Приложение №1

к распоряжению начальника Управления экономики

 Администрации города Костромы

от 22 марта 2022 года №13 -р

 

Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики осуществления муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках за 2021 год.

 

Введение

 

Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики осуществления муниципального контроля за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках (далее – Доклад) подготовлен во исполнение пункта 13 части 3 статьи 46, статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).

 

I. Общие положения

 

В 2021 году Управление экономики Администрации города Костромы (далее – Управление) осуществляло муниципальный контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках (далее – МК), в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным постановлением Администрации города Костромы от 27 ноября 2012 года № 2495.

Реализация Управлением полномочий в части осуществления МК в 2021 году осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) посредством организации и проведения плановой проверки юридического лица в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления, согласованным с органами прокуратуры (далее – План проверок), на основании: распоряжения начальника Управления экономики Администрации города Костромы от 4.02.2021 № 5-р «О проведении плановой документарной и выездной проверки юридического лица, организующего деятельность розничного рынка на территории города Костромы», распоряжения начальника Управления экономики Администрации города Костромы от 26.03.2021 № 22-р «О внесении изменений в распоряжение начальника Управления экономики Администрации города Костромы от 4.02.2021 № 5-р».

Объектами муниципального контроля являются юридические лица, организующие деятельность розничных рынков на территории города Костромы на основании разрешения на право организации розничного рынка на территории города Костромы.

Общее количество подконтрольных лиц, деятельность которых подлежит контролю - 1.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона № 248-ФЗ обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:

1) обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;

2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;

3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);

4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;

5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

 

II. Правоприменительная практика законодательства об организации
и проведении муниципального контроля (надзора)

 

2.1. Организация и проведение плановых и внеплановых проверок

 

В 2021 году Управлением при осуществлении МК проводилась 1 плановая проверка.

Плановая проверка проводилась на основании плана проверок, сформированного в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ, Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.

План проверок был размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Костромы (далее – официальный сайт Администрации).

Плановая проверка осуществлялась Управлением на основании распоряжений о проведении проверок, издаваемых в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Плановая проверка проводилась в форме документарной и выездной проверки в порядке, установленном статьями 11, 12 Федерального закона № 294-ФЗ.

Форма проведения плановой проверки определялась на стадии формирования и утверждения плана проведения плановых проверок на 2021 год.

В соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Управлением в план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год (далее – план проверок) был включен 1 объект, не относящийся к субъектам малого предпринимательства.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона № 294-ФЗ проводилась выездная и документарная.

По результатам проверки должностными лицами Управления, уполномоченными на проведение проверки, составлялся акт в двух экземплярах в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

При организации и проведении Управлением плановой проверки в отношении юридического лица, в обязательном порядке обеспечивалось соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 294-ФЗ, что подтверждается отсутствием жалоб со стороны юридического лица на организацию и проведение плановой проверки.

Результаты проведения проверки размещены на сайте Генеральной прокуратуры РФ в ФГИС «Единый реестр проверок» в едином реестре проверок.

 

2.2. Организация и проведение иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

 

В 2021 году не проводились мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

 

2.3. Работа с заявлениями и обращениями граждан, содержащими сведения о нарушении обязательных требований

 

Работа с обращениями граждан Управлением осуществляется с учетом требований Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59).

В 2021 году заявлений и обращений граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, не поступало.

 

III. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

3.1. Типовые нарушения обязательных требований

 

В 2021 году мероприятия по МК осуществлялись в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 294-ФЗ.

За 2021 год должностными лицами Управления по результатам проведения плановой нарушений не выявлено.

 

3.2. Меры, принимаемые Управлением при выявлении нарушений обязательных требований

 

Должностными лицами Управления при выявлении нарушений обязательных требований, в соответствии с действующим законодательством, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований, составляются протоколы об административных правонарушениях, виновные лица привлекаются к административной ответственности.

Значительное место в 2021 году в работе Управления занимало проведение в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований. Предупреждение нарушений обязательных требований обеспечено за счет их доступности для подконтрольных субъектов, обеспечения прозрачной практики правоприменения.

Согласно пункту 1 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ в целях предупреждения нарушений юридическими лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы МК осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами, осуществляемой Управлением на 2021 год (далее – Программа) разработана и утверждена приказом начальника Управлением экономики Администрации города Костромы от 21.12.2020 № 17-пр.

В целях профилактики нарушений обязательных требований Управление в 2021 году:

1) обеспечивало размещение на официальном сайте перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом МК, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) осуществляло информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований.

3) обеспечивало обобщение практики осуществления МК на официальном сайте Администрации в сети «Интернет» соответствующего обобщения.

4) при проведении муниципального контроля не зафиксированы случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ФГИС «Единый реестр проверок» внесена вся информации о проводимых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и их результатах в установленный законом срок.

Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства в  сфере организации розничных рынков в отчетном периоде Управлением экономики не выдавались по причине отсутствия сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), в информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.

 

3.3. Вопросы применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных актов, иных нормативных документов, в том числе вопросы недостаточной ясности и взаимной согласованности обязательных требований

 

Предмет муниципального контроля установлен в Федеральном законе, а именно: соблюдение юридическими лицами, организующими на территории города Костромы деятельность розничных рынков, требований, установленных Федеральным законом, в части компетенции, закрепленной за органами местного самоуправления, а также организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований.

Во исполнение требований Федерального закона Администрацией города Костромы приняты постановление Администрации города Костромы от 27 сентября 2010 года № 1904 «Об определении количества торговых мест на универсальных рынках города Костромы для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством» и постановление Главы города Костромы от 9 июня 2007 года № 1346 «Об определении количества торговых мест на сельскохозяйственных рынках на территории города Костромы», соблюдение требований которых и является предметом проведения проверок.

 

3.4. Подготовка предложений по совершенствованию законодательства на основе анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности

 

Предложения по организации и осуществлению муниципального контроля отсутствуют ввиду изменения действующего законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности и отмены (исключения) данного вида контроля.