П Р О Е К Т

 

Утверждена распоряжением начальника

Управления архитектуры и градостроительства

 Администрации города Костромы

от _____________ года № ______

 

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города Костромы на 2023 год.

 

Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики.

 

1.      Общие положения.

 

1.1.           Настоящая программа разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2021 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»                                       (далее - – Закон № 248-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям», решением Думы города Костромы от 23.09.2021 № 138 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории города Костромы» (далее – Положение), и предусматривает комплекс мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города Костромы (далее – муниципальный земельный контроль).

1.2.           В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ                                                          «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава города Костромы, Положением об Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы, утвержденным Постановлением Администрации города Костромы от 16.03.2015 № 514, Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Костромы (далее – Управление) является уполномоченным органом по осуществлению муниципального земельного контроля на территории города Костромы.

1.3.           Структурным подразделением, осуществляющим муниципальный контроль, является отдел муниципального земельного контроля и охраны окружающей среды Управления (далее – Отдел МЗК и ООС).

1.4.            Непосредственными исполнителями муниципальной функции являются инспекторы Отдела МЗК и ООС Управления.

 

2. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля.

2.1. Обязательные требования оценка которых, является предметом муниципального земельного контроля, установлены Земельным кодексом Российской Федерации.

При осуществлении муниципального земельного контроля Управление осуществляет контроль за соблюдением:

а) обязательных требований о недопущении самовольного занятия земельных участков, в том числе использования земельных участков лицом, не имеющим предусмотренных законодательством прав на них;

б) обязательных требований об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;

в) обязательных требований, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и личного подсобного хозяйства, в указанных целях в течение установленного срока;

г) обязательных требований, связанных с обязанностью по приведению земельных участков в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

д) исполнения предписаний об устранении нарушений обязательных требований, выданных должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль, в пределах их компетенции.

2.2. Объектами муниципального земельного контроля являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков, расположенные на территории города Костромы, к которым Земельным кодексом Российской Федерации предъявляются обязательные требования.

2.3. Подконтрольными субъектами в рамках муниципального земельного контроля являются граждане, в том числе осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, организации, в том числе коммерческие и некоммерческие организации любых форм собственности и организационно-правовых форм, органы государственной власти и органы местного самоуправления, являющиеся правообладателями и (или) пользователями объектов муниципального земельного контроля.

Оценить общее количество подконтрольных субъектов, деятельность которых подлежит контролю, не представляется возможным.

2.4. Штатная численность должностных лиц Управления, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля, в 2022 году составила 4 человека, фактически муниципальный земельный контроль на территории города Костромы осуществлялся 2-мя должностными лицами.

2.5. В рамках осуществления мероприятий по муниципальному земельному контролю за истекший период 2022 года проведена следующая работа.

2.6. Ежегодный план проведения плановых контрольных мероприятий на 2022 год Управлением не утверждался, в связи с чем плановые контрольные мероприятия не проводились.

2.7. Внеплановые проверки соблюдения земельного законодательства проводились в форме инспекционного визита и рейдового осмотра. Всего за период с 01.01.2022 по 10.03.2022 проведено 8 внеплановых контрольных мероприятий, из них, 5 инспекционных визитов и 3 рейдовых осмотра.

Все внеплановые мероприятия проводились в отношении физических лиц на предмет исполнения выданных предписаний на устранение ранее выявленных нарушений (далее – предписание). 

По результатам проведенных контрольных мероприятий выявлено следующее:

- 1 предписание исполнено в полном объеме;

- по 2 предписаниям нарушения устранены частично, срок исполнения предписаний продлен;

- 5 предписаний не исполнено, нарушения не устранены, по 2 предписаниям из них срок исполнения продлен.

По фактам неисполнения ранее выданных предписаний составлено и направлено на рассмотрение в мировые суды 7 протокола об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых:

- по 1 протоколу вынесен отказ в возбуждении дела об административном правонарушении;

-  по 1 протоколу назначен штраф в размере 300 рублей за неисполнение предписания;

- дело по 1 протоколу прекращено за отсутствием состава правонарушения;

- дела по 4 протоколам прекращены за истечением сроком привлечения к административной ответственности.

Материалы в отношении собственников 3 земельных участков переданы в Управление имущественных и земельных отношений для принятия мер в рамках имеющихся полномочий к устранению выявленных нарушений в судебном порядке и взысканию неосновательного обогащения.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации                        от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» внеплановые контрольные мероприятия с 10.03.2022 не проводились.

