторы Отдела муниципального жилищного контроля
4
Профилактический визит
в течение года (по мере необходимости)
Инспекторы Отдела муниципального жилищного контроля
 
6.1. Консультирование контролируемых лиц и (или) их представителей осуществляется инспектором, при обращении контролируемых лиц и (или) их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля.
6.2. Консультирование осуществляется без взимания платы и может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий. Время консультирования не должно превышать 15 минут.
6.3. Информация о месте, инспекторах, проводящих личный прием, а также об установленных для приема днях и часах размещается Управлением на официальном сайте Администрации.
6.4. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) организация и осуществление муниципального  контроля;
2) порядок осуществления профилактических, контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением о муниципальном контроле.
6.5. Консультирование в письменной форме осуществляется в следующих случаях:
1) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) за время, предусмотренное Положением о муниципальном контроле для консультации, предоставить ответ на поставленные вопросы не представляется возможным;
3) для подготовки ответа на поставленные вопросы необходимы дополнительные сведения, запрашиваемые в органах государственной власти или у иных лиц.
6.6. Если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к сфере муниципального контроля, контролируемому лицу и (или) его представителю даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления или к соответствующим должностным лицам.
6.7. При проведении консультирования во время контрольных мероприятий запись о проведенной консультации отражается в акте контрольного мероприятия.
6.8. В случае поступления в Управление однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и (или) их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Администрации письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом Управления.
 
Раздел IV. Показатели результативности и эффективности
 программы профилактики
 
7.1. Результатом реализации Программы является предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении муниципального контроля.
7.2 Эффективность Программы оценивается ежегодно по показателям, указанным в  приведенной ниже таблице.
 
№ п/п
Наименование показателя
Величина
41
Полнота информации, размещенной на официальном сайте Администрации округа в соответствии с частью 3 статьи 46 Закона № 248-ФЗ
100 %
22
Удовлетворенность контролируемых субъектов и их представителями консультированием
100 % от числа обратившихся