За истекший период 2022 года также проведено 104 контрольных мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, из них, 54 наблюдения за соблюдением обязательных требований, 50 выездных обследований, по результатам которых субъектам контроля объявлено 34 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

 

3.      Описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного органа.

 

3.1. В целях исполнения мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) в 2022 году проведены следующие мероприятия:

 1) информирование субъектов контроля проводилось посредством размещения на официальном сайте Администрации города Костромы в сети «Интернет»:

 - актуализированных текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального земельного контроля;

- перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

- утвержденных проверочных листов

-  перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;

- перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;

 - программы профилактики рисков причинения вреда на 2022 год;

- исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться контрольным органом у контролируемого лица;

- сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

- сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц;

 - результатов контрольной деятельности за 2021 год, в том числе, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься субъектами контроля в целях недопущения таких нарушений;

2) объявлено 34 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;

3) проведено 22 консультирования по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля.

 

4.      Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики.

 

4.1. Основными проблемами, на решение которых направлена настоящая программа, являются:

- низкий уровень знания подконтрольными субъектами требований, предъявляемых к объектам контроля, и как следствие незнание подконтрольными субъектами о наличии совершаемых нарушений;

- несоблюдение требований в отношении объектов контроля, установленных земельным законодательством.

4.2. Путь решения проблем: проведение профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня правосознания подконтрольных субъектов, формирование ответственного отношения к исполнению своих правовых обязанностей, а также на снижение количества совершаемых нарушений.

 

Раздел II. Цели и задачи реализации программы профилактики.

 

5.1. Основными целями программы профилактики являются:

- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми субъектами;

- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых субъектов, повышение информированности о способах их соблюдения.

5.2. Проведение профилактических мероприятий программы профилактики направлено на решение следующих задач:

- укрепление системы профилактики нарушений рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

- повышение правосознания и правовой культуры руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан;

- оценка возможной угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, выработка и реализация профилактических мер, способствующих ее снижению;

- выявление факторов угрозы причинения, либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения угрозы;

- оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных контролируемым лицам уровней риска.

 

Раздел III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

1.

Информирование

по вопросам соблюдения обязательных требований

в течение года (по мере необходимости)

Отдел МЗК и ООС

Отдел информационных ресурсов и связи Администрации города Костромы

2.

Объявление предостережений

в течении года при наличии оснований, предусмотренных статьей 49 Закона                 № 248-ФЗ

инспекторы

Отдела МЗК и ООС

3.

Консультирование

По мере обращения подконтрольных субъектов

инспекторы

Отдела МЗК и ООС

 

6.1. Консультирование контролируемых лиц и (или) их представителей осуществляется инспектором, при обращении контролируемых лиц и (или) их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального земельного контроля.

6.2. Консультирование осуществляется без взимания платы и может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных мероприятий. Время консультирования не должно превышать 15 минут.

6.3. Информация о месте, инспекторах, проводящих личный прием, а также об установленных для приема днях и часах размещается органом муниципального земельного контроля на официальном сайте Администрации.

6.4. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

1) организация и осуществление муниципального земельного контроля;

2) порядок осуществления профилактических, контрольных мероприятий, установленных Положением.

6.5. Консультирование в письменной форме осуществляется в следующих случаях:

1) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;

2) за время, предусмотренное для консультации, предоставить ответ на поставленные вопросы не представляется возможным;

3) для подготовки ответа на поставленные вопросы необходимы дополнительные сведения, запрашиваемые в органах государственной власти или у иных лиц.

6.6. Если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к сфере муниципального земельного контроля, контролируемому лицу и (или) его представителю даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления или к соответствующим должностным лицам.

6.7. При проведении консультирования во время контрольных мероприятий запись о проведенной консультации отражается в акте контрольного мероприятия.

6.8. В случае поступления в орган муниципального земельного контроля однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и (или) их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Администрации письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом органа муниципального земельного контроля.

 

Раздел IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики.

 

№ п/п

Наименование показателя

Величина

1.

Полнота информации, размещенной на официальном сайте Администрации в соответствии с частью 3 статьи 46 Закона № 248-ФЗ

100 %

2.

Удовлетворенность контролируемых субъектов и их представителями консультированием

100 % от числа обратившихся

3.

Количество проведенных профилактических мероприятий

не менее 20 мероприятий, проведенных Управлением